Китайский империализм

На модерации Отложенный

Китай. Не так давно эта страна была на отшибе человечества, но теперь она считается не просто цивилизацией, а одним из геополитических центров силы и новым ядром капиталистической системы. Будучи индустриальной страной у Китая есть на это все шансы. Тем не менее успехи Китая не могу означать тоже самое и для его соседей. Их, ждет в свою очередь, участь "союзников", а также колоний и периферии, являющихся рынками сбыта и территориями обслуживающими капиталистическое ядро. Однако всему этому предшествует период империализма и экспансии формирующегося ядра, которое превращает соседей в свою периферию, колонии и спутники-союзники. В начале этого лета в некоторых российских СМИ вновь поднялась тема о "китайской экспансии". Это было связанно не только с усилением многолетних заявлений о "развороте на Восток", союзе с Китаем против США и российско-китайской дружбе, но и с рядом послаблений и "подарков" со стороны России Китаю.

Так в июне месяце правительство Забайкальского края подтвердило подписало протокол о намерениях по реализации проекта с китайской инвестиционной компанией "Хуаэ Синбан".  Проект представляет собой передачу китайской стороне в аренду на 49 лет по 250 рублей за гектар в год сначала 115 тыс. га земли, а затем, в случае успешной работы, — еще 200 тысяч. В обмен на землю Китай намерен инвестировать в край сумму в 24 млрд рублей. Китай намерен построить на полученной земле растениеводческие, животноводческие и перерабатывающие производства, которые "наверное" задействуют 75% местных трудовых ресурсов. Тем не менее не все верят в ценность этого соглашения. Ряд общественных деятелей Забайкалья выступают резко против него. Лидер общественного объединения "Забайкальский народный фронт" Константин Соболев считает, что Забайкалье постепенно "сливают" о чем говорит перевод времени из-за чего рассвет начинается в два часа ночи, как в Китае. Зампред комитета Госдумы по экономической политике, депутат фракции КПРФ, Николай Арефьев предложивший коллегам выяснить подробности и целесообразность передачи в аренду китайской компании земли считает что эта сделка не только не имеет смыла, но и ущербна. Депутат считает, что цена в 250 руб несправедлива и меньше цены за дачный участок. Также и инвестиции в 24 млрд за 49 лет незначительны поскольку выливаются в 490 млн руб в год, а вместе с платой за аренду в 30 млн руб. за год являются каплей в море. Издержки же в виде экологических загрязнений, варварской эксплуатации земли и остальных ресурсов, намного превышают возможные прибыли. С ним согласен и депутат от Забайкалья Владимир Поздняков. Он акцентирует внимание на том, что китайца известны на весь мир своей варварской эксплуатацией чужой земли, отравленной пестицидами сельхоз продукцией и целенаправленным разорением местных отечественных производителей.

Тем не менее это не первая покупка Китая в России. Еще в 2010 году поднебесная арендовала в Еврейской автономной области и Хабаровском крае по 426 тыс. га приграничных земель, где трудятся приезжие китайские работники. Аренда земель на пол века это не единственный инструмент китайской  экспансии. Поднебесная будучи индустриальной страной, которая постоянно нуждается в сырье, активно  инвестирует и покупает месторождения, включая и российские. Начало конфронтации с Западом только усилило эти процессы. В феврале месяце на красноярском экономическом форуме вице-премьер  Аркадий Дворкович заявил, что Россия готова уступить Китаю долю свыше 50% в стратегических нефтегазовых месторождениях. На практике Китай не спешит использовать энтузиазм вице-премьера. На данный момент китайские компании участвуют в добыче нефти и газа на российском арктическом и сахалинском шельфах. Также корпорация "Роснефть" подписала рамочные соглашения о передачи 10% Ванкорского месторождения, которое 70% своей продукции поставляет в Китай, китайской стороне. Тоже ждет и месторождения Красноярского края. Газопроводы еще один интерес китайской стороны. Самым известны из них является "Сила Сибири", который должен был строиться на китайский аванс. Однако поднебесная отказалась платить своему "союзнику", который согласился построить газопровод за свои средства. На этом список интересов Китая в России не заканчивается. Среди наиболее явных можно выделить покупку поднебесной военных технологий, а также участки российского леса площадью 1 млн.га(по разным оценкам), которые были выделены под вырубку. При рассмотрении товарообмена(за 2014 год) между Россией и Китаем четко прослеживается , описанный в работах Франка и Валлерстайна неравнозначный обмен как вид как эксплуатация периферии капиталистическим ядром.

На первом месте российского экспорта в Китай стоят минеральное топливо, нефть и нефтепродукты(71, 63% всего экспорта). Поставки составили 65,38 млн. тонн, стоимостью 29,  76 млрд. долл. На втором месте находятся древесина и изделия из нее(6,97% всего экспорта). Объем поставок составил 14,43 млн. куб. м(2 879,31 млн. долл) из которых  62% приходится на круглый лес. На третьем месте находятся цветные металлы(3,96% всего экспорта) 183,01 тыс. тонн стоимостью 1 645,79 млн. долл. Далее располагаются раба, моллюски и ракообразные(3,05%); руды(2,89%); химическая продукция(2,88%); удобрения(2,25%), бумага и целлюлоза(1,92%); драгоценные и полудрагоценные камни(1,22%) и машины и оборудование(1,22%).  Импорт России из Китая(53 681,56 млн. долл) в свою очередь структурно состоит из машин и оборудования(32,12%); химические товары(8, 37%); одежда, обувь, прочие изделия из текстиля, пушнины и кожи(28,77%); товары общественного потребления(мебель, посуда, игрушки и т.д)(9,87%); сельхоз продукция(2,82%) и изделия из черных металлов и минеральное топливо(3,33%).

Как видно неравнозначный обмен прежде всего связан с обменом ценных и редких земельных, сырьевых и биоресурсов на обычный ширпотреб, машины сомнительного качества, химию такого же качества и аграрную продукцию(возможно отравленную пестицидами). Впрочем, нашу страну никак нельзя считать колонией Китая. По большому счету мы страна китайской периферии и неравнозначный партнер, подвергающийся эксплуатации.  Настоящие колонии Китая расположены за сотни миль от поднебесной.

С начала 2000-ых годов китайский дракон, как и шесть веков назад, направился на черный континент. За последние полтора десятка лет "сотрудничества" товарооборот между партнерами составил 200 млрд.долларов, а инвестиции направленные В Африку превысили 150 млрд.долларов. Основными же партнерами поднебесной являются: это Конго (нефть, лесоматериалы, основные металлы), Нигерия (нефть), Гана (марганец), Намибия (медь), Камерун (лесоматериалы),Ангола (нефть), Южная Африка (железная руда, алмазы, основные металлы, платина, марганец, медь и алюминий), Замбия (медь и основные металлы), Экваториальная Гвинея (нефть и лесоматериалы), Судан (нефть) и Габон (древесина, железная руда, марганец). Все эти страны обеспечивают 90% поставок африканского сырья для Китая. Помимо ресурсов Китай активно скупает африканские земли, общая площадь которых приближается к 1 миллиону гектар, на которых китайцы выращивают сельхоз продукцию и биотопливо для внутреннего потребления. Еще одним направлением китайского неоколониализма в Африке является строительство масштабных инфраструктурных проектов вроде строительства дорог300 млн.долл), ГЭС(700 милн.долл), городов(3,5 млрд.долл), торговых центров, в ходе строительства которых было согнано с мест обитания 50 000 человек. Как ни странно Африку колонизируют и китайские мигранты, коих уже более 1 миллиона человек. Переселенцы из поднебесной, вызывающие ненависть африканцев, это преимущественно успешные торговцы, захватывающие африканский рынок  и квалифицированные специалисты занятые в самых перспективных отраслях экономики. Самым же очевидным риском сотрудничество африканцев с Китаем является не потеря экономического суверенитета и не наплыв мигрантов, а сильное загрязнение атмосферы и воды китайскими производствами, опустынивание как следствие варварского земледелия и общее ухудшение экологической обстановки.

Таким образом мы можем наблюдать как ряд суверенных государств попав в объятия китайского дракона постепенно теряют как экономический так и политический суверенитет, получая в замен ширпотреб и экологические проблемы. Такие же риски есть и у российско-китайского сотрудничества. Передача земель в пользование может привести к их варварской эксплуатации, чем славны китайцы, или же грязной разработке полезных ископаемых. Также земли переданные в аренду могут быть в течении 50 лет заселенны выходцами с северного Китая, которые не боятся холода, что может привести к образованию анклавов и больших китайских городов и деревень. Свертывание увеличения покупателей, отказ от европейских потребителей  и неравный обмен сырья на товары общественного потребления лишь истощит наши ресурсы, и увеличит шансы на превращение РФ в страну китайской периферии.