Модернизация России на китайские деньги

По плану правительства китайцы помогут поднять не только Дальний Восток и Сибирь, но и организуют производства в Европейской части России.

Угроза китайской экспанcии на Дальнем Воcтоке и в Восточной Сибири – давняя всероссийская фобия. Интерес Китая к росcийскому газу, нефти, углю и электроэнергии то и дело порождает слухи о том, что вот-вот дальневосточный регион продан/захвачен/заселен и станет китайским сырьевым придатком.

Осложняет течение болезни то, что большая часть документов, посвященных сотрудничеству, не предназначена для посторонних глаз – то есть для граждан, которых пугает китайская экспансия. Так, в закрытой части стратегии внешнеэкономической деятельности России до 2020 г., написанной Минэкономразвития, изложены задачи и риски отношений со всеми торговыми партнерами России. В марте Минэкономразвития представит правительству подробные планы на ближайшую трехлетку.

В распоряжении Slon.ru оказался проект «китайской части» этой стратегии – странового плана действий с Китаем (см. документ).

Из него следует, что диверсификация российской экономики без китайских денег вряд ли возможна. При этом инвесторы из КНР вовсе не собираются ограничиваться разработкой сибирских месторождений, они готовы строить жилые комплексы, торговые центры и заводы по всей России. Без них не обойдется ни строительство национального курорта в Подмосковье, ни организация сборки дорожно-строительной техники в Уссурийске, ни производство российских энергосберегающих лампочек в европейской части России. Впрочем, часть проектов уже были обнародованы ранее – после встреч председателя КНР Ху Цзиньтао с Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым.

Планы по столь масштабному привлечению китайских инвесторов в Россию Минэкономразвития объясняет нехваткой в стране собственных средств. Проблема эта актуальна сейчас практически для любой отрасли, и если китайские корпорации готовы вкладывать свои средства в российские производства – это можно только приветствовать, говорит чиновник министерства. А китайцы, судя по плану, готовы.

Стратегический обмен помощью выглядит так: китайская сторона помогает построить жилой комплекс «Балтийская жемчужина» в Санкт-Петербурге, – российская – спроектировать на основе своих технологий тяжелый гражданский вертолет, китайцы инвестируют в строительство семейного курорта «Московия» с сафари-парком, океанариумом, дельфинарием и гостиницей на 1000 номеров, – Россия помогает исследовать Марс и построить атомную станцию с реактором на быстрых нейтронах.

Включатся китайцы и в российскую программу по повышению энергоэффективности: в Кировской и Белгородской областях будут построены заводы по производству энергосберегающих лампочек. Эти проекты, по расчетам Минэкономразвития, должны сделать реальной программу тотального перехода на эти лампочки. Стоимость их будет радикально снижена. Сейчас большинство таких ламп в России – импортные (в частности, сделанные в Китае) и стоят они приблизительно в 10 раз больше привычной «лампочки Ильича», а запретить использование последних в России собираются уже с 2014 г.

Судя по всему, российское правительство решило выбрать новую стратегию отношений с Китаем, ориентируясь на совместные инфраструктурные проекты и производство продукции высокой степени переработки, считает руководитель аналитического отдела «Дойче банка» Ярослав Лисоволик. Китай всегда интересовало российское сырье, а в сфере инвестиций особой активности до сих пор не было, отмечает эксперт.

Впрочем, о традициях своего партнерства совсем забывать Россия и Китай не намерены. Дальневосточные и сибирские нефть, газ, лес, руда и электроэнергия по-прежнему интересуют КНР, и число совместных проектов по разработке месторождений и строительству газо- и нефтепроводов в ближайшие три года, по плану Минэкономразвития, будет увеличиваться.

Сырье – главный козырь региона, способный обеспечить его дальнейшее развитие, надо только активнее использовать имеющиеся возможности, а не страдать комплексом «собаки на сене», уверен директор «Института региональной политики» Булат Столяров.

Без Китая обеспечить нормальное социально-экономического развития на Дальнем Востоке и в Забайкалье все равно не получится: ни у государства,ни у бизнеса на это нет денег. Так что другого выхода, кроме как использовать ресурсный и транзитный потенциал региона на полную мощность, сейчас просто нет, считает Столяров, а если появятся деньги – ничего не будет мешать поэтапному созданию перерабатывающих производств в регионе.

При этом, пишет Минэкономразвития, представления обывателей об опасности экспансии китайцев не лишены оснований – чиновники перечисляют все страхи в разделе «риски». Но выбирать партнера по модернизации России не приходится.