Каким богам мы поклоняемся
На модерации
Отложенный
Скажи, каким богам ты поклоняешься, и я скажу тебе, кто ты.
В прошедшие дни, о чем нас не уставало извещать телевидение, сошлись несколько праздников: Сретение и Прощеное воскресенье, Широкая Масленица, День святого Валентина и начало нового
года по лунному календарю.
То, о чем говорит телевидение, общезначимо. Иного в сегодняшнем мире не дано. Ты, конечно, не обязан отмечать все эти праздники - можешь вообще ничего не отмечать, а спать на диване или смотреть по тому же телевизору Олимпийские игры (тоже праздник, пусть светский, - "праздник мирового спорта"). Но все-таки и забыть об этих праздниках тебе не дадут. Ни ТВ, ни торговля (предлагая купить всякие там "валентинки" и расплодившихся как кролики тигров).
Сретение и Прощеное воскресенье - праздники православные. Широкая Масленица - языческий русский праздник, впрочем, вписавшийся и в православный календарь. День святого Валентина - праздник католический, совершенно перебивший отечественных Петра и Февронию. Начало нового года по лунному календарю - азиатский языческий праздник (как и наш Новый год, где главные действующие лица Дед Мороз и Снегурочка).
Верующие мы, неверующие или атеисты - в нашем сегодняшнем обыденном сознании, а значит, и в подсознании, т.е. метафизически, все эти праздники де-факто присутствуют, перекрещиваются, уравниваются и даже взаимодействуют. Разве не знаем мы в своем окружении людей, особенно женщин, утверждающих, что они православные верующие, крещеных, но определяющих свой характер и планирующих жизненный путь не по образу и деяниям святого, в честь которого названы при рождении, а по циклам восточного календаря и астрологическим трактовкам зодиакальной символики?
До наступления эпохи ТВ и массовых глобальных авиаперелетов среднестатистический верующий представитель европейской (христианской) цивилизации поклонялся своему единому Богу, отдавая дань - и в повседневной жизни, и особенно в некоторые праздники - кумирам и предрассудкам того языческого культа, который когда-то был сменен, "одомашнен", оттеснен и маргинализирован, особенно идеологически, всепобеждающим христианским вероучением. Отдельно взятые атеисты и многочисленные еретики, внося внутреннюю смуту в религиозную и политическую жизнь, внешней угрозой для христианства не являлись. Тем более что само христианство вело себя весьма экспансионистски, постоянно расширяя путем миссионерства свое влияние.
Что же мы имеем теперь на канонической территории христианства - этого классического образца монотеизма? Типичное многобожие, то есть язычество в его современном воплощении. Неоязычество.
И дело даже не в том, что в пока еще внешне христианской Европе массово и постоянно присутствуют последователи и адепты других мировых религий. Проблема сложнее (многосоставнее).
Во-первых, мнением "иноверцев" уже нельзя пренебречь ни во внутренних делах, ни во внешней политике. Кому век или даже полвека назад могло прийти в голову, что публикация рисунка с изображением пророка Мухаммеда в одной из газет Европы, этой родины и цитадели института свободы слова и печати, может привести к международному скандалу и внутренним возмущениям? А в то, с чем считаешься, уже начинаешь и верить.
Во-вторых, поскольку европейский секуляризм стремительно нарастает, а религиозность "новых европейцев" (не жителей восточноевропейских стран, а выходцев из стран Востока) отнюдь не падает, то мусульманский Аллах становится примерно равновеликим (или равновлиятельным) христианскому Богу. Европейская же толерантность (включающая веротерпимость), ставшая и модой, и политикой, фактически уже открыла двери для двоебожия в Европе.
В-третьих, все те повседневные языческие тенденции, о которых я говорил, причем не отеческие (мало кто сейчас верит во влияние на нашу жизнь олимпийских, германских или славянских богов, а равно домовых, русалок и лесовиков), а в основном привнесенные (судя по всему, в зодиакальную символику и азиатскую циклическую бестиалогию верит большинство), из-за тех же секуляризма и толерантности стремительно заполняют образовавшийся идейный и вероисповедальный вакуум "классической Европы".
Я отнюдь не собираюсь судить, какая из мировых религий лучше. И не призываю кого-то запрещать. Хотя бы потому, что, с одной стороны, уже поздно, а с другой - при наличии ТВ, интернета
и трансконтинентальных перелетов - нереально. Я просто фиксирую, как мне кажется, очевидное: появление на европейском пространстве неоязычества в качестве доминирующего религиозного (пусть квазирелигиозного с позиций канонического христианства) состояния.
Сначала это состояние, разумеется, напоминает хаос, который в силу его неупорядоченности многим кажется вредной, но малоопасной эклектикой, мешаниной, которые можно преодолеть усилием то ли политической воли (чьей?), то ли нравственной проповеди (кому?).
Но, как известно, из хаоса постепенно рождается не гармония, конечно, а порядок. Новый порядок. Все языческие культы только на ранней стадии существования были "демократическими", когда титаны осмеливались поднимать руку на богов, а сами боги властвовали лишь в "зонах своей компетенции". Потом возникает иерархия, и древнегреческий олимпийский пантеон - блестящий тому пример.
Вслед за этим божественная иерархия отливается в земных, т.е. политических, формах. Это уже порядок не на Небе, а на земле. Новый порядок по отношению к дохаосному прошлому. В данном случае - к нашему настоящему (точнее, уже к нашему недавнему настоящему). Так приходит новое единобожие на Небе и новое единоначалие на земле. Кстати, до сих пор этот приход никогда не был мирным.
Что было, то и будет... В принципе - так. В конкретике - иное. Чья власть, того и вера. Но и обратное справедливо: чья вера, того и власть. А кто будет следующим главным божеством в Европе или вообще в мире? У кого есть точный ответ на этот вопрос?
Ясно, что нынешнее состояние переходное. Ясно, что божественной диспозиции конца ХХI века мы не знаем, а прогнозы строим
лишь на основе страхов и тенденций (возможно, краткосрочных) сегодняшнего дня. Вроде бы ясно, что человечество действует более осознанно, чем столетия и тысячелетия назад. Вроде бы... Но не доказано. Например, сегодня абсолютно все против войны. Однако войны продолжаются. И оружие новое изобретается и производится. И к чему уже подошло рациональное знание? Не к тому ли пределу, где оно становится опаснее слепой веры? Вопросов таких, более чем тревожных, много.
Что же нам делать?
Верить в то, что новообретенную вероисповедальную демократию не сменит новая иерархия - без Христа во главе? Загодя готовить систему, при которой глава будущей иерархии будет не назначаться стихией или силой, а выбираться? Причем - не более чем на два срока? Как-то не верится, что такую гигантскую систему, как человеческая история, можно будет свести к упорядоченному политическому механизму средней величины европейского государства последних шести десятилетий. Какой-то вульгарный марксизм получается.
Если мы не знаем, что случится в будущем, а настоящее - смесь тревог и неопределенностей, стоит держаться за прошлое в его лучших проявлениях и плодотворных для нас долгосрочных тенденциях. Ввиду воцаряющегося неоязычества - за христианство. В нашем случае - за православие. И при этом постоянно размышлять о будущем. Не "до 2020 года", а гораздо дальше.
Сегодня мы, в России, совершенно не размышляем о будущем. Так - какое-то самодеятельное разноголосие. Нет у нашего государства и у нашей страны органа, который призван и умеет думать о будущем. И людей таких нет. Ленина и Сталина мы свергли с пьедесталов. Может, и есть за что. Но вот о будущем-то они думать точно умели. Не отнимешь...
Комментарии
И к чему призывать - "определяться с богом или богами? Ведь это - в сердце у каждого. Кто-то останется в РПЦ кто-то- в исламе, кто-то в родном ему ведославии. А статья - полностью заказуха от РПЦ. Трон шатается как никогда. И это лично мне даёт уверенность, сто именно настоящее Право Славие вновь засияет для славянского мира. Но и к другим конфессиям мы всегда с уважением относились и будем относиться.
Что делать?
Вероисповеданий много , но первоначальный их смысл "Твори Добро"