Тупиковая Россия

Президент Дмитрий Медведев публично констатировал, что России необходимо изменить курс, если она не желает докатиться до положения страны третьего мира. Игорь Шувалов, первый вице-премьер, недавно объявил инвесторам, что хотя Россия пережила свою худшую за последнее десятилетие рецессию, она трансформируется в «новую страну» к 2020 г. путём инноваций и вложений в «человеческий капитал». Он заявил, что инвестиционный климат будет существенно улучшен в течение года после снижения бюрократизма и очищения судебной системы.

Проблема в том, что мы всё это уже слышали. Когда Владимир Путин десять лет назад пришёл в Кремль, он обещал утвердить право закона и бороться с коррупцией. Но под его присмотром никакого прогресса в сторону независимой судебной системы не было и коррупции бюрократии было позволено расширяться.

Именно при Путине были отобраны активы «Юкоса», «Шелл» и «Бритиш Петролеум». Именно при Путине выросло количество журналистов, подобно Анне Политковской, убитых безнаказанно. Мало удивительного, таким образом, что инвесторы скептичны относительно новых обещаний бороться с буйной коррупцией или диверсифицировать экономику, уйдя от сырьевой базы.

По мере роста цен на нефть во время президентского срока Путина, он смог обеспечить выплату пенсий и зарплат вовремя. Но он полностью потерпел неудачу в поощрении инвестиций в новые отрасли промышленности, технологии и инфраструктуру.

Теперь Россия стоит перед переломным моментом. Фонды, которые были аккумулированы за хорошие годы, почти иссякли. Основные компании, подобно «Газпрому», близки к банкротству и встречаются с огромными проблемами из-за отсутствия инвестиций в энергетический сектор. Контролируемые государством конгломераты и банки были поддержаны государством, но мелкие и средние предприятия, необходимые для будущего роста, оказались в пренебрежении.

Большая часть российской инфраструктуры разваливается. Сотни моногородов - города, зависящие от одного предприятия - не имеют будущего. Существует огромный разрыв между богатыми и бедными, и ещё более огромный - между регионами. Растёт число протестов, от Калининграда до Владивостока, из-за социальных и экономических условий. Даже элита не верит в будущее России. Они не держат деньги в стране и отправляют детей учиться за границу.

Недавний отчёт Института Современного Развития, влиятельного совещательного органа, близкого к г-ну Медведеву, призвал к реформам. Чтобы поддержать политическое соперничество, надо вернуться к системе выборности губернаторов и сенаторов, - практике, отменённой Путиным, когда он был президентом.

В отчёте также есть призыв к большей свободе СМИ (под контролем государства 93% всех выходящих СМИ) ради помощи в преодолении коррупции и поощрении политических дискуссий.

К несчастью, но не удивительно, отчёт получил нулевой резонанс в СМИ. Правящая партия «Единая Россия», контролируемая Путиным, также не видит необходимости изменений. Дума по отношению к исполнительной власти собственного мнения не имеет, а большинство депутатов более интересуются самообогащением, чем контролем правительства.

Некоторые наблюдатели считают, что США и Евросоюз могут надавить на Россию, чтобы она изменила свой путь. Президент Обама, однако, возлагает надежды на обеспечение помощи Москвы в делах с двумя вызовами в иностранной политике, Ираном и Афганистаном. Но нет очевидных признаков, что Москва готова, способна или желает предоставить помощь по этим вопросам.

На саммите Евросоюз-Россия в Стокгольме в ноябре прошлого года, Жозе Мануэль Баррозу, президент Еврокомиссии, пообещал помочь России с планом модернизации. Но переговоры между Евросоюзом и Россией по новому соглашению о партнёрстве переживают ледниковый прогресс. Россия не может решить, стоит ли ей присоединиться к Всемирной торговой организации. Искажённые взгляды России на мир также осложняют её движение к сценарию win-win (победа-победа) в энергетике.

В мышлении российской элиты всё ещё доминирует ментальность «выигрыш-проигрыш», особенно когда дело касается трубопроводов и Украины, Белоруссии и Грузии. И г-н Путин, и г-н Медведев говорят и российском праве иметь сферу влияния в Восточной Европе. Нет понимания, что наличие круга стабильных, преуспевающих и демократических соседей было бы в долгосрочных интересах самой России.

Но, возможно, они понимают, что такое развитие приведёт многих в самой России к вопросу о политике Путина-Медведева. Рассуждения о расколе в тандеме пока всего лишь разговоры. Г-н Медведев на 100% обязан своим положением г-ну Путину. Оно служит им обоим для игры время от времени в «хороший-плохой полицейский», но на самом деле между этими двумя нет фундаментальных отличий.

Перспективы изменений в России, таким образом, унылы. Но общественное мнение становится всё более возмущено бездействием правительства и ситуация может стать взрывоопасной в ближайшем будущем. Внешний мир может только повлиять на развитие пограничных областей. И всё же, нам не следует ослаблять нашу поддержку либеральных, демократических сил, которые ищут возможности изменить систему. Их борьба - наша борьба.