Русский Крым. Путешествие из Сибири в Крым на двух транспортах

На модерации Отложенный

Русский Крым. Паломничество из Сибири в Крым на двух транспортах, или Попытка разобраться в причинах русско-украинской войны?

Сразу предупреждаю, в этом данном очерке вы прочтете об «истинах», которые большинство читателей ДРОМа не сможет сразу принять (например, об истинных духовных причинах войны на Украине, о новых методах ведения «холодной» войны…). Автор об этом заранее предупреждает и воспринимает это как должное.

Если вам понравился этот рассказ, вы можете заказать книгу автора «Быть русским» (210 страниц, 70 фотографий) или его фильмы о странствиях на скутере (в том числе по Крыму). Уникальность книги заключается в том, что большинство ее очерков в самой ранней редакции были опубликованы на страницах дрома. Подробнее о заказе можно прочесть в конце очерка.

* * *

Сегодня мы переживаем возрождение России,
может, даже последнее.

Почему нужно ехать в Крым и делать это лучше именно сейчас, когда прошло всего ничего после возвращения, когда рядом рвутся снаряды, гибнут люди, когда новое украинское правительство клянется на весь мир, что они еще покажут кузькину мать и вернут Крым, который, кстати, им был абсолютно не нужен, они и с остальной территорией, доставшейся в «нагрузку» от СССР, не очень представляют что делать.

Путешествуя на скутере не первый год, со временем поняв, что это лучший в мире транспорт для путешествий, с годами я еще понял, что скутер до места лучше доставлять в автомобиле. Слишком он опасен при поездках по автострадам. Таким образом я проехал на нем Сахалин, Карелию, Алтай, Грузию... Теперь предстояла поездка в русский Крым.

---

20 сентября выехали в сторону Урала (выехали с супругой, которая согласилась меня немного проводить). Едем пока на четырех колесах. Японском микроавтобусе (почти), тойота фанкарго, на котором дальних поездок еще не предпринимал.

Едем пока по Сибири, где золотых церковных куполов почти нет. Оттого постоянно ловишь себя на мысли, что чего-то не хватает в окружающем мире. За Уралом все изменится, хотя люди там будут «иные», с немного более черствыми и усталыми душами.

Два поляка

Под Новосибирском остановились на трассе, решили рыбку прикупить. Вслед за нами притормозили два поляка, ехавшие на разукрашенном джипе хай люкс. Их джип был весь в наклейках, так что сразу видно было — путешественники едут. Поляки эти неплохо говорили по-русски, но оказались не очень разговорчивы. На наш вопрос, куда едут, коротко ответили: «На Байкал». Говорю жене: «А что ты от них хочешь? К такой разукрашенной машине голодные до иностранцев русские пристают на каждой остановке, это во-первых. А во-вторых: поляки не очень-то любят русских. Какая сейчас идеологическая обработка идет на Украине, а в Польше она — в разы больше и началась намного раньше. Можешь себе представить, что у них теперь пишут о русских, которые «отобрали» свой Крым и хотят «завоевать» весь мир. Даже мы сами начинаем задумываться, а может, мы, русские, и в самом деле такие плохие, может, мы действительно обидели бедную Украину?

Неразговорчивые поляки подали мне мысль, что и скутер можно обклеить фотографиями тех мест, которые я посетил. Фотографии у поляков были оформлены в виде марок, на каждой написана страна и год — Казахстан, Китай, Монголия… Только со скутером сложнее. Мой опыт показывает, что век пластикового скутера недолог — это не вечная железная машина. Две-три экспедиции и все, нужно пересаживаться на другой.

А я хотел полякам сказать спасибо, что они не поддержали в свое время Гитлера. То, что мы сейчас «разошлись» — это все несерьезно, это временное явление. Это последствия безбожного, но такого нужного всем нам СССР, освобождаться от которого мы будем не одно поколение. Ничего, еще встретимся, поговорим, я в Польше еще буду, у меня в польской земле дед лежит.

Въехали в село Каргат Новосибирской области, где нас удивил очень богатый храм, просто столичного уровня. Мы дожили до таких благостных времен, когда не просто начали храмы восстанавливать, а стали появляться бизнесмены-подвижники, которые с народом делятся его же деньгами.

Рядом с этим храмом, который построил один из таких бизнесменов, создали хорошую детскую площадку, где всегда много детворы. Великолепная идея правильного воцерковления подрастающего поколения. Если с самого детства рядом с ребенком всегда есть храм, он всегда в него вход найдет.

В одном из придорожных сельских магазинов спросили у продавщицы: «Почему у них нет сливочного масла, а только спред?» — «Никто не покупает, — ответила она, — одна только женщина на все село и берет». Мы абсолютно не знаем, как живет наше село, точнее, как оно выживает. Сначала его лишили Бога, потом лишили денег, а последние двадцать лет еще и отучали работать. Может и прав тот старец, который сказал, что сегодня в мире только бесовская, безбожная власть. Мне тоже так начинает казаться, когда я вижу, что сделали с постсоветскими селами, особенно сибирскими. Но в последнее время в России все стало меняться в лучшую сторону, даже власть. Скажу более, Россия до Крыма и после него — это как две абсолютно разные страны. Так же как «разными странами» была Россия до перестройки и после нее, или до революции и после.

Памятник славного советского прошлого

В пути постоянно испытываешь трудности с водой. В богатой Сибири с питьевой водой проблем нет, ты заезжаешь в деревню и сам ее набираешь, колонки или колодцы есть везде. На юге России все будет иначе. Там колонки, если где и встретишь, то воды в них нет, они все давно заржавели. Только старожилы помнят, что в этих колонках когда-то текла вода, теперь они стоят как памятники славного советского прошлого. А не убирают их только потому, что не теряют надежды — рано или поздно все у нас наладится.

Нет разницы, как ехать на Запад, лично я больше всего не люблю ездить старыми, давно известными путями. Потому, посовещавшись, мы решили ехать через Казахстан, где еще никогда не были. Все ездят обычно в объезд Казахстана, а мы подумали: Что мы боимся этого Казахстана как огня, не Америка все же?!

На Казахстан едем по новой дороге, машин здесь почти нет — за последние двадцать лет мы разучились ездить друг к другу. Дорогу эту теперь капитально перестраивают, а значит, у наших стран открываются серьезные перспективы. У России везде впереди большие перспективы и с Казахстаном, и Беларусью, и Арменией, и даже Украиной, если она, вообще, будет существовать. И это окрыляет.

Почему мы боимся заграницу?

На прохождение погранперехода ушло часа полтора. На казахской стороне еще сильна советская закваска, когда таможенники делали все, чтоб у тебя никогда не появилось вновь желания проходить границу. Здесь нам задали кучу ненужных вопросов: куда едете, откуда, зачем, на какой машине… Это всем страшно надоело. Передо мной мужчина на вопрос, на чем едете, ответил: «На семерке». — «На какой такой семерке?» — удивился молодой таможенник.

О, как далеко они от нас ушли, если даже забыли народные названия! В легендарном фильме «В бой идут одни старики», посвященном летчикам Великой Отечественной войны, тоже летают на «девятках». В том, как русские называют свою технику — все наше мировоззрение, все наше «правильное» отношение к бездушной технике. Это в Японии или Германии чуть ли не молятся на нее, называют автомобили ласкательными именами — Гала, Соната, Серена… — как любимых женщин. Нет, русский человек отличается тем, что он в первую очередь думает о Боге, а уже потом обо всем остальном, в том числе и технике. У японцев или немцев все наоборот, потому у них такие совершенные автомобили. Зато у нас великая литература, музыка, живопись, а какие у нас иконы и храмы! Скажу честно, я патриот России во всем, кроме автомобилей, ездить все же лучше на иномарках, особенно тем, кто ремонтировать их не умеет, как я.

В Казахстане заехали в первый крупный поселок. Удивило, что никто здесь не говорит по-казахски и слышна только русская речь. Вывески все тоже на русском языке, и живут здесь одни русские. Заехали на вокзал, и здесь объявления звучат только на русском языке. Даже закралась в голову мысль: а почему это Казахстан?

Центр русского притяжения

Дороги в Казахстане все штопаны-перештопаны, чем сильно напоминают советские. За два дня, что мы здесь пробыли, не встретили ни одного гаишника, в смысле, никто нас не тормозил. Позже пойму, почему мы, русские, так не любим ездить через Казахстан, а предпочитаем делать значительный крюк в объезд. Дело тут не в плохих казахских дорогах, не в злых гаишниках… Русскому тяжелее всего расставаться с Россией, покидать свою Родину даже на несколько дней. Русь-матушка нас всегда защищает, лелеет и покрывает, — и покров этот мы ощущаем постоянно и уже жить без него не можем.

Да грязная она теперь, да матершинная, больная, но мы ее такою создали, мы ее и лечить должны. Одно непонятно, если она такая грязная и никому ненужная, то почему ее от века в век все пытаются у нас отнять и завоевать? Мы, русские, понимаем, что нигде нам не будет так хорошо, как здесь и, выехав даже на один-два дня, все равно рвемся назад — душа тянется в Россию, именно здесь центр русского притяжения, а может и не только русского. Это одна из причин, почему все войны против России заканчивались поражением для неприятеля. Если западный человек живет сам по себе, то русский слился со своей Родиной, врос в нее, он одно целое с нею, он не мыслит жизни без нее. Потому ни один народ, наверно, так не стоит за свою землю, как русские, и ни один так часто не доказывал ей свою любовь.

Да, многие уехали, особенно после падения «железного» занавеса, но самое интересное, что уехавших «не жалко», они всегда были инородны для России, они никогда и не были настоящими русскими. А все лучшие все равно остались, и только случайно уехавшие постепенно возвращаются назад. Ибо понимают, жить можно только здесь, счастливым можно быть только здесь, во всяком случае, русскому. Там можно работать, можно хорошо зарабатывать, но жить — нельзя.

Наше открытие Казахстана прошло успешно. На будущий год мы планируем семейную поездку с детьми из Сибири на Запад России. Теперь задумались, а почему часть маршрута не проехать по территории Казахстана? И бензин немного сэкономим и более дешевых китайских вещей прикупим, и кругозор детей расширим. Они у нас за границей еще не бывали. Ведь не назовешь же Беларусь заграницей?

Покидая Казахстан, поймал себя на мысли, что приближается время, когда мы будем вспоминать только в страшных снах, как мы когда-то объезжали Казахстан по экстремальному бездорожью Тюменской области.

Далее едем по Зауралью. Церквушки и здесь редки. Если сто лет назад, при подъезде к поселениям путника встречали купола церквей, то теперь — это антенны сотовой связи и элеваторы. У каждой эпохи свои символы.

В Кургане удивила «целомудренная» реклама. На одном плакате нас приветствовала полуголая девица и под ней надпись: «Вы не откажете нашему менеджеру». Другой плакат убеждал всех водителей, которые ехали слева: «Ты царь баранов».

Улица Саши Савотина

После Кургана еду один. Жену посадил на поезд. Нет ничего тяжелее путешествовать одному, но что поделаешь, ничего не поделаешь.

Свернул в малюсенькую деревню Козино, где всего три улицы. Тут я хотел в магазин зайти. Оставил машину на въезде и пошел пешком, немного размяться. Привлекло нестандартное название местной улицы «Улица Саши Савотина». Думаю, сейчас в магазине спрошу, кто это Саша Савотин? Ответ пришел раньше. На здании начальной школы увидел мемориальную доску с изображением молоденького паренька в солдатской форме: погиб в 2000 году, защищая Родину. Все правильно, улицы и должны носить имена своих истинных героев, чтобы дети знали их имена. Детям этой деревни повезло, они знают. Иначе, почему они здороваются с незнакомым прохожим? Со мной, пока шел к магазину, уже трое детей поздоровались.

Недалеко от магазина находится мемориал Великой Отечественной войны. На нем написаны имена «дедов» Саши Савотина. В 1941 году на войну из деревни Козино, где сейчас всего три улицы, ушли 170 мужчин, вернулся назад 61! Дорого заплатила деревня Козино за нашу победу. А ведь именно они, козинцы и прочие подошедшие вовремя свежие сибирские дивизии, а не кто-то другой, остановили немца под Москвой. Не случись этого, ход истории мог быть иным, и жили б мы тогда не в России, а в какой-нибудь Раша-бургер. Где мы с вами могли даже не родиться. И все это благодаря этой безызвестной нам деревне Козино и тысячам таких же, как она. И наша томская дивизия, тоже почти полностью полегла под Смоленском и многие, многие другие сибирские, дальневосточные дивизии и не только...

Если в Казахстане слышна была только русская речь, то в Башкирии на русский язык переходят при разговоре со мной.

Под Казанью в лесу на перекрестке заметил указатель: компьютерный детский лагерь. Раньше у нас были пионерские детские лагеря, потом оздоровительные, теперь их начали переименовывать в компьютерные, согласно последним веяньям времени. Созданы эти лагеря для тех детей, о которых в свое время забыли родители. У родителей теперь нет времени на воспитание детей, им нужно деньги зарабатывать. Поэтому они доверили воспитание своих чад бездушным компьютерам и телевизорам. А после того, как как нам объявили, что компьютерная зависимость еще сильнее наркотической, и появились эти лагеря, чтоб не распространять «заразу» дальше.

На дороге стоит мужчина у своего автомобиля и справляет нужду на виду у всех. Многого я не понимаю в этом мире, как и того, почему мой соотечественник, испытывая нужду, не может зайти в кусты или хоть за дерево. Вместо этого он стоит и мочится, порой, даже не отвернувшись. И женщины, и дети должны все это наблюдать. Таких сцен я не наблюдал, например, в Грузии. Во-первых, грузины, это древний, глубоко верующий, а значит мудрый народ, а во-вторых, если б это и случилось, из одной из проезжающих машин обязательно вышел бы джигит с кинжалом, и он будет прав перед своими детьми, а значит и Богом.

Обыкновенное чудо

При подъезде к Москве со мной приключилось обыкновенное чудо. У меня сломался автомобиль. Для меня это было событием из ряда вон выходящим. Путешествую я на автомобиле не первый год, но благодаря тому, что делаю всегда диагностику и вообще берегу автомобиль, ломается он у меня на трассе впервые. Когда он вдруг встал, я очень испугался. Вечер, вокруг темно. Незнакомый, полуэлектронный автомобиль, абсолютно не представляю, что теперь с ним делать. Все огни на табло вдруг погасли и случилось это не где-то, а в ста метрах от СТО. Для меня это было самым настоящим чудом и никак не случайностью. Откатил машину на обочину, под удивленные взгляды полицейских (рядом располагался их пост). И началась эта дорогостоящая возня с ремонтом на все последующие сутки.

Автомобиль начал хандрить за час до того — дергается, какие-то странные огни загораются на табло и сами же гаснут. Я автоматически «включил» внутреннюю молитву, проверенный метод — помощь, если она требуется, придет обязательно…

На следующий день и только благодаря поломке, открыл для себя старинный женский монастырь в Боголюбово. Монастырю этому очень повезло. Он не затаскан туристами, не попал в «Золотое кольцо», здесь сохранился особый монастырский дух. Таких монастырей в центральной России почти нет. В нем есть особая монастырская «культура», которая нарабатывается не одну сотню лет. У них даже есть примонастырская община, что в наше время великая редкость. На службу помимо монахинь пришло множество простого люда, то есть не забежали на минутку, а целенаправленно пришли. Во время главной молитвы дверь здесь затворяют специальной оградкой, чтоб не мешали опоздавшие. А многие маленькие детки, которые тоже пришли на службу, были одеты в старорусские платья: душегреечки, сарафанчики, расшитые рубашки. От всего этого было как-то особенно радостно на душе. Я нечто подобное видел только однажды и то в старообрядческой церкви.

При входе в Свято-Боголюбский женский монастырь висит послание славянам равноапостольных Кирилла и Мефодия, которое злободневно сегодня, как никогда, которое мы должны впитывать с молоком матери: «Вы приняли бесценный дар — Святое Православие. Храните его. Если вы ослабнете в православной вере — вас одолеют враги ваши и вы станете их рабами».

Перед Киржачом заехал посмотреть мемориал, который создали на месте гибели самого известного человека последнего столетия — Юрия Гагарина. ХХ век он вообще делится на две части — до полета Гагарина и после. С его появлением что-то очень важное случилось, то, что мы еще до конца не поняли. Мемориал установили на месте падения самолета, в котором разбились летчики-испытатели Гагарин и Серегин. Уверен, меня обзовут православным сектантом, но, если присмотреться, на этом мемориале можно увидеть «нимбы» вокруг голов погибших летчиков. Особо отчетливо он виден у Гагарина. И в самом деле, Гагарин — это один из «мучеников» ХХ века, мученик, прежде всего, славой. Мы как-то не задумываемся, что слава — это тяжелейший крест. А самый большой крест во второй половине ХХ века выпал на долю Гагарина. Кроме того, падение Гагарина тоже не случайно. Нет, я не хочу сказать, что падение было подстроено. Но уже то, что ему разрешили быть летчиком-испытателем, это значило — подписать смертный приговор. Герман Титов в одном из интервью скажет, что гибли испытатели массово.

Лавра

Перед Москвой свернул в Троице-Сергиеву лавру, поклониться святому Сергию. Все мои первые экспедиции когда-то начинались именно с лавры. К его святым мощам стояла огромная очередь в несколько сот человек. Поймал себя на мысли: вообще-то, мне нравится жить в стране, где очереди остались только к святым угодникам.

Между тем, православных лавр не так много в мире. Их всего пять. Одна из них находится под Донецком. Каково-то им там сейчас? Но явно лучше, чем Киево-Печерской, которая опять в фашистской оккупации.

Сколько в Подмосковье попрошаек. Остановился у заправки, не дают отдохнуть, то одна цыганская семья в окно стучится, то другая. Мужчина с бородой для них — главный центр притяжения. Все-таки борода и сегодня в России один из символов духовности. Потому ее редко увидишь на Западе. А я в последнее время с удивлением стал замечать, что мои друзья и знакомые стали «надевать» бороды.

Тоска по деревне

Кто бы что ни говорил, но Россия — это страна не городской культуры. И пусть мы почти все живем в городах, но произошло это по недоразумению, в результате насильственного, безбожного переселения народа из деревень в города. В душе мы все еще деревенские жители, потому в нас живет неизбывная тоска по деревне. Это, кстати, одна из причин, почему в России никак не может сформироваться «западная культура туалетного быта». Мы все еще предпочитаем их евроудобствам обычные кустики. Но в городах, особенно крупных, кустики найти сложно, и здесь каждый решает эту проблему самостоятельно. Лично я, например, в Москве под туалеты использую рестораны Макдоналдс. Ведь не есть то, что в них продают? В один из таких ресторанов на Пушкинской площади решил сейчас зайти. Но неудачно, ресторан оказался закрыт. Это был наш ответ на санкции Запада. Закрытие Макдоналдса одно из немногих действительно правильных решений. Жаль только, что не закрыли все рестораны «некачественной еды», а лишь несколько наиболее известных. Но придет, придет время, когда мы откажемся и от их искусственной еды, и от американских фильмов и, вообще, от западной глубоко чуждой нам идеологии. И произойдет это не то что насильственно, а естественным образом, иначе мы просто перестанем существовать.

В Москве получил скутер от спонсора (компании «Ирбисмото»), закатил его в машину и выехал с ним на Крым. Можно было б это расстояние проехать и на скутере, как делал в прошлом году, одно плохо — опасно ездить на подростковом скутере по автострадам. Скутер создан не для больших дорог. А для малых, преимущественно сельских и для небольших городков. Потому с одной стороны — это идеальный транспорт для путешествий, потому что при небольшой скорости и минимальных затратах на бензин и запчасти (а новые китайские скутеры при хорошей подготовке вообще не ломаются), ты все успеваешь увидеть, но с другой — его нужно как-то доставить до места. Я нашел самый лучший способ, автомобиль.

В Липецкой области свернул на лесной пятачок, где кажется, от сотворения мира все останавливаются на перекус. Как следствие — вокруг кучи мусора, как вдоль дороги, так и в лесочке. Ничего, расчистил, собрал пластиковые бутылки, поджег. Иначе не уберешь, иначе они так и будут лежать здесь до второго пришествия. Но ведь всю страну не расчистишь. Эта чистота должна сидеть в голове каждого из нас, ее должны воспитывать родители и не только. Этот случай мне напомнил, как в студенческие годы мы ходили с альпинистами в горы. Взойдя иногда на очередную вершину, мы освобождали один из рюкзаков и набивали его консервными банками, которые предварительно расплющивали в блин, пластиковых бутылок в то время еще не было. И на этой вершине становилось чисто.

Донбасс, держись

В Луганской области кто-то сделал примечательную надпись на виадуке: «Донбасс держись». Что ее автор хотел тем сказать? Может то, что Донбасс должен понимать — русские своих братьев в беде не бросают, но вводить войска сейчас не могут. Если введут, от этого будет только хуже, как вам, так и нам. Ввод российских войск будет только на руку нашему общему врагу. Порой применение силы может принести больше вреда, чем ее отсутствие. Сегодня, как никогда, кстати слова Блаженного Августина: «Разумные не хотят войны». Но это не значит, что Донбасс мы предали. Донбасс должен знать — русские о нем помнят, о нем молятся и русские знают, что победа будет за нами, но войска сейчас вводить не будут.

Вводить российские войска сейчас на Украину бессмысленно. Мы можем и должны вести там контрборьбу, внутреннюю борьбу теми же методами, которые использует в последние годы враг — с помощью спецслужб, с помощью так называемых «общественных организаций», СМИ и, конечно, прежде всего через православную церковь, которая на Украине подвергается жесточайшим гонениям. Вводить на Украину регулярные войска и воевать против своего же народа, которого оболванил враг за последние 25 лет, это будет выглядеть в высшей степени странно, недальновидно и бесперспективно. Если все постсоветские годы на Украине проводится политика демонизации России, то военной агрессией Россия только усугубит ситуацию. И главное, Украина, Донбасс, Новороссия не должны забывать, что Россия это не волшебная палочка и не рука Господа, мы не можем делать все за них. Если Россия что-то хорошее сделала в Крыму, то только потому, что этого захотели сами крымчане в своем подавляющем большинстве, а Россия лишь чуть-чуть их поддержала, только и всего. На Украине этого пока нет, поэтому она будет болеть и зреть. А мы ей будем всячески помогать.

Культурный центр мира в Глубоком

Когда очередной раз устал от автострад, свернул в ближайший поселок — оказалось некое Глубокое. Здесь на перекрестке увидел скульптуру, вырезанного из старого дерева витязя. Дерево это спиливать под корень не стали, некий мастер создал из него произведение искусства. Когда-то я был журналист и умею вести беседы с самыми разными людьми. Спросил у прохожих, где живет автор, мне указали на соседний дом.

Оказалось, что это дом отца скульптора — вышел голый по пояс мужчина лет шестидесяти, с которым мы проговорили около часа. Точнее, говорил он один, выговаривался. Чувствовалось, что все сказанное он давно обдумал и проговаривал разным людям уже множество раз, в том числе своим близким. Потому, наверно, живет теперь один — дети разъехались, жена ушла.

Говорил он очень быстро и умно, но странное дело, ничего в памяти после разговора с ним не осталось. Он, казалось, и не ставил цель, чтоб я его понял, ему просто нужно было высказаться. Сказал, что он уже много лет создает «культурный центр мира». Я спросил, что он для этого сделал и можно его посмотреть. Оказалось — ничего. Пока он только «самосовершенствуется».

Напоследок я задал ему вопрос, который задаю в этой поездке всем: почему все это случилось на Украине? Вместо ответа он привел цитату из Библии (правда, до того ругал священников последними словами): «когда у Господа спрашивают, если останется 30 праведников, будет эта страна существовать? — Да, — ответил Господь. — А если останется только один праведник? — Все равно будет».

Подобных «носителей высшего знания», как мой сегодняшний знакомый, можно было раньше часто встретить среди рериховцев, теософов, йогов и прочих сектантов, которые массово расплодились с распадом СССР. На сегодняшний день у нас их нет, не потому, что их кто-то запретил, они сами выродились, самоуничтожились. Россия при всех ее болячках, оказалась неплодородной для всевозможных сект. Украина, напротив. Там секты попали на удобренную почву и расцвели махровым цветом. Сектозация Украины, замена традиционной веры массой инородных и чуждых ей сект и церковных расколов — это то, что предшествовало «оранжевым» революциям и сегодняшней гражданской войне. Сегодня мы знаем, что сектозация народа — это один из новых методов ведения «холодной» войны.

Было бы неправильно воспринимать Украину как отдельное государство. Русские этой «болезнью» и не страдают. Украина, Киевская Русь — это часть нас, неотъемлемая часть, только сейчас воспаленная. И если эта часть больна, совсем не значит, что болезнь эта со временем не перейдет к нам. Ведь если на Украине не осталось праведников, это совсем не значит, что они есть в России или что у нас их намного больше. Если Россию сегодня что-то и спасает от войны, так это не потому, что мы лучше, а благодаря тысячам и тысячам новомучеников российских, сложившим в последние сто лет свои головы за Русь, за православие, за то, чтобы мы все были вместе.

Причина бандеризации Украины

Еду я в сторону Украины и ищу ответ на вопрос, в чем причина бандеризации Украины — причем меня интересует прежде всего духовный смысл. Почему они изменили своей вере, изменили православию, нашей общей с ними исконной вере? Где тот исток, откуда пошел духовный раскол, приведший в конце концов к гражданской войне? И пусть войной охвачена пока не вся территория, но в умах она уже идет, а значит, будет распространяться. Католичество, которое пустило корни на Украине — это тоже не плохо, одно смущает, что это шаг назад или, как минимум, в сторону. Католик этого не понимает, православный — видит отчетливо. Во все времена Запад, когда нападал на Русь, хотел только одного, им не земли наши были нужны. Ну, кому нужна эта северная страна? Они шли против православия, они хотели подменить, искоренить нашу веру. Эту цель перед собой ставили и крестоносцы, и Наполеон и Гитлер… Православие — осталась единственная сила истинно Христовой веры. И только две страны ей еще верные, Греция и Россия.

Но с другой стороны, война тем хороша, что она отрезвляет и помогает найти правильные ответы на поставленные вопросы. Как сказал один старец, отвечая на вопрос, спасутся ли католики? Я не знаю, спасутся ли католики, но точно знаю, что если я стану католиком, то не спасусь. То же может сказать практически любой православный. А пока наша реальность такова: куда сегодня ступает нога католического священника, туда вскоре ступит и нога вражеского (натовского) солдата. Украина — очередное тому подтверждение.

Мы, русские, тоже хороши, забыли о своих кровных братьях на целые четверть века. А за это время там выросло целое потерянное поколение.

Придет время, и мы вновь объединимся в один народ. Это очень медленно, но происходит даже сейчас. По СМИ этого не понять. СМИ Украины, да и России тоже, принадлежат далеко не народу. То, что изменения идут, можно понять на уровне телефонных разговоров и писем. Мы должны больше разговаривать с жителями Украины. У них нет другого источника информации, кроме как вражеского. Но они уже начинают задумываться, враги ли им русские братья и действительно ли им братья эти заокеанские янки? Когда случится четвертая мировая, они окончательно протрезвеют. А третья мировая давно идет, то, что нас пока не бомбят, это не самое главное. Сейчас нельзя бомбить, иначе не то что людей, тараканов не останется. Война давно идет, только новыми, «демократическими» методами.

Когда долго едешь в автомобиле, рано или поздно начинаешь слушать музыку. Сегодня включил подборку старых советских песен… Какие они, однако, душевные, сколько в них любви и тоски по… Богу. Созданы эти песни были в то время, когда советскому человеку запрещали молиться, запрещали даже думать о Боге. Но разве можно запретить молиться? Потому наши деды и родители из своих песен сделали молитвы. Человеку нельзя жить без молитвы, нельзя не общаться с Богом, и особенно русскому.

Сейчас от советских песен можно б отказаться, но как, если в них наше детство, если в них — часть души наших родителей. Они, родители наши, хоть и перешли в новое — верующее, но еще более безбожное время, но не могут его понять, не могут войти в него всей душой, оно для них чужое. Они не умеют молиться иначе, кроме как через свои песни.

Или покается, или вымрет

Последнее время все наши новости начинаются с Украины и так продолжается уже второй год. Все последние 25 лет мы жили, как в спячке, забыв об Украине, а теперь наверстываем упущенное.

Украина имела силу, пока была частью России. Благодаря России она расширила свои границы до немыслимых размеров. Теперь, оставшись одна, она или прекратит свое существование, или уменьшится в несколько раз до своих «естественных» размеров. И пусть украинский народ пока одурманен, рано или поздно пелена спадет с его очей, он прозреет, одумается и покается. Или погибнет.

Причем происходящее на Украине настолько интересно, настолько все там быстро разворачивается, что вот пока я пишу эти строки, серьезно опасаюсь — пока статья будет опубликована, Украина уменьшится в разы.

Быть империей — это естественно

Украина обвиняет нас в имперских амбициях, забыв о том, что Россия — это самая большая страна в мире, она по «духу» и есть империя. Но не в величине наше достоинство. Особенность и уникальность России заключается в том, что русская имперскость неагрессивна. Россия получает новые территории «помимо своей воли», наказывая виновных и обезопасивая себя. Можно даже сказать, что она выполняет Божью волю. Потому для России быть империей, это значит быть самой собой. Мы единственная страна в мире, кто может быть империей без имперских, то есть захватнических войн, просто о нас судят по чужим меркам, судят, не понимают нас и заранее боятся.

Мальчишки, видя мой скутер внутри небольшого автомобиля, восхищенно кричат, указывают пальцем. А полицейские удивленно спрашивают, как он туда влез. В том-то и дело, что не мог не влезть. Эту машину я, когда покупал, всю обследовал рулеткой. Главное условие, чтоб скутер влез. Зеркала снимаю и входит как родной. Еще остается место, где мне поспать.

Еще в Россию верят, причем чем дальше, тем больше. Верят не потому что мы сильные — не такие уж мы и сильные — а потому, что за нами правда. Вот и знаменитое мюнхенское выступление президента России 2007 года было очередное тому подтверждение. Это выступление было ни чем иным, как напоминанием Западу: если они забыли правду, забыли Христа, забыли, что такое есть честь и справедливость, то это не значит, что все о них забыли. Это если переводить выступление президента на другой язык. Запад на Россию ополчился именно после этого выступления, а не после Крыма. Запад не прощает, когда им указывают на ошибки. Он давно изменил Христу. В конституциях европейских стран уже нет ни слова о христианских постулатах, хоть там номинально и живет половина христиан. Крым — это только переполнение чаши. Ибо набирающие силу русские им как кость в горле.

А бедная, наивная, одурманенная наша сестра Украина, рвется в эту изменившую себе Европу. Прибалтика уже поняла почем фунт европейского лиха и их мнение о России, как и СССР, меняется на кардинально противоположное. Пока не в СМИ, а в беседах с простым народом. СМИ и у них не выражают волю народа.

Разве после такого выступления президента России можно сказать, что наша власть безбожна. Если наш президент выступает против глобализма, этого нового имени антихриста, против мирового правительства, против агрессии сильных над слабыми. Может еще вчера оно и было таковым, может еще будет, но теперь явно нет. Так что сегодня вслед за Тютчевым мы не можем повторить его слова: «Власть в России безбожна».

Власти нашей, конечно, не легко. Сразу после Великой Отечественной войны миру был явлен любопытный документ, известный нам как список или план Даллеса. Он был записан в начале холодной войны директором ЦРУ. Цель этого плана — уничтожение России изнутри. Вторая мировая показала, что Россию традиционным способом не победить. План Даллеса известен всем, потому нет смысла его пересказывать, в нем описываются все наши сегодняшние грехи, которых, кстати сказать, семьдесят лет назад еще не было.

Неважно, миф этот список или реальность. Он для нас «бесценен» уже потому, что очень точно характеризует нас самих, все то, что с нами сегодня происходит. Только наивно винить во всем Запад. Этот список «записали» и реализовали мы сами. По мере оскудения в нас любви, ухода веры, осуществлялся и план Даллеса. Причем от Бога мы отдалились более всего не сто, не пятьдесят лет назад, а каких-нибудь двадцать пять. Чтоб в том удостовериться, достаточно с часок почитать или посмотреть любое СМИ.

Традиционный хлеб

Недавно я узнал вкус настоящего хлеба. Тот хлеб, что мы едим каждый день, он на самом деле не настоящий, это и не хлеб вовсе, а суррогат, «заменитель» хлеба. Мы его вынуждены есть только потому, что ничего другого нам не остается. Несколько дней назад я узнал, что такое настоящий хлеб, который пекли и ели наши деды и прадеды. Под Казанью случайно познакомился с человеком, который выпекает правильный хлеб, по традиционным технологиям — он использует только муку второго сорта, морскую соль, которая менее вредная, специальные травы… Он мне подарил на прощание три булки своего хлеба, сказав, что он не портится. И в самом деле, прошло уже полторы недели, одна булка еще осталась, — хлеб не то что не заплесневел, даже не зачерствел.

Агония Андрея Макаревича

Сегодня слушаю песни Андрея Макаревича. Не потому, что я его поклонник, просто захотелось понять, почему он примкнул к тем, кто губит его родину, кто есть враги России. Вообще, Макаревич — это любовь нашей неразумной юности, это было почти «святое» для нас имя, тогда мы знали его песни наизусть, правда, теперь успели основательно их подзабыть. Слушая песни Макаревича, осмысливая эти песни наново, вижу теперь, что в них нет не то что веры, но нет даже любви, как к людям, так и Богу. А это естественный путь к тому, к чему он в конце концов пришел.

Макаревича нельзя сравнить с Шевчуком, с БГ или Бутусовым. Эти всегда в поиске Бога. Макаревич ближе к Игорю Талькову, которого, как известно, застрелили... А то, что происходит сегодня с Макаревичем, эти его телепутешествия с аквалангом по всему миру, смачные аппетитные шоу — это есть не что иное, как предсмертная агония, затянувшаяся творческая смерть.

Сегодня очень много говорят о Макаревиче, но никто не говорит главного — что он нам чужд по своему духу.

Все мы живем в постхристианскую эпоху, мы должны об этом постоянно помнить. Но мы, русские, никак не хотим этого признать, мы продолжаем везде, даже в макаревичах искать подтверждения любви к Богу, искать там, где ее никогда не было.

Мы долго жили как «во сне» и только теперь начали просыпаться. Потому и происходят эти «трагедии» переосмысления макаревичей, которые долгое время играли роль наших друзей и вождей, на самом деле глубоко и искренне нас ненавидя, наш образ жизни, наше русское мировоззрение и веру.

Он «не верит ни в ад ни в рай и в темной чаще ищет ответ». Приходится признать, что Андрей Макаревич незаметно для нас, а может и для самого себя, стал той самой «пятой колонной», призванной разрушать нас изнутри. А разрушить Россию нельзя, предварительно не разрушив ее веру.

О вреде иномарок

Последние двести километров до моря машины уже не едут, а почти «летят». Так несчастные северные россияне соскучились по теплому Черному морю. И аварии случаются чаще. Одну из них только что проехал...
По краю современных дорог есть такой разделительный железный барьер. В самом начале он подобен изогнутому копью. На это копье и налетело такси «Рено». Скорость у машины была, по всей видимости, огромна, потому барьер проткнул автомобиль насквозь, насадив как на шомпол. Более того, проткнутый автомобиль проехал по инерции еще метров тридцать. Такой ужас даже в кино не придумаешь. Жизнь гораздо страшнее и фантастичнее того, что мы можем выдумать.

Эти иномарки создавались не для нас, не для русского человека. И их скорости, этот уровень комфорта, все это нам, русским, чуждо. За все годы афганской войны мы потеряли пятнадцать тысяч человек. Это очень много, но каждый год на дорогах страны мы теряем погибшими и покалеченными в несколько раз больше. С тех пор, как мы сели в иномарки, по количеству аварий мы одни из первых в мире. Помню свой разговор с пожилым хирургом. О, как он ругал иномарки! Сколько жизней они забрали! И в самом деле, мы русские — страстная, неуравновешенная, иногда бешенная нация, нам и для наших дорог нужны другие скорости, другой уровень комфорта, а в целом, и другие автомобили. Под иномарки нужно перестраивать наши дороги, наше законодательство, да и менталитет наш тоже нужно менять.

Единственно, что хорошо стало с приходом иномарок, что все водители, почти все вдруг стали верующими — в машинах появились иконы. Водители почувствовали, что, садясь за руль этих враждебных машин, они в любой момент могут отдать Богу душу.

Современные иномарки — это один обман, как и западный мир, их создавший. Внешне, вроде, все совершенное, глянцевое, а копнешь вглубь и ничего, пфук и только. И ты оказываешься проткнут шомполом... Весь этот западный мир — один обман. Говорят, они нас обогнали на двести лет. Но в чем именно обогнали? В том, что на 200 лет раньше сами себя разрушат и погубят?!

С другой стороны, к чему обвинять во всем Запад. Мы сами тяготеем ко всему удобному и прогрессивному — это «естественный» процесс духовной деградации. Потому и с Макаревичем не все так просто, и хочется еще разобраться, может, это не он, а мы все заблудились.

Что хотят от моря все эти люди, несущиеся к нему в смертоносных железных огнедышащих колесницах? Они рискуют своими бесценными жизнями, тратят деньги, достающиеся с таким трудом, теряют время, которое не вернешь... Со мной все понятно, я еду за познанием, за тем, чтобы самому во всем разобраться, чтоб приблизиться к пониманию истины. На Украине сейчас происходят события судьбоносные для всего православного мира и, находясь только здесь, ты можешь понять то, что больше нигде не увидишь и не поймешь.

У меня есть давнее правило, после каждой предаварийной ситуации, а на дорогах они возникают постоянно, читать благодарственную молитву о чудесном спасении. Ведь любая такая ситуация может окончиться трагически. Уверен, только поэтому я езжу столько лет без аварий.

И вот, наконец, я без оркестра и фанфар въехал в Краснодарский край. Где для сибиряка все экзотично. Тут ты фрукты впервые видишь не в супермаркете, а растущими на деревьях, — поверить в это так сразу не просто.

А вон проехала военная колонна, вторая за этот день. Не так тут и много военных, хотя Донбасс совсем рядом. О какой русской агрессии тут можно говорить? Моя троюродная сестра отдыхала на море как раз перед началом русско-грузинской войны. Она рассказывала, что военные эшелоны шли из России нескончаемым потоком за неделю до начала войны… А вообще, происходящее на Украине очень сильно напоминает Грузию — и здесь, и там проамериканское правительство, и здесь, и там попытка одурманивания целого народа. Отличие только в том, что грузины — это умная и древняя нация, они сразу раскусили эту Америку. В Грузии я не встретил даже намека на агрессию и это несмотря на то, что русские бомбили их города. Они понимают, кого именно бомбили русские.

На Грузии опробовали то, что реализуют теперь на Украине. Разница лишь в том, что грузин всего пять миллионов, украинцев в десять раз больше.

Кубаночки в шолоховском стиле

Южные женщины, мечта, а не женщины. Все дородные, сбитые, одним словом, загляденье, а не женщины. Это не шпильки на каблучках, которые рекламируют западный безнравственный образ жизни. Если Венеру Милосскую одеть в китайский ширпотреб, получится как раз кубаночка в шолоховском стиле.

Автострада М-4, конечно, очень опасна. Прежде чем ехать по ней с детьми, нужно десять раз серьезно подумать. Для жителей Сибири и отдаленных мест очень накладно ездить всей семьей даже на поезде, автомобиль для них — спасение. На будущий год мы обдумываем поездку всей семьей, но делать это надо только по малым дорогам и с небольшой скоростью, безумные автострады не для этого.

Наша полиция или милиполиция, как я ее называю, на юге, конечно, свирепствует. А что им еще остается? Это есть необходимый «налог» за пользование бесплатным югом (слово «милиполиция» — мое изобретение; извините, не могу я сразу, с бухты барахты, назвать нашу любимую милицию, какой-то там чужой полицией. Уверен, рано или поздно мы одумаемся, и историческое имя восторжествует).

Чем дальше едешь на ют, тем больше встречается машин с украинскими номерами. Прошлые годы их было в разы меньше. А что им еще остается делать, куда бежать от войны? Кому они нужны в Европе? Европе нужны деньги, которых у украинцев нема. Потому едут они в родную Россию, где дешевле, а главное, надежнее. Не случайно и украинский президент, при всей его нелюбви к России, когда у него случились проблемы, вспомнил о России. Украина всегда вспоминает о России, когда у нее случаются серьезные проблемы. Россия она не гордая, она всех примет, всех простит и защитит при необходимости. Россия она большая, ее любви хватит на всех. Не случайно же говорит сербская пословица: «На небе Бог, на земле Россия».

Россия забрала русский Крым не потому, что она этого захотела, а потому, что иначе было нельзя — это нужно было для спасения Украины. Не случись этого, произошли бы необратимые процессы для всего православного мира, и тогда российско-украинско-белорусская цивилизация подошла бы к своему конечному финалу.

Несмотря на длиннющие паромные очереди, в которых приходится стоять по двенадцать-пятнадцать часов, русские в Крым все равно едут и едут массово. Русский не представляет себе жизнь без трудностей, если русский никому не помогает, не спасает, не борется за справедливость, то вскоре хиреет и вырождается (уверен, после Украины будет поднят вопрос об освобождении православной Сербии; сербы это предчувствуют, потому среди украинских ополченцев их больше других).

Паромы, конечно, не могут перевезти в Крым всех желающих. Мост на материк решил бы проблему, но с его строительством не спешат. Зачем? Не сегодня-завтра половина Украины вернется в Россию, вернется на свою историческую родину. Тогда и мост будет не нужен.

Молочные реки с кисельными берегами

Как-то нелогично получается. Все любят Россию, любят или уважают русских, и только Украина вдруг возненавидела. Нет, с одной стороны, они нас продолжают любить, но с другой, им постоянно твердят, что Россия есть главный источник всех их бед, и только если они откажутся от родственной России, откажутся от своих традиций, у них сразу потекут молочные реки по кисельным берегам. В итоге они и с нами, и против нас, а своего мнения уже не имеют. Сердце им говорит одно, а разум, который успели подменить, совсем другое.

За два десятка лет вдруг обрушившейся «свободы» Украина так и не смогла стать полноценным государством. Не потому, что у нее что-то не получилось, а потому, что им это и не нужно. Мы не создаем свою историю, а история пишется на Небесах. Украина всегда была и останется неотъемлемой частью одного большого и великого государства, одного большого народа, который их любит и в обиду никому не даст. Заблудшая Украина из последних сил ищет доказательств, что они иные, что она не часть Руси, уже и язык им придумали, и историю переписали, даже загранпаспорта ввели и все равно не помогает.

Переправа

Автомобиль решил оставить в Темрюке, это последний город перед переправой. Оставил на площадке у церкви (охраняемых стоянок в городе нет). В местной церкви меня удивили безбородые батюшки, которые если и носят бороды, то короткие, аккуратные, так сказать, оцивилизованные. Они как бы стесняются своих бород. Для сибиряка это нонсенс. Мы привыкли к тому, что у священника борода чем длиннее, тем ему лучше. Борода для священника — это его главный «паспорт», это обязательное дополнение к его рясе. Ведь известно, что и Христос носил бороду, и нам это «заповедовал».

Утром выеду к переправе. Чтоб приехать пораньше, решил не идти на утреннее богослужение, а зря — скутер на выезде из города сразу сломался. Пришлось вернуться, купить необходимую запчасть и сходить на службу…

Крым — это царство солнца и винограда. Как Сибирь живет прежде всего картошкой, так Крым — виноградом. У одной виноградной плантации остановился отдохнуть. Вскоре мимо проехал трактор, тащивший за собой прицеп, заполненный с горкой спелым и сочным виноградом. Здешнего винограда я еще не пробовал, решил поехать за трактором в надежде, что хоть одна гроздь от тряски упадет. Но сложены они были настолько искусно, не то что гроздь, даже виноградинка не упала. Позже узнаю, что виноград в Крыму стоит не намного дороже нашей картошки, потому я буду заезжать в городки специально, чтобы купить виноград.

Лермонтовская Тамань

Есть в нашей памяти нечто, что сложно объяснить. Так, например, я всю жизнь мечтал побывать в Тамани, после прочтения «Героя нашего времени» Лермонтова. Хотя почти ничего не запомнил, осталось только романтическое ощущение солнца, любви, молодости и некой тайны. Когда лет пятнадцать назад ходил по Крыму с рюкзаком, тоже мечтал посетить лермонтовскую Тамань, но тогда не сложилось. Сейчас, проезжая мимо, подумал: ну что такое эта Тамань? Сегодня это обычный приморский городок, ничем не отличающийся от остальных, ничего в нем особенного нет. Так пусть моя Тамань по-прежнему живет в моих мечтах.

За несколько километров до порта встал в конец огромной автомобильной очереди на паром. Потом мне скажут, чтоб я ехал вперед, скутера и мотоциклы в России за транспорт не считаются.

За сегодня встречаю уже вторую машину, в которой едет инвалид с коляской. И они тоже хотят открыть русский Крым, и им нужно первыми разделить радость возвращения Крыма на Родину. Как сказал один мудрый политик: Такого единения народа и власти, как сегодня, Россия не переживала со времен Великой Отечественной войны. От себя добавлю: мы и в самом деле переживаем удивительное время, когда власть впервые за почти сто лет вспомнила о своем народе, услышала его голос, наконец осознав, что он совпадает с гласом Бога.

Раньше мне, как и большинству россиян, было все равно, чей Крым. Только немного странно, почему в украинском Крыму нет украинцев и совсем не слышна украинская речь. Еще по тому, как он обнищал, было понятно, что непокорный русский Крым для Украины — лишняя головная боль.

Билет на паром для скутера стоит 100 рублей, на автомобиль в 10 раз дороже. Скутер очередной раз доказал, что это самый выгодный транспорт для путешествий, из всех существующих с моторчиком.

Переправился на полуостров только поздно вечером. У первого поселка свернул в поле и в паре километров заночевал. Утром выяснилось, что палатку я поставил недалеко от поселковой помойки, которая состояла из одних морских ракушек. Целые горы ракушек были навалены вдоль дороги. Похоже этот крымский поселок живет исключительно ракушечным бизнесом.

Коррупционные пешеходные переходы

Сделал для себя открытие. По тому, как простые люди переходят пешеходные переходы, можно судить о наличии коррупции в той или иной стране, — соблюдают здесь власть имущие законы или еще нет. В советской России пешеходных переходов боялись как огня. Сейчас боязни все меньше и меньше, мы, можно сказать, на пути к полному освобождению от страха переходов. В Белоруссии, например, спокойно и уверенно переходят дорогу в любом положенном месте, даже на нерегулируемых переходах. В сегодняшнем Крыму идут со страхом, ждут пока проедет автомобиль и только потом опасливо перебегают. В России этого глубинного страха уже нет, в нас появилась уверенность, что все изменится к лучшему, что Господь нас любит, в нас верит и вскоре эта уверенность должна перейти и Крыму.

Весь Крым в российских лозунгах. Как их не хватает в сегодняшней Украине.

Помнится, в Германии меня когда-то более всего поразило, что уже при твоем подходе к переходу все машины резко тормозят. Потом мне объяснят: если не уступишь, позвонят, настучат — жди большого штрафа. У нас хоть зазвонись, никого не накажут, или тебя самого накажут, но уступают почти все. Уступают все, кроме крутых джипов, в которых ездят младшие братья наших олигархов, для которых закон не писан. Но и до них доберется рука правосудия. Еще вчера все только и говорили что о Березовском, Ходорковском, Гусинском и им подобных. Где сегодня все они?!

Разговор с монахом-десантником

Поездка была плодотворна на уникальные встречи. На следующий же день в Крыму произошла удивительная встреча с интересным человеком. Он стоял в степи у военного обелиска. Я остановился. Оказалось, этот обелиск был посвящен десантникам Великой Отечественной, а этот высокий человек в рясе — в прошлом профессиональный военный, десантник. Проговорили мы с ним около часа, и в итоге получился нестандартный фильм-беседа. Главный и единственный герой фильма — монах, который не играл роль перед камерой, а просто жил, был самим собой, он даже не очень задумывался о том, что снимается фильм, он выполнял свою задачу — миссионерствовал — к нему везде постоянно подходят люди, страждущие души, задают самые глубинные вопросы.

Он бывший военный, прошел «горячие точки», после чего пришел к Богу и ушел в монастырь. Теперь он монах одного из подмосковных монастырей. В Крым приехал подлечиться. Приехал на маленьком джипике, который ему подарили однополчане. И где бы он ни остановился, везде — вынужден проповедовать, везде к нему подходят люди. У всех нас накопилось очень много вопросов, но мы не знаем, где найти на них ответы. Мы живем во времена вопросов, на которые мало кто может дать ответы. Он из тех, кто может.

Идет духовная война, а не битва на поле брани

Из беседы с отцом Лазарем, монахом Пафнутия-Боровского монастыря:

Андрей Сотников: Однажды я читал очерк батюшки, путешествовавшего в автомобиле, там он задается вопросом, почему русская техника такая некачественная. И сам отвечает: потому что русский в первую очередь думает о Боге, а уже потом обо всем остальном, в том числе о бездушной технике.

— Конечно. Святые говорят, если повышается ненужная культура быта, то понижается духовность. Мы приобретаем большие квартиры, большие машины, а духовности нет, что-то очень важное при этом уходит.

— Одну из следующих поездок я думаю совершить в Сербию, бывшую Югославию, там есть что делать, кому помогать, кого спасать…

— Не надо никого спасать, надо себя спасать. Ты можешь ездить, можешь общаться, но не надо никого спасать. Мы должны просто общаться, как мы с тобой. Как говорится: ты о Боге не спорь, ты о Нем рассуждай. Или как Господь сказал: Где двое или трое, там — я. Нас уже двое — значит Бог здесь с нами.

Гневайтесь, но не раздражайтесь

— Но двое могут стоять и материться?

— Там уже Бога не будет, там другой бог. Кто кому служит, тот тому и раб. А мат это напротив — хула на Бога. Божья матерь молится за всех, даже за тех, кто матерится. Мат он для нас инороден, его не русские придумали, он от татар пошел, триста лет русские были под татарами. Они хулили нашу Божью Матерь, а мы, русские, это переняли. Славянский язык он мягкий, в нем нет матерных слов.

— Но почему чужой мат так долго в нас живет?

— Кто хочет, тот и использует. Мы же с тобой стоим — не материмся.

— Моя супруга тоже, когда разозлится, может такое словечко выкинуть…

— В подсознании это у нее сидит, потому что она это когда-то слышала. А лукавый в топочку подбрасывает угольки. В таком гневе люди могут и убить. Потому-то Господь сказал: гневайтесь, но не раздражайтесь. Гневаться может каждый человек, но не надо раздражаться.

— Где эта грань?

— Сдерживай себя. Господь сказал: ударили тебя по одной щеке, подставь другую. Это не в том смысле, что тебя бьют, а ты подставляешь. Нет. Тебя оскорбляют, а ты не отвечаешь. Отвернулся и ушел, не надо отвечать. А то нам говорят слово, мы — два, нам — пять, мы — десять.

Давая ребенка, Господь дает и на ребенка

— Многие не понимают, как это так, семьдесят лет нам говорили, что Николай II — это кровавый царь, а тут вдруг стал святой мученик. Нам трудно так сразу в это поверить.

— Написано: за каждую каплю невинной крови прольется кровь. В чем был царь виноват? Ни в чем. При царе Россия была самая богатая страна, а пришли коммунисты, мы стали самые бедные. Разрешили сразу аборты и все-все. Что хочешь, то и делай.

— Да, у меня есть знакомая, которая чуть что — сразу меняет мужа. После того, как она очередной раз развелась, говорю жене: «Все, давай прекращать общение». Она и своих детей калечит и нашим незачем думать, что если в семье что-то не клеится, то трудиться, искать выход не нужно, достаточно просто разбежаться... А это не выход.

— Конечно, ее дети тоже разведутся, потому что пример есть. Почему раньше, когда девушка выходила замуж, ее оплакивали, были даже специальные плакательные песни, потому что она уходила от подружек к мужу, уходила навсегда. Она посвящает себя семье, не подружкам, не гуляниям, дом для нее становился всем. Воспитание детей, хозяйство. Ее общение — это дом. Сейчас этого нет. Сейчас рождают одного ребенка, и она не знает, куда себя деть и начинает бесноваться — всякие шопинги, сауны… В итоге разрушает себя и семью.

— И еще на работу бегает.

— Работающая жена — это преступница. У нее в доме столько работы, а она на работу ходит. Чтобы дети хорошими выросли, мама им должна очень много времени уделять.

— Вы много знаете неработающих жен? Мы обложили себя таким количеством ненужных удобств и вещей, и за все это нужно платить.

— Вот моя крестница сегодня звонила. У нее пятеро детей. Она одного родила, только на ноги поставила, другой рождается, ей некогда работать. Женщина спасается чадородием… А деньги, они будут. Все деньги у Бога. Если Господь дает ребенка, дает и на ребенка. Дает сразу же, как только он появляется. А если вы это удерживаете, удерживаете чадородие, зачем вам давать? Чем больше детей, тем крепче семья. Это всегда так. А пока нету, тут уж извините…

— Действительно, у моей сестры ни детей, ни мужа, ни квартиры… Сейчас на родителей еще обиделась, обвиняет во всех несчастьях.

— Беснуется, куда ей еще свою женскую энергию девать?!

— Как можно ей помочь?

— Молиться только. Объяснять ей что-либо бессмысленно, а будешь молиться, Господь все управит. Мы просим, а он спасает и очень много чего делает. Мы должны только молиться за них. Как Господь сказал: Бодрствуйте и молитесь. Надо молиться и просить за своих близких, за родственников. Как дети просят: мама дай конфетку, дай конфетку. Так и нам надо постоянно стучать, стучать, и он все даст.

На войне все верующие

— Слышал, что раньше, когда мужчина возвращался с войны, на него накладывали епитимию на три года, чтобы он мог замолить грех убийства.

— Да, три года у обычных воинов, у священников — пять лет.

— Но ведь и сейчас тоже есть много прошедших Афган, Чечню…

— Сейчас время другое, теперь ненакого накладывать, верующих почти нет. Люди изменились, только война осталась прежней. А без Бога трудно на войне остаться нормальным человеком… Там очень близка грань между жизнью и смертью. На войне нет ни одного неверующего. Шаг ступил и ты можешь быть убит. Ты там постоянно чувствуешь присутствие Бога.

— Вы сами где служили?

— На Дальнем Востоке, на Алтае... Везде служил, 15 лет был военным.

— Тоже «горячие точки» прошли?

— Да.

— Убивали?

— ... Да.

— И на вас накладывали епитимию?

— Да.

— Как считаете, смогли вы хоть частично искупить грех убийства. Потому что когда женщина аборт делает, сможет она его замолить за всю жизнь?

— Это две разные вещи — убивать своего ребенка и выполнять приказ. Аборт — это намного серьезнее, она убивает своего ребенка. Но это вина не только женщины, но и мужчины. В основном мужчины заставляют убить ребенка, женщины не хотят. Когда муж и жена живут в венчанном браке, они хотят, а когда в невенчанном — они не хотят иметь детей, они хотят просто получать удовольствие, а дети это что-то лишнее.
Вот смотри, как говорят (он загибает пальцы): Один ребенок, два, три ребенка… Пять уже не скажешь ребенков. Пять детей, шесть… То есть дети начинаются только с пятого. Так святые отцы говорили, поэтому и семьи были многодетными по 12, по 15. Там был естественный отбор, если ребенок умирал, на это не обращали особого внимания. Бог дал, Бог взял. Они рождались для Бога. А сейчас одного она рожает, остальных под нож пускает. Этот ребенок здоровым не будет — ему будут мстить за всех остальных убитых. Феофан Затворник пишет: Невозможно женщине замолить убийство своего ребенка. Это несоизмеримо. Как можно это убить своего ребенка.

Истина всем давно известна

— Может батюшкам нужно больше книг писать, чтоб люди обо всем этом знали?

— Сейчас все пишут. Как поговорка говорит: жил был монах Никон, у него было много книг, он их не читал, он на них спал. Мы сейчас много читаем, пытаемся что-то понять, ищем какую-то истину. А искать-то ничего не нужно. Все давно известно.
Сейчас многие книги пишут, но все они пишут от себя, а Евангелие — это переживания Бога, это Богом написанная книга, через апостолов. Там уже слово не выкинешь и не прибавишь. А в современных книгах можно и выкинуть, и прибавить. Сейчас нет боговдохновенных книг.

Старцы есть, но их мало

— Скажите, есть в наше время старцы?

— Конечно? есть, у нас в Пафнутьево-Боровском монастыре есть старец схиархимандрит Власий. Можешь посмотреть о нем в интернете. Там и хорошее, и плохое о нем пишут, что только ни пишут, но так всегда было. Старцы есть, но их мало.

— В Грузии я как-то спросил у монаха вновь возрожденного монастыря: есть ли в Грузии старцы? Он ответил, что нет. В том монастыре все монахи были молоды, учились они главным образом по книгам.

— Написано, что перед самым концом не будет у вас старцев, старцы будут ваши книги. А какие книги? Библия, Псалтирь, еще Жития Святых — три книги, которые будут нам нужны.

Электронный паспорт

— Некоторые старцы говорят, что нужно отказываться от российского паспорта, где на каждой странице есть три шестерки. У вас есть паспорт?

— Вот как пойдут пластиковые паспорта — их, действительно, нельзя будет принимать. Карточками нас потихоньку к ним подводят. Вскоре будет единая карта, где объединят и паспорт, и военный билет, и водительское — все наши данные. Если ты его не примешь, то тебя ни на работу не возьмут, не купишь ничего. Потом сказано: если вы не примете этой печати на чело и правую руку… Что такое чело? Это разум. А правая рука? Это подпись. Эта карта уже готовится, скоро ее хотят ввести. Вот эту карту нельзя будет брать. Сказано: кто не имеет эту карту, не сможет ни купить, ни продать, ни обменять.

— И что будем делать?

— Будем уходить в леса, в горы...

— У меня есть знакомые язычники, которые, похоже, уже готовятся к «последним временам». Они поселились за городом, живут натуральным хозяйством, воду используют дождевую, детей воспитывают сами, без школ и детсадов...

— У этих людей много извращений. Это все было уже от начала века. Главное не то, что мы едим или пьем, а чтобы была любовь. А у них нет любви, попробуй что-то скажи против них, он так тебя укусит, назови его сектантом, он как собака баскервилей станет. У них нет любви. А что такое любовь? Любовь — это значит не злословить, не превозноситься, не гордиться. У них этого нет. Мы должны в себе это все воспитывать. Как говорится: по делам вашим узнаю, что вы мои. Дела: это любовь, терпение и смирение. Больше у нас нет никаких других дел. Господь сам любил, смирялся и терпел. Он нам показал такой пример. У нас этого нет. Мы не можем ни любить, ни смиряться, ни терпеть.
Серафим Саровский сказал: спасутся те, у кого будет коровка, небольшой домик и кусочек земли. Потому что денег не будет, а коровка это молоко, сметанка, на земле ты посадил, скушаешь. А в квартире что? Газ, свет, воду, отопление тебе отключат, как будешь спасаться? Поэтому говорят святые: маленькая земелька, небольшой домик... Зачем сейчас эти новые русские такие большие дома строят, в них никто жить не будет, они все будут пустовать.

В то же время, что такое паспорт? Это обычная бумажка. Кесареву кесарево, Богу Божье. Господь показал монету, кто там был изображен? Потом изображали Ленина… Вот когда ты возьмешь единый паспорт, ты уже отрекаешься от Бога, — там будет такое обязательное условие. Этот год придет, этот бес, его имя зашифровано в числе 666. Но на это число тоже не нужно сильно обращать внимание, это всего лишь цифра.

С Крыма началось возрождение России

— В последнее время стали говорить о возрождении России. Может, возрождение началось именно с Крыма?

— Оно уже давно идет. Господь сказал, что все восстановится. В Писании написано: в последние времена будут даже колокольни золотиться. Никогда такого не было, храмы да, были золотыми, но не колокольни. Сейчас проезжал, в Коктебеле стоит храм — все купола золотые, даже колокольня.

— Разве произошедшее в Крыму не есть чудо? Ведь все произошло без единого выстрела.

— Если б мы его не забрали, тут была б война очень сильная, несравнима с Донбассом. Это же военный порт, военная база.

— Один дедушка рассказывал, с какой радостью люди шли на референдум, как на великий праздник.

— Это Господь людей привел, сам человек ничего не делает, никуда не ходит. Если что-то делается, то только руками или ногами Господа. Он отвел беду от Крыма. Крым заслужил это — в Крыму было очень много святых и праведников, здесь вся земля полита русской кровью.

— И Беларусь тоже вся полита русской кровью, поэтому, наверно, и держится до сих пор?

— Да, там тоже много пролито крови. На Украине, напротив, много было отщепенцев, предателей, которые уходили к немцам, немец зацепился за это дело, а американцы, их продолжатели, поддержали. Их задача уничтожить не русский народ (украинцев, белорусов…), а православие как таковое. Эти силы борются с христианской верой уже две тысячи лет. Зачем на нас шли крестоносцы в свое время? Им не нужны были наши земли, они хотели нам духовность подменить, чтобы мы приняли их католическую веру. Сейчас они сделали это на Украине. Там духовная война идет, а не битва на поле брани. Сначала они там взрастили католицизм, униатство, иудаизм. Теперь внедряют фашизм — а это тот же самый иудаизм. Враг хочет погубить каждую душу — это для него главное.
Как сказал Господь, не бойся того, кто может убить твое тело, бойся, кто может убить твою душу. Что такое тело? В землю закопали и все, а душа пошла метаться. Они продались мамоне, там деньги, наркотики, проституция сделали свое дело. Гитлеру же сказали, мы Россию не завоюем, у них 90 процентов молодых женщин девственницы.
Но речь не об одной Украине, все это будет и в России, потому и нас война ожидает. Еще святые отцы предсказывали, что война будет. Пока Господь не попускает, мы же молимся, просим, чтоб ее не было.

Война — это всегда покаяние

Сегодня Украина очень сильно отошла от Бога. Они вопрошают: за что нам это? Не понимают, что Господь приводит к покаянию через скорби, через боль, они забыли, что любая война — это очищение и напоминание о покаянии.
Смотри, как Господь о нас заботится: до Наполеона было в России увлечение французской модой. Русские начали уже говорить по-французски, одевались по-французски, ели французскую еду. Пришел Наполеон, чуть не взял Москву. В итоге — покаялись и успокоились.
Потом к нам пришла немецкая мода: по-немецки говорим, одеваемся в немецкую одежду. Пришел немец, тоже чуть не взял Москву. Забываем свои корни, бац, нас сразу останавливают.
Сейчас у нас какая мода, во что мы одеваемся? В китайское. Весь товар китайский, детей уже начинаем обучать китайскому языку. Значит, с кем будем воевать?

— Однажды на берегу Оби я встретил детский православный лагерь, который организовал батюшка, тоже из десантников. Брал он в свой лагерь детей только из неблагополучных семей. Причем, попав к нему однажды, дети на будущий год просились уже только к нему. Хотя у него ругаться нельзя, курить нельзя, воровать нельзя…

— Я тоже такие лагеря провожу. У нас тоже главным образом брошенные дети, о которых родители забыли.

— На следующее утро этот батюшка уехал прыгать с парашютом. Вы тоже прыгаете?

— Прыгаю.

— И стреляете?

— Нет, хочется иногда пострелять, но духовник не разрешает. Стрельба она душу захватывает, так что потом очень трудно остановиться. Если взял оружие, надо, чтоб оно выстрелило. Поэтому лучше его вовсе не брать без нужды.

— Получается что после возвращения Крыма, что-то важное произошло, все меняется и в политике, и в школе, и в наших мозгах.

— Вот именно, в мозгах, в душах. Наши души стали черстветь, мы стали вешать решетки на окна, железные двери ставить, мы сами себе создали гетто. Мы напротив должны выходить в люди и общаться друг с другом. Компьютер, скайп это не заменяет, это не общение. Как мы с тобой. Встречаться, общаться, пить чай, говорить о Боге, — должно быть живое общение.

Приложение

Кто, почему и за что убил Бориса Немцова

(точка зрения «православного психолога»)

Случайно услышал телефонный разговор в соседней комнате: там говорили, что кого-то из наших политиков убили. Сначала испугался за Путина, но потом подумал: Путина убивать в самый пик его популярности бессмысленно и неблагодарно, это только повысит и так возросший до небес его рейтинг. (Они, то есть враги России, наоборот должны делать все возможное, чтоб он сейчас был живее всех живых)… С другой стороны, убийство Немцова есть очередная попытка политического «убийства» именно президента России, Владимира Путина.

Можно представить себе картину накануне убийства, сидели важные мужи в дорогих костюмчиках, кому не угодна сильная Россия и решали, что бы еще такое сделать для свержения «культа личности Путина», то есть ослабления России. Уж очень мы себя стали хорошо чувствовать в последнее время, и это несмотря на санкции, несмотря на девальвации рубля… В конце концов, они решили остановиться на несчастном Борисе Немцове, принести его в заклание.

Странное и непонятное явление наметилось в России в последние двадцать лет. То, что мы называем словом «правозащита», таковым давно уже не является. Правозащита в России очень быстро скурвилась, продалась, погрязла в грехах, она как-то незаметно слилась с «правым сектором» и прочими антироссийскими элементами, с теми, кто не спасает Россию, а тянет ее в омут погибели. Эта наша правозащита незаметно слилась с новолибералами и западниками, кому не близки наши традиционные ценности, кому не близок сам дух Руси, кто все видит только в негативном свете и работает только на разрушение России. Чего добились наши либералы и западники, например, в XIX веке, то есть те, кто тогда выполнял роль «правозащиты»? Именно они подвели страну к революции и отдали ее в заклание. Нужен нам еще один 17-й год? Думаю, второго мы просто не переживем. А ничего другого они не обещают и ни к чему другому не ведут.

На Украине либералы, западники и правозащитники совместными силами уже пришли к власти, там начался свой 17-й год. Как сказал известный сатирик: «Я понимаю, когда того, кто борется с евреями, называют сионист. Но не понимаю, почему того, кто борется с русскими, называют правозащитником».

Но вернемся к убийству Немцова. То, что его убрали не свои, видно уже по почерку — когда убирают наши неугодных политиков (думаю, это есть во всем мире), скажем, губернаторов, то комар носа не подточит. В этом случае разбивается весь самолет, травят радиацией или еще какую-нибудь новомодную штуку придумают. Ясно одно, открытое и показательное убийство Бориса Немцова, который был хоть и застарелый оппозиционер, но серьезного вреда отечеству принести не мог, — было выгодно только врагам России.

Потому эти мужи в дорогих заграничных костюмчиках и решили его убрать исключительно для ухудшения политической ситуации в России, — уж очень у нас все хорошо. Неизвестно откуда взявшийся Путин, во «мгновение ока» ставший президентом, для них как кость в горле. Конечно, физически устранить сегодня можно любого, но убрать его в расцвете сил и славы, это значит сделать из Путина национального героя на столетие вперед. Нет, у них иная задача — им нужно дискредитировать русского президента, чтоб сам русский народ его в конце концов сверг и распял.

В каком-то смысле происшедшее с Немцовым есть повторение убийства Анны Политковской. Кому более всего оно было выгодно? Нашей «тоталитарной власти»? Нет! Именно она более всего от нее и пострадала. Запад теперь по любому удобному и неудобному случаю упоминает об убийстве Политковской, приводя это как неопровержимое доказательство наличия тоталитаризма в путинской России. Это делается так часто и с такой радостью, что поневоле задумаешься, а кто на самом деле стоит за подобными провокациями.

То, что враги России надежно и давно у нас обустроились, видно всем невооруженным глазом. Теперь наступило время «чистки». Недавно у нас в Томске было очередное тому подтверждение — развернулась громкая компания по закрытию проамериканского телеканала ТВ-2.

К сожалению, в России еще очень много «пятых колонн». Пусть американские генералы уже не ходят в открытую по Кремлю, указывая что делать, но до полного освобождения еще далеко. Это и доказывает эпопея с ТВ-2. Лично мне утрата этого канала была немного печальна, ибо я был одним из его «сотрудников», мог высказываться на их сайте практически на любые темы. Но не на все, как только предлагал им материал о возрождения патриотизма в России или на православную тему — на все это у них был один ответ: «Нас эти темы не интересуют».

И тут вскрывается, что они враги России. Та самая «пятая колонна», которая призвана разрушить нас изнутри, потому что их хозяева за океаном ставят именно эту задачу. Думаю, аналогичные ТВ-2 есть в любом крупном городе России.

А вообще, Украина преподала нам хорошую школу. Потому что ее разрушили местные «ТВ-2», а потом уже пришли проамериканские политики и военные консультанты с заокеанской пропиской.

А ведь было время, когда я тоже находился в рядах оппозиции, как критик и противник существующего строя (и, согласно «Википедии», до сих пор зачислен в число сотрудников одной из самых оппозиционных газет «Совершенно секретно»). Правда, это было в ельцинский и постельцинский период нашей истории, когда нельзя было иначе. Но теперь наша власть настолько беззащитна, настолько она зависит от воли собственного народа, что ее нельзя бросить и не защищать всеми возможными методами.

Вот так сидели важные мужи в чистой комнате, в удобных креслах, может, даже курили сигары и решали, кого из оппозиции убрать на сей раз, для ухудшения политической ситуации в России. Скажем, Навального, Собчак, или кого-то из лидеров «Эха Москвы» они отмели сразу, этих жалко, они слишком много зла для России еще могут сделать. Остановились на бедном Немцове, ветеране оппозиционного фронта. Кого-то же нужно выбрать? Пользы от него большой нет, а имя громкое — не чета Политковской. Конечно, жалко человека, но политика требует жертв. К тому же политики, это почти военные, только воюют на первый взгляд безоружными, вот только вреда приносят во сто крат больше… Так был приговорен несчастный Борис, за упокоение души которого нам надо помолиться. Это лишь один из возможных вариантов развития событий и ответов на вопрос — кто, почему и за что убил Бориса Немцова. Обладая здравым смыслом и политическим и не только политическим чутьем, можно просчитать все, что угодно, с почти стопроцентной точностью.

Андрей Сотников

(сайт втора — spasi-hram.ru)

Экспедиция совершена на технике и только благодаря поддержке московской компании «Ирбисмото».

От автора. Обращение к читателям

На дворе кризис. Очередная экспедиция Андрея Сотникова и проекта «Спаси-храм» из Сибири в Сербию, через Молдавию, под угрозой срыва.

Почему решил ехать в этом направлении?

Только там можно понять, какое будущее ожидает Украину и нас с вами, если мы будем бездействовать.

Доверия к СМИ мало. Все нужно видеть и знать самому.

Из каждой экспедиции автор (независимый журналист, путешественник и паломник) привозит 1-2 фильма и большой очерк, который впоследствии войдет в книгу.

Если вам близки идеи автора, прошу ваших молитв и поддержать экспедицию 2015 года, которая может не случиться без вашей поддержки — приобрести новую книгу или один из фильмов. Стоимость пожертвования на один фильм или книгу (с учетом пересылки) 380 рублей, два — 680 рублей, три — 980 руб. Весь доход от продажи пойдет на экспедицию 2015 года. Номер счета и все подробности о заказе можно узнать на сайте spasi-hram.ru в разделе «Помощь».

Несмотря на то, что 50 процентов затрат на экспедицию автор берет на себя, средств на высокозатратную экспедицию 2015 года из Сибири в Сербию через Молдавию явно недостаточно.

Фильмы автора:

1. Монах-десантник (необычная встреча в Крыму с монахом, некогда кадровым военным, участником «горячих» точек). 30 мин.

2. Русский Крым. 40 мин. Здесь автор пытается найти и находит ответы на вопрос, почему случилась гражданская война на Украине, перейдет ли она в Россию и когда она закончится.

3. Беларусь — остров русского спасения. 30 мин. Мы глубоко заблуждаемся, когда думаем, что все знаем о соседней Беларуси. Автор фильма пытается понять, почему наша Беларусь так сильно от нас отличается — почему у них не развалено сельское хозяйство, почему нет свалок и помоек… Как могло так получиться, что маленькая, но трудолюбивая Беларусь кормит треть России и еще с десяток стран.

4. В поисках русской Гипербореи (поездка из Томска через Чернобыль к Белому морю). 60 мин. Фильм участник православного фестиваля «Золотой витязь».

Книга автора «Быть русским» (210 страниц, 70 фотографий). Автор книги первым среди россиян посетил на подростковом скутере Монголию, Грузию, объехал вокруг Сахалина. Своим творчеством автор доказывает, что благодаря скутеру любой россиянин, даже самый обделенный зарплатой или пенсией, может без особых затрат раз в год посетить Черное или Белое моря, Алтай или Карелию. Или даже отправиться в паломничество по святым и благостным местам Сибири.