В Киев возвращаются лихие девяностые
В Киеве одно за другим произошли два резонансных убийства. Вечером в среду, 15 апреля, в подъезде своего дома был застрелен бывший депутат от Партии регионов Олег Калашников. На следующий день на улице убит писатель и журналист Олесь Бузина. Оба, по сути, находились в оппозиции к нынешней власти, хотя большим влиянием не пользовались. Сама власть теперь утверждает, что за преступлениями могут стоять российские спецслужбы, а их цель якобы – дестабилизация обстановки на Украине. По другой, неофициальной версии, за преступлениями могут стоять некие радикалы – «народные мстители», решившие устроить самосуд.
Как были совершены убийства?
Бывший депутат Калашников был убит возле своей квартиры. Политика застрелили, когда он выходил из лифта. Убийца, вероятно, воспользовался пистолетом с глушителем, поскольку соседи, по их словам, выстрелов не слышали. Сам Калашников имел при себе травматический пистолет, но применить его для защиты не успел.
Олег Калашников. Фото: Катерина Лащикова
Следствие, как сообщали местные СМИ, склоняется к тому, что это заказное убийство (по данным милиции, в бывшего депутата попали пять пуль, одна из них – в голову, можно предположить, что речь идет о контрольном выстреле).
Олесь Бузина погиб во дворе своего дома – менее чем через сутки с момента предыдущего убийства. Его обстреляли из проехавшей машины. Преступников было двое. После убийства они скрылись (в МВД заявили, что это темно-синий «форд фокус» с иностранными номерами). По городу был объявлен план «Перехват», но милиции удалось найти лишь брошенную машину.
Журналист, как сообщалось, получил четыре огнестрельных ранения, одно из них – в голову. Как и в первом случае, милиция завела дело по статье «Умышленное убийство».
Предположительно, за журналистом до его гибели могли следить. Соседи рассказали, что несколько дней назад видели возле его дома подозрительную машину синего цвета. По их словам, у нее были «странные иностранные номера».
Чем были известны погибшие?
Убитый Олег Калашников в 2000-е годы был депутатом Верховной рады от Партии регионов, возглавлял Общевоинский союз Украины. В 2006 году оказался участником скандальной истории с нападением на журналистов у здания парламента (депутата тогда обвинили в избиении телеоператора, было заведено уголовное дело, но доказательств его вины прокуратура не нашла).
Впоследствии получил известность как организатор массовых акций в поддержку власти (и против оппозиции). В частности, провластных митингов, проходивших во время суда над Юлией Тимошенко (в то время – одной из лидеров оппозиции). Позднее, в конце 2013 – начале 2014 года, принял активное участие в Антимайдане.
Называл сторонников оппозиции наркоманами и фашистами. Выступая в феврале 2014 года (незадолго до свержения Януковича), заявлял о готовности драться с противниками власти голыми руками. При новой власти жил в Киеве, занимался, по собственным словам, «общественно-политической деятельностью». Рассказывал, что ему угрожали расправой, однако подчеркивал, что угроз не боится. Пристального внимания новой власти при этом не избежал: в конце марта стало известно, что прокуратура проверит бывшего депутата на предмет связи с титушками (нападавшими на представителей оппозиции при прежней власти) и причастности к сепаратизму.
Олесь Бузина
Олесь Бузина был известен как писатель и журналист. Работал на телеканале «Интер», в газете «Сегодня» (входит в медиахолдинг Рината Ахметова), некоторое время занимал там должность шеф-редактора, но затем уволился, пожаловавшись на цензуру. Пытался баллотироваться в депутаты от «Русского блока», однако в парламент не попал.
В связи с журналистской и писательской деятельностью Бузину на Украине не раз обвиняли в украинофобии (в частности, из-за книги «Вурдалак Тарас Шевченко», где классик украинской литературы предстал в образе «алкоголика и завистника»). Осуждал Майдан и нынешнюю украинскую власть (хотя и о свергнутом Януковиче отзывался как о «трусливом, жадном и непоследовательном человеке»), критиковал военную операцию на территории Донбасса. Несколько лет назад выступал за размежевание с западом Украины (призывал объявить «полный бойкот Галичине»).
Принимал участие в российских ток-шоу. Недавно заявил, что для него такие эфиры стали «единственной возможностью высказать свою позицию».
Как преступления объяснила власть?
Убийства власть изначально связала с расследованием деятельности Антимайдана. По поводу Калашникова в МВД Украины заявили, что бывшему депутату, посвященному в вопросы финансирования этого движения, кто-то якобы захотел «закрыть рот» (один из депутатов утверждал также, что Калашников якобы шантажировал своих покровителей, угрожая передать компромат на них украинским властям).
Схожим образом власть – в лице советника главы МВД Украины Антона Геращенко – отреагировала и на убийство Бузины.
Затем, однако, стала раскручиваться версия о «российском следе». В МВД заявили, что убийства, схожие по характеру, могут быть организованы российскими спецслужбами – «для создания атмосферы террора в Киеве».
Прозвучало даже слово «сакральные жертвы». Конспирологи обратили внимание на то, что последнее убийство произошло во время прямой линии президента РФ Владимира Путина (Путин, выступая 16 апреля, заявил по поводу гибели Бузины, что это «не первое политическое убийство на Украине… которая претендует на то, чтобы быть демократическим государством»).
Зачем могли понадобиться такие жертвы? Сторонники этой версии считают, что для раскачивания ситуации в преддверии 9 Мая. На Украине в последнее время высказывались опасения, что к этой дате сторонники непризнанных республик Донбасса вместе с российскими войсками (наличие которых на Украине Россия отрицает) могут развернуть новое наступление.
С другой стороны, главным источником дестабилизации для Украины в любом случае остается военный конфликт (бои на территории Донбасса продолжаются до сих пор, несмотря на формальное перемирие). И в дополнительных поводах для продолжения боев (таким поводом, как заявил политолог Тарас Березовец, могла бы стать гибель Бузины) стороны не нуждаются.
Некоторые считают, что убийства – попытка мобилизовать пророссийских активистов на Украине на какие-то действия. Однако спекуляции на тему новых «народных республик» и нового Майдана идут уже давно, реального воплощения они так и не получили. Влиятельной оппозиции, которая могла бы использовать тему политических убийств против власти, в стране сейчас, по сути, нет.
Как еще объясняют убийства оппозиционеров?
По мнению бывшего депутата от Партии регионов Тараса Черновола, мотивы убийств, внешне схожих, могут различаться. В случае с Бузиной, как он считает, речь может идти о личном конфликте (журналист, по его словам, умел «создавать себе врагов на ровном месте»). В случае с Калашниковым – о последствиях его контактов с криминалитетом (сам Калашников, как утверждает Черновол, был причастен к преступной деятельности).
Есть и другая версия. За убийствами, по словам бывшего генпрокурора Украины Святослава Пискуна, могут стоять некие радикалы правого толка, решившие расправиться с теми, кого они считают враждебными элементами. «Вот это страшнее всего, что могло произойти. Никто не знает, кто будет следующим. Они будут убивать не тех, кто действительно виноват, а тех, кого легче достать», – рассуждает он.
В соцсетях уже появилось заявление некой Украинской повстанческой армии, взявшей на себя ответственность за убийства. Его авторы утверждают, что готовы вести «безжалостную борьбу против антиукраинского режима предателей».
Пока нет явных доказательств того, что за убийствами действительно стоят радикалы (или же, как утверждает бывший депутат от Партии регионов Николай Левченко, власти Украины). Но за то, что в стране сложилась обстановка, способствующая такому развитию событий, должна по идее отвечать и украинская власть. Отвечать за «мусорную люстрацию», фактически оправданную чиновниками (Министерство юстиции назвало ее «требованием общества», хотя и признало незаконной). За логику «революционной целесообразности», нередко подменявшую собой закон. За распространившееся по стране бесконтрольное оружие.
В определенной степени все это стало следствием войны и связанных с ней процессов. Однако речь идет и о способности (или неспособности) людей, пришедших к власти год назад, этой властью распоряжаться.
По официальным данным, в стране за прошлый год более чем в два раза выросло число убийств. Генпрокуратура Украины отмечала, что показатель увеличился, в том числе в регионах, далеких от зоны боевых действий.
«Вчера убили Калашникова. Сегодня убили Бузину. Мы превращаемся в Чикаго времен Аль Капоне или просто возвращаемся в лихие девяностые? – написал, комментируя убийства, депутат Верховной рады (бывший пресс-секретарь признанного в России экстремистским «Правого сектора») Борислав Береза. – Хочется увидеть кардинальные действия от правоохранительных органов в плане наведения порядка и взятия ситуации под контроль».
Оппозиция на этом фоне собралась требовать отчета главы МВД Украины Арсена Авакова в Верховной раде. И даже предложила дать ему конкретный срок на то, чтобы справиться с разгулом преступности. Ответа от министра на эти претензии пока не поступало.
Комментарии
Ведь если порядок будет, то как бабло клянчить на защиту от агрессоров )))