Сечину, скорее всего, придется брать кредит у китайцев

На модерации Отложенный

«Роснефть» просит у правительства 1,5 трлн рублей в качестве финансовой помощи. В ближайшее время компании нужно погасить долг в $25 млрд, взятый у западных банков для покупки ТНК-ВР.

Брать новые кредиты в ЕС или в США «Роснефти» не позволяют наложенные на нее санкции. У самой компании сейчас таких денег нет. Для спасения крупнейшего нефтяного холдинга нашей страны государству пришлось бы тратить средства из Фонда национального благосостояния и пожертвовать рядом инфраструктурных проектов. Впрочем, сумма, которую просит компания Игоря Сечина, превышает половину нынешних резервов ФНБ. Поэтому, скорее всего, «Роснефть» со своей просьбой отправят за кредитами в Китай.

Крупные долги у «Роснефти» появились в начале 2013 года, когда компания приобрела один из самых дорогих нефтяных активов нашей страны — российско-британский холдинг ТНК-ВР. Суммарные кредиты, взятые под эту сделку на Западе, превысили $31 млрд. Несмотря на то, что задолженность «Роснефти» уже тогда оценивалась примерно во столько же, средства ей охотно одолжили. Немалую роль в привлечении средств сыграл новый партнер российской компании — британская ВР.

До последнего времени платежеспособность «Роснефти» не вызывала сомнений. Однако после ввода западных санкций в отношении компании она потеряла возможность занимать необходимые средства в европейских и американских банках.

Для «Роснефти» это может оказаться катастрофой, ведь большую часть долга — $25 млрд — ей придется выплачивать в самое ближайшее время. По оценке финансового холдинга Barclays Capital, текущая наличность «Роснефти» позволяет оплатить лишь около 70% займа.

Вместе с этим деньги нефтяной компании нужны не только на погашение кредитов. «Роснефть» должна приступить к строительству трубопровода в направлении Китая. Договор о экспорте «черного золота» в Поднебесную уже подписан, российский холдинг даже успел получить $17 млрд в качестве предоплаты будущих поставок. Кроме того, «Роснефти» необходимо развивать дорогостоящие добывающие проекты на шельфе Арктики. Если не начать освоение этих месторождений, через 8–10 лет добыча нефти в нашей стране может сократиться на 5–10%.

Однако правительство в настоящий момент само испытывает острую потребность в свободных финансах. Объем средств, которые просит «Роснефть», превышает общие затраты государства на здравоохранение, образование и ЖКХ в 2014 году.

По словам партнера группы компаний vvCube Вадима Ткаченко, президент «Роснефти» Игорь Сечин обладает достаточным административным ресурсом, чтобы рассчитывать на помощь государства. Будучи вице-премьером, он курировал топливно-энергетический сектор и смог на базе разорившегося ЮКОСа сформировать крупнейший в стране государственный нефтяной холдинг.

Впрочем, для выхода из кризисной ситуации с «Роснефтью» государству пришлось бы поступиться другими значимыми проектами. Сама нефтяная компания рассчитывает выпустить рублевые облигации, которые государство должно выкупить на деньги из Фонда национального благосостояния. На начало года объемы средств в ФНБ составляли около 3 трлн рублей.

Эти деньги зарезервированы на различные инфраструктурные проекты — строительство высокоскоростных железнодорожных магистралей, ремонт автомобильных дорог и развитие атомной промышленности. Кредитование «Роснефти» приведет к тому, что эти программы будут опять заморожены.

По словам главного аналитика UFS IC Ильи Балакирева, финансовое положение «Роснефти» из-за санкций действительно ухудшилось: у компании самая высокая долговая нагрузка в российском нефтяном секторе, и ей необходимо срочно решать вопрос рефинансирования своих долговых обязательств. «Конечно, «Роснефти» проще и интереснее получить рублевое финансирование из ФНБ. Государство всегда пойдет навстречу одному из крупнейших налогоплательщиков страны. Вместе с этим существует возможность привлечь требуемые средства в Азии. Совокупно Россия должна получить за экспорт нефти в Китай более $270 млрд. Вряд ли Пекин откажет «Роснефти» в дополнительной предоплате поставок или не предоставит кредит. Правда, в этом случае Китай будет настаивать на более выгодных для себя условиях, например, по ценам на российскую нефть», — говорит эксперт.