Из жизни менял

Некорректная ссылка на источник

Для начала — небольшая, но поучительная история, которая произошла со мной с десяток лет тому назад. Надо мне было деньги поменять — с одной валюты на другую. Сую в окошечко некую сумму в валюте А и через несколько секунд получаю некую сумму в валюте Б. Считаю — и что-то не сходится.

Просовываю голову в окошечко: вы, дескать, мне денег недодали. А мне в ответ: это вы, наверное, не поняли, что с такой суммы берется комиссия 15%. Вот видите — бумажечка висит. И правда, среди множества бумажечек висит и эта, с перечнем процентных ставок. Я говорю: нет, мне ваш процент не по карману, не хочу у вас менять, давайте мне мою валюту А обратно. А мне в ответ: дескать, конечно, мы вам можем поменять валюту Б обратно на валюту А, но это будет еще одна обменная операция, с которой мы снова возьмем такой процент.

А история эта произошла в самом центре Праги, в огромнейшем универмаге "Котва".

И менял я, как не трудно догадаться, доллары на кроны.

Я попытался убедить менялу в его неправоте, но ничего не вышло. Справедливость в этот раз не восторжествовала. Меняла принялся многозначительно поглядывать на прогуливающегося неподалеку полицейского, и я ушел. Становиться невъездным в очаровательную Чехию мне совершенно не хотелось.

Зато несколько раз торжествовала справедливость в Москве, в обычных незатейливых обменниках у станций метрополитена. Тут уже я косился в сторону милиции, и мне возвращали мои деньги назад — проблемы с милицией этим обменникам ой как не нужны.

Собственно, я все это к тому, что Центробанк грозит порадовать нас новшеством — обмен ники закрыть вообще. Главный аргумент, конечно же, забота об обычных гражданах, то есть о нас. Ведь многие обменники вешают маленькие незаметные бумажки, на которые не сразу обратишь внимание, но на которых написано самое главное — про то, что заявленный крупными цифрами курс действует лишь на сумму от 10 тыс. условных единиц, и про проценты. Так что отделения банков, которые занимаются исключительно обменом, то бишь обменники, следует закрыть. Оставить лишь те отделения банков, которые делают что-то еще. К примеру, выдают кредиты.

Логика в общем-то понятна.

Голова болит — отрежем голову, чтоб не болела.

Но приведенный в начале пример однозначно показывает, что даже в этом радикальном случае головная боль, как ни парадоксально, останется.

А коснется это новшество в первую очередь московских жителей. Поскольку, по статистике, предоставленной профильным комитетом Госдумы по финансовому рынку, в России около 700 обменников, из которых более 600 находится в Москве. Что, впрочем, неудивительно — именно в столице сильнее всего развита ночная жизнь. Да и валюты больше крутится в столице.

Конечно, современный операционный зал крупного банка гораздо интереснее, чем покосившийся киоск из алюминия и плексигласа. Только вот беда — такие залы большей частью закрываются в районе шести вечера. Потребность же в обмене — круглосуточная. По крайней мере, в городе Москве.

И что же делать? Не менять после шести? Полноте, вода дырочку найдет.

Вспоминается еще одна иногородняя история, случившаяся со мной тоже около 10 лет тому назад, на сей раз в городе Владимире. В воскресенье у меня закончились рубли. А банки не работают. Обменников и вовсе нет. И в гостинице не меняют. И в другой гостинице тоже. Ну, думаю, ладно, на вокзале точно поменяю.

Обследовал вокзал, обмен ника не обнаружил. Подхожу к сотруднику милиции, спрашиваю, где тут можно деньги поменять. И дальше — совершенно дикий диалог.

"А у вас что, доллары?" — "Да". — "А сколько?" — "200". — "Такой-то курс устроит?" — "Да". — "Давайте". — "Что давайте?" — "Как что? $200".

Протягиваю деньги, внутренне переживая, — я же вообще не понимаю, законно ли все это? Вдруг сейчас мне сразу же предъявят обвинение какое-нибудь?

Нет, не предъявили. Честно отсчитали рубли. Я сказал спасибо. И услышал спасибо в ответ. Мы разошлись, довольные друг другом.

Так что без обмена мы, конечно, не останемся. Не милиция — так таксисты, не таксисты — так швейцары в ресторанах. Другое дело, что в подобных случаях и легитимность, и безопасность обмена будут значительно ниже, чем в современных лицензированных обменниках.

И виной тому будет забота о простых российских гражданах без учета интересов самих граждан. Как говорится, без меня меня женили.
[А.М.]