Женевский тупик

От вчерашней встречи представителей США, ЕС, России и Украины сюрпризов не ждали. Ни одна из сторон не пошла на принципиальные уступки. Украинский кризис перестает быть темой для переговоров. Несмотря на попытки найти компромисс, есть принципиальные позиции, от которых никто отказываться не собирается.

Примечательно, что накануне встречи в Женеве Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон провела встречу с главой МИД Украины Андреем Дещицей. Вероятно, Эштон изложила позицию ЕС, которую украинский дипломат должен был озвучить в Швейцарии. Тем самым роль Украины как независимого государства в этом процессе сводится к нулю.

Именно по этой причине киевские власти не отзовут армейские подразделения с Юго-Востока, не взирая на то, что конституция Украины запрещает использовать против своих граждан силы армии. Ведь децентрализация власти, проведение полноценных референдумов будет означать утрату власти для Киева.

А поражение новых украинских властей – это поражение их западных кукловодов. Турчинов, Яценюк, Тимошенко – будучи марионетками ЕС и США должны были стабилизировать ситуацию для дальнейшего укрепления антироссийской, прозападной государственности на Украине. Однако эти планы разбились о народный гнев жителей Юго-Востока, которые понимают, что в Украине, ориентированной на Запад, они станут гражданами второго сорта.

Силовая операция, которая была развязана украинским руководством по команде старших товарищей, не дала никаких результатов и привела страну к потенциальной гражданской войне. Тем не мене так просто сдавать свои позиции на Украине Запад не собирается. Этим мотивируется заявление Андрея Дешицы с подачи рекомендаций Эштон относительно войск на востоке: "войска, которые размещены там, находятся на территории Украины". "Мы не должны выводить их оттуда".

Фактически такой же аргументацией российское руководство ответило на требование отвести войска от российско-украинской границы. О чем на встрече заявил Сергей Лавров. В этом плане интересы России понятны. Дальнейшая эскалация конфликта на Юго-Востоке может ребром поставить вопрос о необходимости ввести войска в Украину. Это крайность, которая чревата серьезными последствиями. Но и отказ от участия в украинском вопросе неприемлем для России. В случае подавления очагов сопротивления Киев непременно вернется к вопросу о размещении сил НАТО у границ с РФ.

По результатам женевской встречи все же были достигнуты некоторые договоренности. Сергей Лавров заявил о том, что все незаконные вооруженные формирования во всех регионах страны должны разоружиться, здания должны быть возвращены законным владельцам, все оккупированные площади и другие места в городах Украины должны быть освобождены. Должны быть амнистированы все протестующие. За исключением тяжких преступлений. Инициатива Лаврова была поддержана.

Однако, возникает вопрос, каким образом в сложившихся условиях все эти требования будут исполнены. Лавров заявил, что Миссия ОБСЕ должна играть лидирующую роль в этом процессе. Но под какие гарантии обе стороны должны будут сложить оружие? Как каждой из них убедится в том, что разоружение происходит на деле, а не на словах? Гарантировать себе безопасность в сложившейся ситуации может только сам народ, а не представители ОБСЕ. Силовые структуры, милиция, в частности, и киевская власть в целом - себя полностью дискредитировали. Тем более, что Киев ранее уже требовал от Правого сектора сложить оружие. Но при нарастающих противоречиях между украинскими националистами и властями невозможно разоружение даже Правого сектора. Что говорить про Юго-Восток, против жителей которого украинское руководство направило армию.

К тому же выполнение озвученных условий будет сопровождаться выставлением встречных требований с обеих сторон. План урегулирования ситуации на Украине, принятый в Женеве, рискует затянуться, а то и вовсе провалиться. Важно понимать, что разрешение кризиса на нейтральных условиях не выгодно Западу и украинской власти. Не для это, очевидно, затевался майдан.

Женевские переговоры показали, что в этой ситуации каждый намерен стоять на своем. Слишком высока цена уступок. Диалог между Москвой и Киевом может возобновиться только в случае полного провала нынешних украинских властей по основным фронтам. Запад, сделавший ставку на некомпетентную группу политиков в лице Турчинова, Яценюка, Парубия и других, под давлением обстоятельств вынужден будет пересмотреть концепцию своей политики на Украине. Остается ждать и надеяться, что последние ошибки, которые допустят украинские власти не будут связаны с новыми жертвами в результате подавления протестов на Юго-Востоке.