Крыму обещаны небывалые экономические преференции

В Крымском федеральном округе будет создана особая экономическая зона, резидентов которой освободят от уплаты налога на прибыль и имущество. Можно не сомневаться, что вслед за этим в Крым потянутся предприниматели из «материковых» регионов Юга России, которые сейчас стонут от колоссальных налогов. Только на Ставрополье за прошлый год прекратили работу 20 тысяч предпринимателей – а будучи крымчанами, они бы сохранили бизнес.

Перераспределение производительных сил на «новой» карте России – насущная задача и для федеральной власти. Ибо без укрепления реальной экономики и малого бизнеса стране не выжить в штормовом море нового миропорядка, который сама же Россия и пытается создать. 

«Вежливые люди» переписали историю

КАВПОЛИТ во вчерашней статье «Где у Америки «дьявольская кнопка» проанализировал вероятность введения внешнеэкономических санкций против России. И пришел к выводу: если они и будут введены, то станут самыми масштабными после распада блоковой системы мира. Столь громогласная реакция западного мира соизмерима с геополитическим вызовом, который Россия бросила этому самому Западу, посягнув на все «версальское» и «потсдамское» мироустройство.

Глобальный финансовый кризис 2008 года, начавшийся именно в США, явственно обозначил, что приходит конец современной экономической модели – хищнического потребительства, которая опирается на кредитные «пирамиды» и «пузыри» фондовых деривативов. И вот теперь события вокруг Крыма ломают столь же зыбкую, истончившуюся до прозрачности за десятилетия существования, глобальную геополитическую модель «сдержек и противовесов».

Это игра со столь высокими ставками, что ее последствия окажутся ощутимы для всего мира, запустив череду трансформаций постимперских обществ. Не стоит, конечно, лишний раз напоминать, что в нынешнем году предстоят референдумы по независимости в Шотландии (сентябрь) и Каталонии (ноябрь). А это судьбы еще 13 млн человек.

В день крымского референдума, 16 марта, состоялось ничуть не менее значимое для глобальной политики событие, но, увы, оказавшееся в тени «черноморского» вопроса. 89% жителей итальянского региона Венета на «референдуме» (по сути, неофициальном интернет-голосовании) высказались «за» отделение от Италии. При сопоставимой с Крымом площадью население Венеты вдвое больше (почти 5 млн человек). Сейчас власти «республики» добиваются проведения уже легитимного референдума. Короче, старушка-Европа гулко трещит по швам.

«Социокультурный и антропологический кризис тлеет с самого начала формирования на Западе постиндустриальной формации... Лет через сто современная цивилизация просто повторит путь Римской империи, на осколках которой в V веке возникли варварские феодальные королевства, затем давшие Ренессанс и промышленную революцию. Так и на развалинах нашей безморальной, сверхиндустриализированной консюмеристской цивилизации возникнет иная. Реально, а не на словах – постиндустриальная, с совершенно новой моралью, новыми формами самоуправления и крайне низко энергозатратная. Ну а до этого просто придется сверлить дырочки на поясе», – как-то говорил мне член-корреспондент РАН, историк Сергей Арутюнов.

Говорил три года назад, когда казавшееся монолитным мироустройство едва затряслось. А вибрация все усиливается...

«Моя муза из Евросоюза, возьми меня в плен...»

Конечно, про «дырочки на поясе» – это слишком мрачно. Но суть схвачена верно: нужно уже сейчас готовиться к грядущим изменениям, менять принципы хозяйствования. Создавать, если хотите, «подушку безопасности» в виде технологичных производств с высокой добавленной стоимостью (электроника, фармацевтика, средства связи) и массового малого бизнеса, удовлетворяющего повседневные потребности населения (продукты, обувь, одежда). Сейчас ведь, страшно сказать, до 55% импорта из Евросоюза составляют машины и оборудование, заменить которые в России нечем.

Стыдно!

Вдвойне стыдно для страны, на ракетных двигателях которой поднимаются в космос американские спутники (речь о РД-180 «Энергомаша»), спутниковая навигация которой сегодня используется в 80% выпускаемых в мире мобильных устройств (речь о «Глонассе») и боевую технику которой безальтернативно закупает НАТО для войны с терроризмом (речь о Ми-8).

Правда, Кремль пока по поводу реформ молчит, всецело будучи поглощен вопросами внешней и «крымской» политики. Решено уже, что Крым станет «налоговым раем» для инвесторов: здесь будет создана особая экономическая зона (ОЭЗ), где компании-резиденты могут быть освобождены от уплаты налогов на прибыль и имущество.

«Необходимо [обеспечить] ускоренное социально-экономическое развитие этой новой территории, с учётом необходимости поддержания экономики и социальной сферы в этот переходный период и последующие периоды», – прокомментировал это решение вице-премьер Дмитрий Козак.

Более радикальное (с позиции бюджета) предложение озвучил лидер «Справедливой России» Сергей Миронов. «Если бы мы приняли решение на пять лет все доходы, все поступления, которые идут в бюджет Крыма, оставлять в Крыму и не перечислять в федеральный бюджет – это было бы абсолютно правильно», – заявил Миронов на встрече думцев с делегацией Крыма.

Как видно, федеральные власти всерьез заинтересованы в развитии Крыма. Однако цену «заботы» о двух новых субъектах федерации просчитать пока нереально: слишком уж амбициозные ставятся задачи – от строительства моста через Керченский пролив до продолжения строительства Крымской АЭС.

Синдром «крымской» гиперопеки

Столь демонстративное внимание властей к Крыму (региону, безусловно, не бедному, имеющему колоссальный ресурсный потенциал) вызывает закономерную зависть у бизнеса в других территориях России. Взять хотя бы Ставропольский край. Как рассказал недавно на пресс-конференции уполномоченный по правам предпринимателей в крае Николай Сасин, в прошлом году по региону прокатилась волна массового «самороспуска» индивидуальных предпринимателей: для них непомерно выросли размеры отчислений в социальные фонды.

Скажем, если в прошлом январе в налоговых органах Ставрополья было официально зарегистрировано 91,5 тысячи предпринимателей (самозанятых лиц, у которых по найму не работают другие застрахованные лица), то к октябрю это количество сократилось до 79,6 тысяч. В целом же по итогам года, заявил Сасин, аннулировали свои «предпринимательские» свидетельства более 20 тысяч человек. Но речь, конечно, не идет о том, что они реально прекратили свою деятельность – просто ушли в тень.

«Те ограничения, которые регламентируются нормативно-правовыми актами на муниципальном уровне, уводят предпринимателя в тень, тем самым формируя криминальную среду в экономике страны и региона. Малый предприниматель настолько зарегулирован, что у него 20-30 процентов времени уходит на взаимодействие с контрольными органами и подготовку отчетности», – размышляет Николай Сасин.

По его словам, именно ставропольские бизнесмены зарекомендовали себя и как наиболее активные в стране. 135 тысяч предпринимателей России собрали подписи под коллективной петицией на имя президента Владимира Путина с требованием пересмотреть социальные отчисления. И 9 тысяч подписей поставили именно на Ставрополье. Причем к подготовке петиции приложили руку как «Деловая Россия», Союз менеджеров России и Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), так и сами муниципалитеты, столкнувшиеся с сокращением налоговой базы (произошел отток из легального сектора предпринимателей, работавших по УСН).

Что бывает нечасто, федеральная власть прислушалась к мнению предпринимателей, и «драконовские» ставки социальных отчислений пересмотрели. Например, бизнесмен, зарабатывающий в год менее 300 тысяч рублей (а их львиная доля) должен по-прежнему платить ежегодно 17 тысяч рублей вместо действовавших еще год назад 32 тысяч. Если зарабатывает более 300 тысяч, то на размер «превышения» ему начисляется социальный налог в размере 1%. Но в любом случае, заплатить в год он может не больше 138 тысяч рублей.

Вроде, все прекрасно и замечательно. На бумаге. На самом деле, констатирует Сасин, в январе, когда бизнесмены перешли к новой (а по сути, вернулись к старой) системе уплаты социальных взносов, резкого всплеска количества предпринимателей не было. И не будет, конечно. Уже вкусившие прелести существования «в тени», они никогда не вернутся в легальное поле, добровольно отказавшись от сверхприбылей, которые теперь нужно отдавать государству.

Я уеду жить... в Коктебель!

А чем Ставрополье отличается от Крыма? В одном регионе налоги отменяют, в другом – повышают. Вот полтора года гордума Ставрополя вдруг решила резко повысить корректирующий коэффициент К2, исходя из которого рассчитывается Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) для малого бизнеса. В частности, для владельцев торговых центров (услуги по передаче торговых мест в аренду) он вырос в 3,3 раза, для гостиниц – в 3 раза, для автостоянок – в 2 раза, для прачечных и химчисток – в 1,9 раза, для розничной торговли – в 1,8 раза, для рекламных агентств – в 1,7 раза... При этом коэффициент остался на уровне прошлых лет для объектов общепита, СТО, автомоек, ателье, компаний-перевозчиков.

Любопытно, какой экономической логикой при этом руководствовались депутаты?

В тот же день гордума Ставрополя увеличила еще и земельный налог в городе. Ставка налога на земли, на которых расположены офисные здания, выросла в 2,6 раза, магазины, автостоянки, объекты общепита – в 1,8 раза, гостиницы – в 1,45 раза. При этом, например, земля под банками, ломбардами, автосервисами, АЗС, адвокатскими кабинетами не подорожала.

Фактически речь идет о планомерном удушении частного бизнеса. И в число тех 20 тысяч предпринимателей, которые прервали работу на территории края в прошлом году, безусловно, вошли те, кто не сумел оплачивать драконовские ЕНВД и земельный налог в Ставрополе.

Впрочем, власти города решили махом наполнить бюджет не только за счет бизнеса, но и населения. Ставки земельного налога для участков под ИЖС выросла в 1,67 раза, под многоэтажную застройку – в 2 раза, под гаражами и автостоянками – в 2,6 раза. Почти без изменений остались лишь налоги для дачников и огородников. И это, замечу, на фоне повышения кадастровой стоимости земельных участков, которая является базой для расчета земельного налога (о чем КАВПОЛИТ подробно рассказывал в статье «Политический» кадастр»).

В общем, ставропольцам теперь впору задумываться: а не дернуть ли с насиженных мест в Крым, которому обещают налоговый рай. Может, уж хоть там-то не будут прижимать чиновники, а бизнес вздохнет спокойно? Только кто тогда на «материковой» части России останется работать и наполнять федеральный бюджет, за счет которого затем и будет обеспечиваться безбедная жизнь Крыма?!