Украина. Катастрофа культуры
Политическая катастрофа, происходящая на Украине, понятна. Экономическая – не менее очевидна. Назревает и международная катастрофа, и чем она закончится, трудно сейчас сказать. Но на Украине нарастает и катастрофа культурного наследия: разрушение памятников.
Начиналось все с "политически мотивированных" разрушений – уничтожались памятники Ленину. Хотя для Украины их разрушение двусмысленно, ведь независимость Украины была признана именно Лениным. И именно он воспрепятствовал в 1922 году ее возвращению в состав России на правах автономии, отстояв сохранение Украины в качестве Союзной республики, то есть сохранил формальный государственный статус.
Уважать главу государства, утвердившего в стране нынешнее республиканское и конституционное правление, украинцам нужно было бы просто из чувства приличия, вне зависимости от отношения к идеям, которые он исповедовал. Но вслед за памятниками Ленину начали уничтожать памятники Кутузову, Ватутину, солдатам, освобождавшим Украину от гитлеровской оккупации.
Тут дело уже не в политике – речь идет о гуманитарной и ментальной катастрофе. Любой памятник так или иначе представляет эпоху, чью-либо память и чьи-либо сакральные начала. Памятник – это символ ценности. И символ уважения ценностей. Уважения и к тому, что кто-то может быть не таким как ты, но тоже имеет право на свои ценности и свою идентификацию. Тот, кто уничтожает памятники, пытается вычеркнуть из истории эпоху и память людей, топчет их души.
Политически это вообще глупо – удары по истории вернуться сторицей. И если ты снес чужой храм или статую чужого героя, ты утверждаешь правила, согласно которым можно будет снести и твои храмы, и твоих героев. На Украине сегодня утверждаются правила, согласно которым можно уничтожать чужую память и наследие культуры.
Между тем, правители сменятся, политические оценки поменяются, а своего наследия народ лишится. Не все сегодня об этом помнят, но созданная в 1946 году ЮНЕСКО родилась из созванной еще в 1942 году в Лондоне конференции глав Минобразования европейских стран, которая собралась именно для решения вопросов о том, как восстанавливать после войны систему образования и сохранения культуры и культурного наследия.
Сегодня нужны какие-то меры, с одной стороны, для защиты памятников культуры на Украине, с другой – для защиты памятников культурного наследия всего постсоветского пространства. Понятно, что наследие советского периода оказывается часто в центре политического противостояния, но политики приходят и уходят, а память народов остается.
Нужно все-таки договориться: то, что создано предыдущими поколениями, не должно разрушаться.
Возможно, они считали верными не те идеи, которые считаем верными мы, но мы уйдем так же, как ушли они, и оценки будут выносить совсем другие люди. Для одних это памятники величия эпохи, для других – памятники ее заблуждения. И об этом тоже нужно сохранять память. Ведь сначала уничтожают памятники тем, которые не нравятся одним, потом те, которые не нравятся другим, а затем начинают разрушать все просто потому, что втянулись – для самоутверждения и эпатажа.
Нужна встреча представителей России и Украины для обсуждения мер сохранения культурного наследия – в первую очередь, веков совместного существования в одном государстве. Нужно вето на повреждение и уничтожение любых памятников истории. И такую же встречу надо, наверное, провести с представителями всех государств на всем постсоветской пространстве.
Точно так же, как существует договор о неприменении и нераспространении ядерного оружия, нужен договор или соглашение о сохранении культурного наследия бывшей общей страны, не использовании в политической борьбе методов разрушения культурных объектов и надругательства над памятью.
К сожалению, современная практика разрушения культурного достояния во многом восходит к печальным событиям 1991 года в России. Поэтому, наверное, именно России нужно сегодня показать пример моратория на разрушение. И дело не только в том, чтобы больше не разрушать, но и в том, чтобы осудить разрушение объектов культуры как таковых и восстановить разрушенное.
Россия сегодня восстанавливает памятники, разрушенные при советской власти, но нужно восстанавливать и памятники, созданные при ней. И первую очередь те, что имеют неоспоримую художественную ценность. Следует прекратить призывы к разрушению памятников. Возможно, сами эти призывы нужно определенным образом законодательно оценивать. И нужно прекратить кампанию призывов к переименованиям. Исторический объект люди все равно будут называть тем именем, которое для них наиболее значимо. В свое время даже приговор "забыть Герострата" лишь увековечил его память.
Примерно понятно, как можно прекратить спор вокруг названий объектов культурного наследия, улиц и городов. Это нужно сделать так, как сделано в Конституции РФ, где установлено, что наименования "Россия" и "Российская Федерация" равноправны. И так, как это сделано в гимне северной столицы России, где одновременно звучат все три имени города: "Петербург-Петроград-Ленинград".
Те объекты, которые в своем наименовании вызывают споры, должны сохранить двойные наименования. И если мы восстанавливаем один памятник, то мы не должны разрушать другой, даже если он стоял на месте восстанавливаемого.
Комментарии
Из могильных плит еврейского кладбища сложили цоколь памятника Ленина перед оперой (правда, символично?).
Вот и пожинают плоды. ПОДЕЛОМ. Нечего людоеду-истукану преклоняться. А память коммунистов- это их проблема. Эти сволочи ( а после раскрытия преступлений коммунизма порядочный человек в этой секте не остался)- это фашисты. Никто не позволил оставлять памятники Гитлеру из сочувствия к бедным гестаповцам. И Ленину или сталину с подельниками тоже нельзя оставлять.
Антисоветская свора разрушители по своему злобному ,агрессивному ,человеконенавистническому ,антисоциальному менталитету .
Ти суперпотужна
і мегаяскрава.
Хода твоя пружна
Міцна ти, як кава.
У сумці гантелі,
А вдома є гирі.
Сусіди дебелі
Живуть з нею в мирі.
Диван з магазину,
Що сто кіло важить
Вона за хвилину
У хату вантажить.
Я теж не сварюся
З такою мамзелю,
Бо дуже боюся -
Дістане гантелю.