Гражданин против админресурса
                        Сегодня  Госдума приняла во втором чтении поправки в избирательное  законодательство, четко устанавливающие права гражданина на обжалование в  суде итогов голосования. Третье чтение и все последующие  законодательные процедуры пройдут в первой половине марта, а значит,  можно точно утверждать, что новые нормы станут действовать уже в ходе  той избирательной кампании, которая закончится региональными и  муниципальными выборами 14 сентября этого года.
Как отмечают эксперты, на практике корректировать результаты выборов в  пользу оппозиционных партий и кандидатов будет, конечно, неизмеримо  труднее, чем в интересах "Единой России". И все это благодаря  существованию в нашей стране такого важного электорального фактора как  административный ресурс.
При этом рамками выборов действие админресурса, к несчастью, не  ограничивается. Например, он сильно укоренился в наших судах и  правоохранительных органах, а стало быть, и в случае индивидуальных  исков избирателей против действий той или иной избирательной комиссии,  которая
что-то неправильно подсчитала, этот админресурс  тоже обязательно сработает. В чью пользу –  указывать не нужно. То есть  после того, как админресурс, скажем, не помог победить оппозиционных  кандидатов во время выборов, он получит возможность тут же взять реванш в  суде.
Специалисты по избирательному законодательству из рядов парламентской  оппозиции уже опасаются того, что прежде всего "подчищаться" будут  итоги муниципальных и региональных выборов, где участки небольшие, а  соперники выигрывают друг у друга буквально
десятком-другим  голосов. И, конечно, уверены эксперты, новые законодательные нормы,  скорее всего, станут активно применяться после выборов в Госдуму по  одномандатным округам. И хотя участки тут будут больше, административный  ресурс во время думской кампании будет применяться также более  серьезный.
Тем не менее, активному гражданину все-таки дается право  поспорить с партией власти, исполнительными органами и избиркомами  своего региона или муниципалитета. Причем, хорошо уже то, что это право  фиксируется недвусмысленно. Потому что раньше граждане в принципе тоже  упоминались в избирательных законах среди тех, кто может жаловаться. Но в  судах предпочтение отдавалось жалобам кандидатов и партий. Людям же  говорилось примерно следующее: суетится надо было во время кампании, а  когда выборы завершились, вы перестали быть избирателями. Под это  сомнительное основание для отказа в принятии исков граждан был даже  подведен солидный базис в виде разъяснений Верховного суда.
Всю эту правоприменительную практику Конституционный суд в апреле  прошлого года признал неконституционной. И распорядился, чтобы  федеральные правительство и парламент составили законы в более четкой  форме.
Правда, чтобы иск гражданина против итогов выборов на конкретном  участке был принят, ему надо будет доказать, что именно на нем он и  голосовал. Таким образом, гражданину, подавшему иск в суд, придется  смириться с любым письменным свидетельством избиркома, который либо  подтвердит его участие, либо опровергнет. Кстати, в законе ничего не  говорится о том, есть ли у избирателей право не соглашаться с  отрицательным вердиктом комиссии по поводу их участия в выборах на тех  или иных участках, и каким образом мнение избиркомов можно оспаривать.
Зампред комитета Госдумы по делам общественных объединений и  религиозных организаций "эсер" Александр Тарнавский еще во время первого  чтения законопроекта отметил опасность чересчур значительного  расширения полномочий суда по своему усмотрению толковать то или иное  нарушение хода избирательной кампании.
В свою очередь, коммунисты вынесли на отдельное голосование несколько  своих поправок, которые профильный комитет Госдумы рекомендовал  отклонить. Например, КПРФ предложила разрешить жаловаться на решения не  только участковых, но и любых других комиссий. Также коммунисты хотят,  чтобы менее категоричной была формулировка закона о том, что любое  нарушение ставит под сомнение результаты выборов лишь в том случае,  когда оно не позволяет выявить действительную волю избирателей. Пытались  коммунисты увеличить и срок подачи жалобы на итоги выборов с трех  месяцев до шести. Однако "Единая Россия", объявив эти инициативы  размывающими концепцию закона, отклонила их.
В общем, теперь процедура осуществления гражданами своего права на  подачу в суд жалоб на выборные нарушения выглядит таким образом. Во-первых,  иск может подаваться лишь на основании двух подозрений: что неправильно  были составлены списки избирателей или что были нарушения в порядке  голосования и при установлении его итогов. Во-вторых, суду  необходимо четко установить, что "допущенные нарушения не позволяют с  достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей,  участников референдума (выявить действительную волю избирателей,  участников референдума)". В-третьих, распорядиться после установления нарушений о повторном подсчете голосов суд только "может", но не "обязан". В-четвертых, способ пресловутого доказывания участия избирателей выглядит весьма запутанным  –  например, зачем-то написано, что в заседании суда участвует вся избирательная комиссия. В-пятых,  подать иск на отмену решения комиссии об итогах голосования на  конкретном участке можно лишь в течение 10 дней после того, как они  установлены. В целом же итоги выборов оспариваются не позднее трех  месяцев. Причем, жестко указано, что пропущенные сроки не  восстанавливаются.
                        
                     
                    
Комментарии