Во избежание борьбы за Украину

На модерации Отложенный

Чтобы остановить раскол страны, ее судьбу должен решать сам украинский народ.

Посреди эйфории, трагедии и путаницы на Украине возрастает опасность конфронтации между Россией и Западом. Борьба Запада и Востока из-за судьбы Украины станет трагедией для этой страны, увеличив риск гражданской войны и раскола. Но хотя жестокий силовой матч между Кремлем и Западом за приз в виде Украины вполне возможен, он абсолютно не соответствует интересам Кремля и Запада. Напротив, у русских, европейцев и американцев есть общая заинтересованность в сохранении единства Украины, в предотвращении гражданской войны и банкротства этой страны.

Разговоры об общих интересах России и Запада на Украине кто-то может назвать ханжескими и нереалистичными. Но это неверно. Перед падением украинского президента Виктора Януковича появились многообещающие признаки того, что Россия и ЕС могут сотрудничать. Когда три министра иностранных дел стран ЕС обсуждали недолговечную сделку с Януковичем, к ним присоединился российский представитель. Владимир Лукин, которого направило правительство Путина, является российским представителем по правам человека и сторонником либеральной политики, а не кремлевской марионеткой.

Конечно, взрывоопасные ингредиенты противостояния между Востоком и Западом из-за Украины очень заметны. В выходные дни американский советник по национальной безопасности Сьюзан Райс (Susan Rice) предупредила, что российское правительство допустит «серьезнейшую ошибку», если направит на Украину свои войска. Между тем, российский министр иностранных дел Сергей Лавров выразил возмущение в связи с тем, что договоренность, заключенная в присутствии представителя Москвы, была столь быстро отменена, и обвинил толпы в Киеве в том, что их возглавляют «вооруженные экстремисты и погромщики» вместе с «распоясавшимися хулиганами». Такого рода разговоры вполне могут стать оправданием для российской интервенции.

Этот накал риторики скрывает подлинное столкновение интересов и точек зрения. Многим русским вообще очень трудно согласиться с тем, что Украина может стать независимым государством. И хотя путинское правительство согласилось с правовой реальностью украинской независимости, оно считает эту страну жизненно важной для российской безопасности, естественной сферой российского влияния и центром русского культурного наследия. ЕС же проявляет чрезвычайную двойственность в своих обещаниях со временем принять Украину в свои ряды, опасаясь последствий включения в свой состав еще одной крупной и бедной страны. Но европейцы и американцы ощущают, что важно выступить за принципы демократии и самоопределения на Украине.

И Россия, и западные страны видят в действиях друг друга на Украине нечто вроде преступного заговора. Русским кажется, что за демонстрациями в Киеве стоят западные разведслужбы.

Запад полагает, что Янукович и его приближенные — это просто марионетки Москвы.

В западных столицах кремлевских деятелей считают безжалостными, безнравственными, жестокими и глубоко циничными людьми. В Москве западных политических лидеров изображают лицемерными, двурушническими, стремящимися уничтожить Россию как мировую державу, и в то же время, делающими высокопарные заявления благочестиво-либерального характера. Все это не очень обнадеживающий фон для налаживания международного сотрудничества по Украине. И тем не менее, сотрудничество налаживать нужно — в интересах всех и каждого.

Гражданская война на Украине станет катастрофой для России, поскольку насилие и беженцы хлынут через ее границу. Немедленно встанет вопрос о судьбе российской военно-морской базы в Крыму, который является частью Украины. Отношения России и Запада будут неизбежно отравлены. Возникнет риск рецидива холодной войны с Западом, но на сей раз у России не будет защитного буфера советских государств-сателлитов.

Война на Украине станет не меньшей катастрофой и для ЕС. В Сирии уже полыхает война, и таким образом ЕС получит два кровопролитных и жестоких конфликта на своих южных и восточных рубежах. Экономический крах Украины и дефолт с отказом от обслуживания долгов вполне возможен — и он также нанесет ущерб и России, и Евросоюзу.

Если Россия и западные страны захотят работать вместе, им необходимо будет пойти на определенные уступки, учитывая мнение друг друга. США и ЕС могут признать российскую обеспокоенность по поводу безопасности, четко заявив о том, что Украине в обозримом будущем не будет предложено членство в НАТО. Они могут даже взять на себя письменные обязательства такого рода, поскольку русские заявляют, что в прошлом Запад обманул их, дав неофициальное обещание о нерасширении НАТО.

В ответ русские должны снять свои возражения против стремления Украины стать членом Евросоюза и согласиться с тем, что постепенная экономическая интеграция этой страны с ЕС не является антагонистической игрой, наносящей вред российским интересам. Русских можно также успокоить наглядными доказательствами того, что Брюссель не спешит принимать Украину в свой клуб.

Лучший способ предотвратить раскол Украины в этом напоминающем перетягивание каната противостоянии Востока и Запада заключается в том, чтобы признать в качестве непреложного факта следующее: политическую судьбу страны может определять только сам украинский народ. Это значит, что запланированные на май президентские выборы должны пройти честно и без внешнего вмешательства. Поскольку ни Россия, ни ЕС не доверяют друг другу в вопросе честности и достоверности избирательного процесса, задачу по наблюдению за возрождением украинской демократии необходимо поставить ООН, которая обладает опытом проведения выборов во всем мире.