Украина срочно просит у Запада денег для спасения от дефолта

На модерации Отложенный

Пережившая кровопролитную смену власти Украина попросила у ЕС, США и МВФ помощи на 35 млрд долларов. Госказна разворована, а «страна доведена до банкротства», уверяет лидер фракции «Батькивщина» Арсений Яценюк. Россия тоже не отказывается от прошлых договоренностей с Киевом. На что конкретно Киеву нужны деньги и хватит ли этой суммы, разбиралась газета ВЗГЛЯД.

«Государственная казна разворована», «страна доведена до банкротства». Так оценивает экономическую ситуацию лидер фракции «Батькивщина» Арсений Яценюк. Свое заявление он аргументировал тем, что накануне встречался «с остатками министерства финансов», получил информацию от Национального банка Украины, Государственного казначейства, что и позволило сделать такие выводы.

Он не стал раскрывать конкретных экономических показателей, но указал, что страна может оказаться в состоянии «неимоверного бюджетного дефицита не до конца текущего года, а до конца текущего месяца». По его словам, государству нечем платить зарплату бюджетникам и расплачиваться по долговым обязательствам. Зарплата уже задержана на 10 дней, отметил он.

По его словам, под угрозой оказалась банковская система страны, которую необходимо сохранить. Для этого правительство должно взять под контроль Нацбанк Украины и поставить перед ним задачу стабилизировать курс национальной валюты и сдерживать инфляцию, отметил Яценюк.

Несколько ведомств Украины даже приостановили все свои платежи, кроме зарплат, чтобы избежать использования госсредств нецелевым способом. Это поручил и. о. вице-премьера Украины Александр Вилкул министерствам инфраструктуры, региональной политики, Государственной администрации железнодорожного транспорта и Государственной администрации автомобильных дорог.
Одновременно с этим, считает Яценюк, необходимо получить финансовую помощь от Запада и Международного валютного фонда. Он заверил, что уже поговорил относительно поддержки украинской экономики с министром финансов США, который пообещал помочь, после того как Украина сформирует «правительство народного доверия».

35 млрд на два года

Ранее в понедельник и. о. министра финансов Украины Юрий Колобов уже подсчитал, сколько Украине надо, чтобы избежать экономического краха. Украина просит у ЕС, США и других стран, представляющих МВФ, финансовой помощи в размере 35 млрд долларов на два года – этот и следующий, говорится сообщении минфина страны. Эти средства нужны «на модернизацию и проведение реформ на Украине, а также реализацию соглашения об ассоциации с ЕС», отмечает Колобов.

Кроме того, Украина будет просить срочный кредит со стороны стран-партнеров: Польши и США. Его Киев хотел бы получить в ближайшие одну-две недели. Сколько денег надо прямо сейчас, Колобов не сказал. «Ситуация в финансовой сфере Украины в целом сложная, но контролируемая», – уверяет при этом он.

Чтобы обсудить выделение макрофинасовой помощи, Украина предложила провести международную донорскую конференцию при участии стран ЕС, США и других государств, представителей МВФ и международных финансовых организаций. Глава комитета по иностранным делам Европейского парламента Элмар Брок уже заявил, что после формирования на Украине нового правительства ЕС готов предоставить Киеву 20 млрд евро на проведение реформ. На фоне этого заявления украинский фондовый рынок в понедельник начал стремительно расти, торги даже пришлось приостановить на час, что происходит автоматически, когда индекс увеличивается на 15%.
В свою очередь министр финансов США Джек Лью рекомендовал Украине начать переговоры с МВФ о предоставлении ей финансовой помощи сразу же после формирования переходного правительства.

Пока еще не банкрот

«В отношении страны обычно говорят не «банкротство», а «дефолт». Украина не является банкротом и дефолт даже не объявила. Но она требует денег для того, чтобы этого не случилось», – говорит газете ВЗГЛЯД украинский экономист, президент Центра экономического развития Александр Пасхавер.

«Все эти деньги необходимы Украине на текущее потребление: на погашение долгов, дефицита торгового баланса, на социальные выплаты, в целом на выполнение бюджета. Так долго не может продолжаться. Надо будет быстро реанимировать экономику, которая находится в очень слабом состоянии», – отмечает Александр Пасхавер.

При этом, по его мнению, у Украины есть еще пара месяцев до объявления дефолта, а не пара недель, как указывали некоторые эксперты и на что намекает и. о. премьер-министра.

«Я думаю, что надо получить часть кредита в течение одного-двух месяцев, тогда Украина избежит дефолта, но потом если Украина ничего не будет делать, то она все равно не избежит этого», – говорит Пасхавер.

А для того чтобы Украина просто не проела выделенные деньги, необходимо проводить структурные реформы. «В числе необходимых мероприятий – уменьшить уровень коррупции, увеличить уровень защиты собственности. Весьма вероятно, что надо вернуть в исходное состояние сделки, которые были проведены под давлением нынешней власти, чтобы увеличить уровень доверия к государству как гаранту прав собственности. Кроме того, необходимо демонополизировать экономику, которая была коррупционно монополизирована нынешней властью», – считает Пасхавер.

При этом он не исключает, что помощь могут оказать не только ЕС, США и МВФ, но и Россия, как только будет сформировано новое правительство (вероятно, это произойдет во вторник).


«Все, что подписано, должно исполняться»

Что касается России, то она уже протянула руку помощи Украине, когда та оказалась на грани дефолта первый раз – в декабре 2013 года. Тогда в самом начале разжигания политического конфликта страну от краха спасли именно 3 млрд долларов от России, которые она предоставила в виде кредита, выкупив украинские гособлигации. Всего Москва обещала 15 млрд долларов плюс скидку на газ, которая по году принесла бы экономию в 3–7 млрд долларов (по разным оценкам).

Однако свершившийся переворот заставил российские власти притормозить дальнейшее предоставление траншей Украине, по крайней мере пока в стране не восстановится мир и не появится легитимная власть. 

Впрочем, в понедельник российский премьер Дмитрий Медведев, говоря о кредитах, которые Россия собиралась дать Украине, отметил: «Мы готовы с украинскими партнерами обсуждать любые темы, но надо понимать, с кем обсуждать».

Медведев также уверил, что все подписанные с Украиной соглашения, имеющие обязывающий юридический характер, будут соблюдаться. «Мы сотрудничаем не с персоналиями, не с отдельными людьми, это межгосударственные отношения», – сказал Медведев. «Все, что подписано, должно исполняться», – заключил он.
Что касается договоренностей в газовой сфере, достигнутых в ходе декабрьского визита президента Украины Виктора Януковича в Москву, то они имеют сроки реализации. «Что будет происходить по истечении этих сроков – это вопрос для обсуждения с руководством украинских компаний и украинским правительством, если оно когда-то там появится», – заявил Медведев.

По данным местных СМИ, скидка на российский газ для Украины была предоставлена на полгода, хотя ранее появлялась информация, что стороны договаривались подписывать новую цену на газ каждые три месяца.

Украине надо 150 млрд долларов

В любом случае если посмотреть, сколько необходимо средств Украине, то станет понятно, что 17,5 млрд долларов на год, которые просит Украина, на самом деле явно недостаточно.

«В случае ассоциации с ЕС 35 млрд долларов (на два года) будет маловато для того, чтобы экономика Украины осталась на плаву. Как минимум необходимо 150 млрд долларов в течение пяти лет при условии проведения реальных и качественных структурных реформ в экономике», – посчитал аналитик финансовой компании AForex Нарек Авакян.

Так, только в этом году Украине надо выплатить по госдолгу 140,3 млрд гривен, или 15,6 млрд долларов. Именно такая цифра значится в проекте госбюджета на 2014 год, опубликованного в декабре. Из них по внешнему долгу необходимо выплатить почти 50 млрд гривен, или 5,6 млрд долларов.

Требуется реанимация также дефицита торгового баланса Украины, который в 2014 году ожидается на уровне 14,6 млрд долларов, тогда как за девять месяцев 2013 года он составлял лишь 5,8 млрд долларов. Такие показатели закреплены постановлением кабинета министров от 18 декабря 2013 года.

По проекту бюджета Украины, в этом году ожидается дефицит госбюджета на уровне 3,6% ВВП – это 59,5 млрд гривен, или около 6,6 млрд долларов. Однако уже сейчас экономистам понятно, что дефицит бюджета страны будет куда более существенным, потому что добиться заложенных в бюджете роста ВВП на 3% и инфляции в 4,3% вряд ли удастся.

Украинская экономика будет расти куда слабее, чем российская (там МЭР ждет двухпроцентного роста), и не исключаются стагнация и рецессия. Курс гривны к доллару уже девальвировал более чем на 8% с начала года, что, несомненно, скажется на росте инфляции в стране.

Сокращение доходов бюджета из-за замедления темпов экономики Украины, а также на фоне политической нестабильности ставит под сомнение выполнение социальных обязательств. В госбюджете на 2014 год на оплату труда работников бюджетной сферы за счет бюджета предусмотрено 50,2 млрд гривен, или 5,6 млрд долларов. Еще 87,4 млрд гривен по плану надо выделить Пенсионному фонду, из них 65,3 млрд гривен (7,3 млрд долларов) – на дотации по выплате пенсий, надбавок и повышений к пенсиям. На покрытие дефицита Пенсионного фонда Украины бюджет предусматривает 22,1 млрд гривен (2,5 млрд долларов).


Условия разные

Помочь Украине кредитами способна как Россия (из средств ФНБ и за счет убытков Газпрома), так и ЕС с МВФ.

«У МВФ предусмотрено свыше 120 млрд долларов в год на кредитную поддержку различных стран, а совокупный в еврозоне ВВП превышает 15 трлн долларов, и найти лишние 20–30 для такого большого экономического союза, в принципе, не проблема», – говорит Авакян.

Однако если сравнивать условия этой помощи, то российская помощь все-таки не предполагает каких-то ультимативных условий или требований и более приемлема с экономической точки зрения, уверен экономист.

«Что касается условий предоставления помощи со стороны МВФ, то не думаю, что они резко изменятся. Возможно, пойдут на некоторые поблажки Украине в связи с катастрофической экономической ситуацией. Однако такой большой объем помощи на весьма умеренных условиях, как предлагала Россия еще совсем недавно, вряд ли будет», – уверен Авакян.

Если сравнить, то Россия обещала 15 млрд долларов плюс экономию в 3–7 млрд долларов благодаря скидке на российский газ, практически ничего не требуя взамен. Хотя в итоге можно было предполагать, что благодаря дружбе Москва могла бы получить газотранспортную систему Украины под свой контроль, могла бы заставить Киев покупать газ только у России и в законтрактованных объемах, а также именно российские компании могли бы стать главными претендентами на приватизируемые объекты типа Мозырского НПЗ. Но также Россия предлагала возрождение торговли и всех кооперационных связей, которые были еще с советского времени, а также готова была бы инвестировать в трубу и сохранить это украинское достояние.

Все это означало бы как минимум неудорожание газа для украинцев, выполнение социальных обязательств Киева перед бюджетниками, пенсионерами и студентами, возрождение промышленности – авиационной, судостроительной, космической и т. д., что обеспечило бы появление новых рабочих мест.

Условия же предоставления кредита МВФ уже давно известны. Они были выставлены еще в 2010 году, когда фонд хотел дать Украине 15,5 млрд долларов в виде финансовой помощи. Однако выделив первые два транша, МВФ прекратил кредитование, так как Киев не решился выполнить условия организации, ведущие к обнищанию украинцев.

Сейчас в обмен на кредиты МВФ, скорее всего, попросит того же, что и раньше, а именно повысить тариф на газ для населения на 32–40% и для предприятий коммунальной теплоэнергетики на 56%. Украина ежегодно тратит на субсидии тарифов до 5% ВВП страны, что является расточительством, считает фонд. Кроме того, из-за этого несет убытки Нафтогаз.

Понятно, что это приведет к обнищанию украинцев, которым придется больше платить за коммунальные услуги, при этом инфляция может оказаться гигантской. Также одним из условий предоставления помощи МВФ является усовершенствование адресности программ социальной помощи. Согласно ним, компенсировать повышение тарифов будут только самым бедным домохозяйствам, а прямые субсидии для коммунальной энергетики должны быть ликвидированы.