Введёт ли Россия визы для мигрантов?

На модерации Отложенный

Если Россия откажется от мигрантов, одного пенсионера скоро будут «содержать» 1,5 работающих гражданина, предупреждают эксперты.

«В обозримом будущем» Россия введёт визовый режим с соседними странами, откуда идут основные потоки мигрантов. Об этом заявил вице-премьер Дмитрий Козак в интервью телеканалу «Россия 24». По его словам, эта мера поможет защитить страну от межнациональных конфликтов и позволит России вести переговоры о безвизовом режиме с Евросоюзом. Слова вице-премьера противоречат недавнему заявлению президента Владимира Путина, который высказался однозначно против введения виз для граждан СНГ.

«Визовый режим в рамках СНГ будет означать, что мы отталкиваем от себя бывшие республики Советского Союза. Нам нужно не отталкивать их, а приближать», — рассказал Путин на пресс-конференции после саммита АТЭС.

Глава общественного движения «Форум переселенческих организаций» Лидия Графова напоминает, что в первый же месяц своего нового президентского срока Путин подписал концепцию миграционной политики, которая, напротив, направлена на привлечение и адаптацию мигрантов. Такие противоречия в верхах объясняются тем, что президент ещё не принял окончательного решения по этому вопросу, считает директор Центра политической информации Алексей Мухин. «Не знаю, чем руководствовался Козак, но, возможно, введение виз сейчас обсуждается в правительстве», — говорит политолог.

Вероятно, из-за отсутствия согласия по этому вопросу миграционная политика России последних лет сильно противоречила принятой концепции. «Сейчас ограничивают приезд мигрантов всеми возможными способами. Чего стоит один закон о „резиновых квартирах“», — говорит Графова. Она отмечает, что этот закон только увеличивает нелегальную миграцию, потому что приезжим негде регистрироваться.

Две причины, почему визы точно не введут

Из заявления Козака следует, что визовый режим планируется вводить не со всеми странами СНГ, а только с теми, из которых приезжает больше всего мигрантов. «Есть всего две страны, откуда идут большие потоки мигрантов, это Таджикистан и Узбекистан. Но в настоящее время ввести с ними визовый режим невозможно», — подчёркивает директор Института миграционной политики Ольга Гулина. По её словам, это противоречило бы общему курсу страны на строительство Таможенного союза.

«Тогда нужно сказать, что Таможенный союз не является первоочередной задачей. Но ведь этого никто не говорит», — отмечает Гулина.

Но геополитическая причина не единственная и, возможно, не самая главная. «России мигранты очень нужны. Сокращение их числа отразится на положении каждого россиянина», — говорит Графова.

Трудовое население России сокращается каждый год, напоминает эксперт. «Сейчас каждого пенсионера обеспечивают трое работающих граждан. Если мы не будем принимать мигрантов, работать будет некому, и скоро на одного пенсионера будет приходиться 1,5–2 работника», — предупреждает Графова.

Все эксперты сходятся в том, что введение виз со Средней Азией невозможно. «Это заявление Козака нацелено на огромную группу людей, которые уверены, что мигранты — это зло, — говорит Гулина. — Оно направлено лишь на то, чтобы успокоить население, — реализовать это невозможно». При этом эксперт приводит статистику Генпрокуратуры, по которой число преступлений, совершённых приезжими из стран Средней Азии, стабильно снижается.

Впрочем, даже если бы визы со странами СНГ ввели, проблему нелегальной иммиграции это не решило бы. Графова уверена, что эти визы стали бы продаваться, это усилило бы коррупцию. Графова отмечает, что лагерь для нелегальных мигрантов в Гольянове, появившийся в августе прошлого года, был заселён в основном вьетнамцами, которые въехали в Россию по визам.

Альтернативой визам могло бы стать введение загранпаспортов для граждан СНГ (сейчас они въезжают в Россию по своим национальным паспортам). Такую возможность Путин уже обсуждал с главой Федеральной миграционной службы Константином Ромодановским.

Украинцев уже отпугнули

Трудовая миграция нередко выступает разменной картой в отношениях России со странами-соседями. На этот раз на кону стоит перспектива безвизового режима с Евросоюзом. «Даже если мы нарушим все договорённости со странами Средней Азии и введём для них визы, станет ли это убедительным для Евросоюза, который вообще относится к нам с опаской, а после истории с Украиной — в особенности», — рассуждает Графова.

«Миграционная политика используется, как жупел, в политической борьбе», — говорит эксперт. Она отмечает, что раньше больше всего мигрантов приезжало в Россию из Украины и Молдовы. Но в последние годы они переориентировались и теперь осваивают европейские страны. По словам Графовой, это связано с правовым положением мигрантов в России и бюрократическими препонами, которые им приходится преодолевать. «Люди, которые приезжают в европейские страны, больше получают за свой труд и лучше защищены социально», — подчёркивает она.

Есть мнение, что ужесточение миграционных правил в настоящее время направлено на то, чтобы граждане Украины (те немногие, кто ещё работает в России), выступили против интеграции с Европой. Графова считает, что, даже если российская власть преследовала такую цель, эффект будет совершенно иной. «Людям не придёт в голову, что для этого нужно голосовать за Януковича, они не будут так рассуждать. Они просто отвернутся от России», — отмечает эксперт.