Опыт Сингапура ничем не порадует нищих российских чиновников
На модерации
Отложенный
Никита Масленников: Через пару лет на фоне дефицита кадров возникнет вопрос о повышении материального содержания госслужащих
Фото: Дмитрий Серебряков/ТАСС
Георгий Смирнов
Специалисты из РАН и Плехановского университета предложили поменять в России финансовое стимулирование чиновников по аналогии с системой, которая существует в Сингапуре.
В своей статье они выразили согласие с концепцией, которая предполагает повышение уровня оплаты государственных служащих и привлечения квалифицированных кадров, а также выдачу зарплаты в зависимости от социально-экономического развития.
В рамках этой концепции премия регионального чиновника должна состоять из двух частей — за индивидуальные и коллективные результаты работы.
Однако с таким подходом ряд других ученых не согласились. Директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов подчеркнул, что создать идеальную оценку работы губернаторов и распределения премий для региональных чиновников невозможно, так как все субъекты разные, и не все зависит от усилий на местах.
«СП» опросила специалистов, чтобы разобраться в том, насколько вероятно включение сингапурского опыта для работы бюрократического аппарата в России.
Экономист, ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников отметил, что в изучении опыта островного государства есть смысл, и думать над поощрением чиновников стоит, однако напрямую сравнивать два государства нельзя.
— Сингапур можно сравнить лишь с одним субъектом России. У них система, в которой средства перераспределяются между чиновниками из единого фонда, работает, но распространять ее прямолинейно на всю Россию не слишком оправданно, потому что у нас уже есть собственная система материального стимулирования человека.
Другое дело, что ее надо совершенствовать, но для начала посмотреть лучше на российский же опыт, а потом уже рекомендовать что-то заимствовать из Сингапура. Мы до конца собственную систему не отладили, у нас в этом направлении есть много разных резервов.
«СП»: Что нужно поменять в бюрократической системе?
— Нужно в принципе провести кадровое обновление государственного аппарата. В связи с этим я возлагаю определенные надежды на программу «Время героев». Его участники уже показали себя, у них другое чувство ответственности и сопричастности.
Первый выпуск сравнительно успешно реализовывался, а с момента начала дополнительного набора число заявок на отбор составило более 20 тыс. (всего 65 тыс.).
Второе — это повышение уровня профессионального образования, учитывая, что мы ориентируемся на внедрение цифровых технологий в государственном управлении.
Правительство премьера Михаила Мишустина уже сделало многое в этом направлении. Нужно, чтобы кадровый потенциал соответствовал технологическим требованиям. Ведь далеко не все сейчас могут работать, например, с элементами искусственного интеллекта.
В этом смысле стоило бы посмотреть на опыт московских МФЦ. Все-таки после их внедрения стали быстрее оформляться документы.
Система поощрений в МФЦ за индивидуальные достижения также работает вполне адекватно.
У нас есть заделы для масштабной реформы административно-государственного аппарата. Сингапурские принципы индивидуального стимулирования можно было бы применить в рамках пилотного проекта в отдельном городе, но это, разумеется, на усмотрение администрации субъекта.
«СП»: Справедливы ли зарплаты российских чиновников в целом?
— Сложно сказать. Мне кажется, что через пару лет возникнет вопрос о повышении материального содержания административного аппарата, потому что в условиях дефицита кадров конечно же этот сектор начинает отставать. Есть угроза, что чиновники будут перебегать в частные компании. Плюс еще немало соблазнов работать в качестве ИП, в малых фирмах, уходить в сферу самозанятых, особенно для низшего и даже среднего управленческого звена.
«СП»: А есть ли смысл повышать зарплаты для высшего управленческого звена?
— У них материальное обеспечение уже на хорошем уровне. Надо в целом выравнивать зарплаты, чтобы не было разрывов, и индивидуально стимулировать отличившихся. До 2030 года дефицит рабочей силы останется достаточно серьезным. Еще летом Минтруд говорил, что российской экономике не хватает 2,4 млн работников, а после пересчета в декабре оказалось, что их число составляет уже 3,1 млн. В таких условиях всегда есть большой риск ухода, особенно молодых специалистов, из государственной службы.
«СП»: И это не получится сделать за счет расширения найма безработных людей?
— Можно, но это не решит проблему. Официально у нас безработица составляет только 2,3%.
Доктор экономических наук, политолог Никита Кричевский согласен, что 5-миллионный Сингапур с площадью меньше Москвы (735 против 2511 кв. км) невозможно сравнить с Россией, в которой насчитывается 22 тыс. муниципальных образований.
— Они взяли Сингапур как страну-образец — и ни с того, ни с сего решили лишь позаимствовать и переместить чужой опыт на Россию. В Сингапуре даже нет своей питьевой воды и песка. Он получает все ресурсы извне — завозит продовольствие, строительные материалы. Нельзя сравнивать, там другой менталитет, другая страна, климат, историческое предназначение.
Поэтому это всего лишь хайп, в том числе и потому, что зарплаты чиновников утверждены в бюджете на 2025 год и на плановый период 2026—2027 годов. А говорить о реформировании системы поощрений в конце января 2025 года, когда бюджет уже принят и 3 недели как действует, неправильно.
«СП»: Нужно ли реформировать систему чиновничьих окладов России?
— Безусловно. То, что чиновники получают копейки — это позор, это верная дорога к вымыванию квалифицированных кадров из систем государственного и муниципального управления. Сейчас по факту это происходит.
К примеру, в МВД существенный некомплект личного состава (в конце ноября официальный представитель министерства Ирина Волк говорила о некомплекте в 173,8 тыс. человек или 18,8% от штатной численности — «СП»). Не может полицейский получать зарплату меньше среднего или медианного оклада по региону
Комментарии