Партия Прохорова может стать ключевой силой оппозиции

На модерации Отложенный

Новый принцип управления «Гражданской платформы» может сделать ее самой заметной оппозиционной силой

На минувшей неделе в партии Михаила Прохорова «Гражданская платформа» подтвердили озвученное ранее на съезде намерение внедрить принцип ротации кадров в структуре организации. Цель — привлечь к руководству новых людей, причем сам Прохоров сразу же не исключил, что в процессе изменений место лидера может занять кто-то другой. Порассуждать о причинах этой инициативы весьма интересно, ведь, на первый взгляд, кажется, что предпосылок к ней сегодня нет.

Судите сами: из всех «молодых» партий «Гражданская платформа» является самой заметной, быстро развивающейся и успешной. Уже сейчас представители партии входят в легислатуры двадцати субъектов федерации. В ходе прошедшего 8 сентября Единого дня голосования партии удалось одержать очень громкую победу, имевшую федеральный резонанс, когда выдвинутый ей Евгений Ройзман стал мэром Екатеринбурга. И вот теперь вдруг — ротация, определенная смена вектора. Прохоров, давно приучивший деловое сообщество к неожиданным решениям в своем бизнесе, поставил политический истеблишмент в тупик. На наш взгляд, за этим ходом миллиардера стоит желание избежать кризиса, который все ближе маячит перед большинством российских партий и уже в самое ближайшее время встанет перед ними в полный рост. Речь идет о кризисе лидерства и кадрового потенциала в целом, который уже начинают испытывать ключевые политические структуры в России.

С момента создания современной российской партийной системы большинство партий целиком и полностью выстраиваются вокруг фигуры своего руководителя. Почти все российские политические партии в той или иной степени можно отнести к лидерскому, или авторитарно-собственническому типу. Исключением можно считать «Единую Россию» и ее предшественниц, но предназначением «партий власти» является обслуживание этой самой власти, так что подобные партии сталкиваются с иными проблемами в своем развитии.

Что же касается наших оппозиционных партий, то фигура лидера является для них главной консолидирующей силой и нередко единственным публичным лицом партии. За последние годы у двух крупных и значимых партий были попытки разорвать порочный замкнутый круг. В 2008 году Григорий Явлинский покинул пост главы «Яблока», передав полномочия Сергею Митрохину. А в 2011 году «Справедливая Россия» сформировала двуглавую систему управления организации, однако при которой руководитель партийной фракции Сергей Миронов может отменить любое решение любого органа партии, включая формального председателя партии Николая Левичева, заменившего бывшего председателя Совфеда на этом посту.

Но в обоих случаях вряд ли можно говорить о действенности ротации лидерства в партии, и, самое главное, произведенные рокировки так и не решили системных проблем, с которыми столкнулись и яблочники, и эсэры. Явлинский решился передать бразды правления, только когда «Яблоко» из одной из влиятельных и реально работавших партий превратилось в периферийную организацию со стремящимся к нулю политическим и электоральным весом. А «Справедливую Россию» продолжают сотрясать внутренние скандалы, которые регулярно оказываются в фокусе общественного внимания. Да и сама формальная смена партийного лидера при реальном сохранении status quo и позорный — другое слово трудно подобрать — результат, полученный Николаем Левичевым на мэрских выборах в Москве, регулярно вызывают ехидные комментарии.

Лидеры двух других ключевых российских партий — КПРФ и ЛДПР — продолжают упорно сохранять в своих руках руководство организациями. Уже более 20 лет. Резоны Владимира Жириновского и Геннадия Зюганова понять можно. В случае ЛДПР лидера в принципе невозможно заменить, поскольку именно в этой организации идея вождистской партии нашла свое почти архитипическое воплощение. Владимир Жириновский является единственной силой, удерживающей целостность партии, и без его харизматичного лидерства она просто рассыплется как карточный домик.

С другой стороны, коммунисты находятся в куда более выгодном положении. За последние два десятилетия КПРФ превратилась в серьезный политический бренд сама по себе, и у партии нет зависимости от личности Геннадия Зюганова как лидера для своего выживания. Однако, похоже, Геннадий Андреевич унаследовал от своих советских предшественников неготовность расставаться с браздами правления до последнего. А это может сыграть с партией злую шутку уже на ближайших выборах.

При этом на низовом уровне кадровая политика всех российских партий также отличается инертностью и неэффективностью. Многочисленные анекдоты о работе региональных отделений и федерального аппарата как воплощении бессмысленности и абсурда могут рассказать сотрудники любой российской партии. При этом времена изменились: после более чем десятилетия политической апатии общества в России снова поднимает голову политическая и социальная активность. Причем это находит свое отражение и в трансформации избирательной системы. Если все 2000-е главным трендом был сдвиг электоральной сферы в сторону пропорциональной системы, когда за голоса избирателей между собой состязались партии, то теперь очевидно, что маятник качнулся в другую сторону, и на первый план вновь выходит мажоритарная система, которая предполагает голосование за конкретных кандидатов.

И в этой ситуации партии, чьими лидерами, а также публичными — зачастую единственными — лицами являются люди уже глубоко пенсионного возраста, могут оказаться в весьма сложном положении. Обществом снова востребованы политики — яркие, незаурядные фигуры, которые смогут привлечь избирателя. И одного ярлыка партийной принадлежности для этого явно недостаточно.

В этой связи инициатива «Гражданской платформы» по ротации партийных кадров позволит решить партии сразу несколько задач. Во-первых, произвести кадровое обновление, в том числе на высоком уровне, что вольет свежую кровь и придаст новый импульс работе партии, и даст шанс на повышение эффективности работы ее аппарата и региональных отделений. Во-вторых, кампания кадровой ротации привлечет публичное внимание к новым лицам партии, что даст им задел для грядущих выборов и облегчит работу на собственных предвыборных кампаниях. Ну а в-третьих, все эти процессы создадут благодатную почву для продвижения самой партии в общественном мнении.

Все эти процессы могут сыграть немаловажную роль, ведь в результате проводимой политической реформы половина депутатов Государственной думы VII созыва будет избрана в одномандатных округах. «Гражданская платформа» с самого начала выступала именно за одномандатный принцип, и проводимая партией ротация сможет выдвинуть перспективных кандидатов на всех уровнях, закрепив уже достигнутый региональный успех.

Принцип партийной ротации может также показать свою эффективность в следующем году, когда пройдут выборы в Московскую городскую думу, которые станут первым реальным испытанием «Гражданской платформы» на прочность. Серьезные амбиции «Гражданской платформы» на выборах в столице подразумеваются сами собой и ожидаются сторонними наблюдателями. Москва вновь вернулась к выборам гордумы по одномандатным округам, и перед «Гражданской платформой» стоит задача найти людей, которые способны привлечь голоса избирателей сами по себе, не оставаясь в тени Прохорова.

Ну а после этого можно будет нацеливаться и на думские выборы 2017 года. Если к моменту их проведения «Гражданская платформа» будет располагать несколькими десятками раскрученных в регионах политиков, то ее шансы на успех вырастут до ощутимых величин. Ну а кем именно будет к тому моменту в партии Михаил Прохоров, большого значения не имеет — его образ в глазах российских избирателей мало зависит от партийного статуса.

В свете этого инициатива Михаила Прохорова о кадровой ротации в партии становится не только целесообразной, но и во многом просто необходимой. Ну а удастся ли лидеру «Гражданской платформы» успешно реализовать свое начинание — покажут уже ближайшие месяцы.