Я ПОЗНАКОМИЛСЯ С ГЕРОЕМ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА
На модерации
Отложенный
На днях мне довелось познакомиться с Героем Социалистического Труда СССР Геннадием Ивановичем Фуряевым, «Заслуженным строителем СССР».
Многие уже подзабыли, а молодежь наверняка в большинстве своем и не знает, что было такое звание в Советском Союзе.
В Петропавловске-Камчатском вроде бы осталось в живых 9 Героев Соцтруда.
Вот Герои Советского Союза чаще мелькают на телеэкранах. Это в первую очередь космонавты, военные, и новые Герои новой России: главный спасатель всея Руси министр МЧС Шойгу, бывший начальник ФСБ Патрушев и др. Из Героев Соцтруда по ТВ чаще можно увидеть в документальной кинохронике дважды Героя Соцтруда и трижды героя Советского Союза Л.И. Брежнева.
К Геннадию Ивановичу я шел не как к Герою, а в первую очередь как к Почетному жителю Петропавловска-Камчатского. По заданию редакции «Град Петра и Павла» беру интервью у оставшихся в живых Почетных граждан города. Их осталось не так много. И каждый год добавляется по одному. Уходят из жизни Почетные жители из числа советских ветеранов, родившиеся до войны, люди из нашего славного прошлого.
Геннадий Иванович встретил меня не то, что крепким рукопожатием, а железным. Он был в футболке, и, беседуя я пригляделся к бицепсам 73-летнего пенсионера, перенесшего два инсульта. Назвать его стариком язык не поворачивается. И я понял, что Геннадий Иванович и сейчас шею намылит любому. Почему-то мне никто из журналистов не говорил, что он такой здоровый.
Он признает - да, сильный, что есть - то есть. Но спортом никогда не занимался. Там в молодости гирей баловался, как многие. Силой пошел в отца, погибшего на фронте в войну.
Я представил, как он в юности крошил челюсти, гнул подковы и как его боялись. Но Геннадий Иванович говорит, что по натуре он добрый, силой никогда не бравировал, никого не бил, не дрался. И вспоминает, что на руках его никто не мог побороть. Сейчас это называется западным словом армреслинг. И в строительной бригаде, где он бригадирил, бывали случаи когда трое-четверо не могли что-то сдвинуть, поднять, то он делал это играючи одной рукой.
И мне закралась мысль, что Геннадий Иванович пошел не по той стезе. Ему бы попасть вовремя в какую-нибудь секцию борьбы. Был бы второй Иван Поддубный, на худой случай олимпийский чемпион Карелин или кто-либо еще.
Но так судьбе было уготовано распорядиться, что детство, отрочество его прошли в глухих деревнях Подмосковья, где не было ни телефона, ни радио. Это район Кимры, Вербилки, Дубны. Даже новость о Победе и смерти Сталина привозил всадник из райцентра. Так что никаких спортивных секций там не было и в помине. Неполные 7 классов, читать, писать научили и работать.
Он работал почтальоном. Верхом на лошади письма развозил. Если посылки, то на телеге. Потом торфоразработки. В 17 он уже строит Москву и вербуется в на ул. Пятницкой, где была контора «Камчатпромыкадры» на далекой полуостров.
Поездом с матерью и старшим братом до Владивостока. Потом на пароходе до Камчатки. Во Владивостоке его 5 марта поразила зеленая трава, а на Камчатке, куда прибыли 4 апреля 1954 года глубокая зима и горы снега.
21-летний Геннадий работал в бригаде под руководством своего брата Виктора Фуряева. Закончил вечернюю школу. Через 6 лет стал бригадиром. Брат ездил по Камчатке строил мосты, научные поселки и пр. объекты.
За что Г.И. Фуряев получил героя Соцтруда в 1971 году когда ему было 35 лет? У шахтеров можно подсчитать стахановскую норму угля, на стройке это сложнее сделать?
Ну, само собой все нормы и социалистические обязательства бригада Фуряева выполняла и перевыполняла. Тогда был, если я правильно выражаюсь, узкоспециализированный бригадный метод строительства. Пришли плотники. Сделали опалубку. Пришли арматурщики, сварили арматуру. Потом пришли бетонщики забетонировали фундамент. Т.е. на каждом объекте работало минимум три бригады. Сам Геннадий Фуряев был в бригаде плотников. Окна, двери ставили и делали др. работы с деревом. Поскольку с детства любил этим заниматься.
И вдруг бригадир Фуряев понимает, что не нужно три бригады. Они всю работу сделают одной поскольку в принципе не такая уж это слишком заумная работа забетонировать, или сварить арматуру. И бросает клич, что мы управимся с этим зданием без двух бригад и создаем комплексную. Партия, как водится, поддержала. Поскольку на самом деле это была реальная экономия средств, сил и как оказалось времени. Поменьше перекуров, работать не отлынивая и бригада Фуряева стала одна на объекте делать всю работу и сдавать объекты досрочно.
Геннадий Иванович тогда гремел на всю Россию. Правда не он один такой был. Таких людей было немало и их тоже награждали орденами и медалями.
Потом партия решила, что негоже Герою Соцтруда ходить в бетонной пыли на стройке. И решили его взять в свои кадровые ряды. Геннадия Ивановича уговорили поступить на заочное отделение в юридический институт. После чего он стал партаппаратчиком. Работал в горкоме, в профсоюзах. Об этом периоде он не любит рассказывать, поскольку в душе был и остался пролетарием.
В начале 90-х местные журналисты друг другу передавали новость, что увидели Героя Социалистического труда Фуряева вахтером в одной из гостиниц. Тогда было т.н. «гайдаровское» время. Время невыплаченных зарплат и пенсий, карточек на продукты, водку и пр. Не хватало пенсии и Геннадию Ивановичу. Жена умерла в 1992 году после продолжительной болезни, родной брат Виктор намного много раньше. У сына и дочери свои семьи и с папой они видятся не так часто.
Как сейчас живет Герой? Скромная 1-комнатная квартира. Комната не то, что маленькая - а просто конура. Кухня еще меньше.
Наметанным глазом, пока Геннадий Иванович наливал мне чай, я «запеленговал» на стене маленький портрет Сталина, на полках серванта 7 кистевых эспандеров, на журнальном столике аппарат для измерения давления, а на кровати разобранный массажер.
Геннадий Иванович сетовал, что одному скучновато. «Утром просыпаюсь с мыслью, что надо завтрак приготовить. В обед мысли об обеде, а вечером думаешь, что надо же что-то на ужин. Была бы семья было бы другое дело»- говорит хозяин и сетует на малую квадратуру жилья, что такое маленькое пространство угнетающе действует на психику человека.
Геннадий Иванович показывает мне старые фотографии, рассказывает, как увлекался фотоделом, рыбалкой, охотой, и с другом на мотоцикле объездили немало камчатских закоулков.
- Вы считаете, что раньше при СССР люди лучше жили? - задаю я банальный вопрос который задают ежедневно тысячам и тысячам советских людей.
-Чище жили. В духовном плане, - отвечает мне Герой Социалистического Труда. И возразить ему нечем.
В заключение он мне показал свою золотую звезду. Несмотря на слегка потускневшее золото чувствуешь в руке тяжесть благородного металла.
Геннадий Иванович подарил мне свой фотоаппарат «Зоркий-10» в отличном состоянии. Это первая советская полностью автоматическая фотокамера. Только резкость механика. Гравировка на фотоаппарате свидетельствует, что это подарок делегату 25-го съезда КПСС от «Минтяжстроя». Можно сказать раритет. Немного неудобно было брать. Может ей место в музее. Но я готов отдать в местный музей. А то подумал, что вдруг со временем «Зоркий-10» никому не будет нужен и выкинут его на помойку.
Пошарив во всемирной паутине я не слишком много нашел про Геннадия Ивановича Фуряева информации. Но вот на официальном сайте партии «Единая Россия» прочитал, что 10 декабря 2009 г в Петропавловске-Камчатском чествовали Героев Отечества.
«Поздравляя Героев, депутат фракции «Единая России»... отметил: «Букеты цветов, подарки - безусловно, но, в первую очередь, мы должны позаботиться о том, чтобы наши Герои, те, кто защищал Отечество, кто в мирное время приумножал богатство страны, кто воевал и трудился во имя процветания России, жили в этой стране достойно. Мы обязаны сделать так, чтобы они чувствовали себя Героями каждый день». Пафосные слова. На самом деле одна Родина, которая советская, социалистическая дала им по звезде Героя Соцтруда, а вторая родина, уже капиталистическая каждый год дает по букету цветов и по подарочку. Хотя я бы дал бы Геннадию Ивановичу квартиру побольше. Ему с его габаритами в конуре тесновато. Хорошо хоть он как Почетиный житель Петропавловска освобожден от платы за коммуналку. И к пенсии ему накидывают как Герою. Так, что каждую копейку он не считает. Но видит, как живут вокруг старики, пенсионеры.
Уходя, я думал, что вот Фуряев Герой Социалистического труда. Почему социалистического? Почему сейчас не дают Героев капиталистического труда? Труд он один. В любой формации. Сейчас тоже награждают, но пролетариат и крестьянство удостаиваются наград не так часто. Раньше КПСС соблюдала пропорцию и регулировала процесс. Сейчас редко дают награды людям заслуженным, а в основном руководителям, чиновникам, за деньги, а порой награждают вообще непонятно за что, за какие заслуги, за какой труд во благо отечества.
Комментарии
А таким ГЕРОЯМ ничего не дают...к СОЖАЛЕНИЮ.
А Геннадию Ивановичу, я желаю долгих лет жизни, грепкого здоровья и не обращать внимание на сегодняшних паразитов творящих беспредел.
было показывать,обокрадут нынешние подонки.
но с одним гражданином с Камчатки,так он не знает кому выгоднее продать Родину японцам или американцам.Надеюсь
у Вас не все такие?
В 30 с неболлшим лет дедушка стал начальником цеха металлургического комбината в Донецке. Затем его назначили секретарём в райком, а в 1967 году перевели в Москву, на Старую площадь. По должности он несколько раз в год на неделю или две ездил в Харьков или Киев, когда произошла авария в Чернобыле, ему тоже пришлось поехать туда и осмотреть всё оборудование станции. Но вообще дедушка всю жизнь жалел, что ушёл из металлургии, поскольку, по его словам, он бы тогда смог гораздо больше сделать для страны, у него было много замыслов улучшить нашу металлургию, повысить её производительность и облегчить условия труда рабочих.
Дедушка мечтал объехать со мной всю страну, как в рассказах Юрия Яковлева. Он только ждал выхода на пенсию. Но как раз в том году ушёл в отставку Горбачёв и произошли прочие события. О дедушкиных заслугах помнили только несколько его товарищей по шахматам, один из которых возглавлял отделение КГБ в ГДР, другой строил мосты и дороги в Сибири, третий командовал танками, да ещё донецкий друг, который после него возглавил тот самый цех.
А в домах тех советских эпох и по сей день везь Питер живёт - новых вроде всего 2 штуки построили с 1991 года
Старшее поколение знает как это делалось. Поэтому гордиться этим званием не в тему. То же самое можно сказать о ветеранах труда. Можно подумать, что остальные не работали или работали не совсем должным образом.