Братьев-мусульман по-прежнему поддерживает треть населения
Директор Центра партнерства цивилизаций Вениамин Попов размышляет о нынешнем положении в самой крупной арабской стране — Египте.
1
События летних месяцев этого года в Египте, в результате которых был отстранен от власти избранный в ходе состоявшихся в прошлом году демократических выборов президент М. Мурси, а силы безопасности фактически разогнали организацию «Братьев-мусульман», имеют важнейшее значение не только для этой страны, но и для всего Арабского Востока.
Египет — крупнейшее государство арабского мира с населением 85 млн человек (всего же арабов почти 400 млн; проживают они в 22 странах). В силу своего местоположения и истории Египет, как правило, задавал вектор развития практически всего региона, тем более что несколько миллионов египтян работают в странах Персидского залива и Северной Африки.
Происшедшее в Египте многие сравнивают с событиями начала 90-х годов в Алжире, когда армия устранила от власти побеждавшую на выборах исламистскую партию. Армия в Египте на протяжении последних шести десятилетий играла важную политическую роль, а летом 2013 года пошла на арест президента, как бы выполняя волю населения Египта (как известно, оппозиция собрала более 20 млн подписей с требованием отставки М. Мурси).
Происходящие ныне в Египте процессы отражают сложный баланс сил между светскими течениями и сторонниками религиозных клерикальных воззрений. Они не сумели договориться между собой — и в результате пролилась кровь: было убито египтян больше, чем во время революции 25 января 2011 года. Установившееся равновесие носит хрупкий характер, и, скорое всего, маятник еще не раз будет склоняться в пользу тех или других, прежде чем противоборствующие стороны осознают, что только на путях объединения усилий и совместных действий им удастся справиться с острейшим экономическим кризисом, переживаемым страной.
2
Перемены в Египте свидетельствуют о том, что и в рамках самого исламистского движения существуют серьезнейшие расхождения. Как известно, на последних парламентских выборах в Египте «Братья-мусульмане» получили свыше 40% всех голосов, а салафиты (т.е. исламские радикалы) — 25%. Вместе они имели почти 70% мест в парламенте, однако летом 2013 года их позиции разошлись. Салафиты фактически поддержали действия армии, рассчитывая на то, что поддержка Саудовской Аравии (а материальная помощь Эр-Рияда имеет для Каира сегодня первостепенное значение) позволит им фактически получить право вето на действия новой власти. В какой-то степени им это удается, однако маловероятно, что новые египетские власти будут прислушиваться к этим радикалам и в дальнейшем.
Новизна сегодняшнего момента заключается в том, что «Братья-мусульмане» и салафиты-радикалы, в частности, партия «Ан-Нур» разошлись в главных вопросах. «Братья» никогда не забудут, что в решающий момент салафиты их не поддержали.
Примечательно, что этот раскол в среде исламистов продолжается по всему фронту: в Тунисе правящая партия «Ан-Нахда» (своеобразный тунисский вариант «Братьев-мусульман») запретила деятельность салафитской организации «Ансар аш-Шариа».
3
Особенность переживаемого Египтом периода заключается в том, что если новые власти не выполнят своего обещания по осуществлению так называемой «дорожной карты» (т.е. быстрому принятию новой конституции, а затем проведению парламентских и президентских выборов с участием всех политических сил), то это еще больше усилит их разногласия с Западом, который формально не может согласиться с произошедшим в Египте государственным переворотом.
Опасность ситуации состоит в том, что «Братья-мусульмане», несмотря на сделанные ими ошибки в период правления, располагают, по западным и арабским оценкам, поддержкой примерно трети населения Египта. Дальнейшие репрессии против них (а основные члены руководства сейчас находятся под арестом) могут подтолкнуть «Братьев» к уходу в подполье и началу террористической деятельности.
4
В сложном положении в результате событий в Египте оказались Соединенные Штаты, которые сначала долгое время поддерживали Х. Мубарака, а потом наладили сотрудничество с «Братьями-мусульманами» (египетская пресса сообщала, что американцы не раз предупреждали М. Мурси о высокой вероятности выступления военных и советовали ему срочно поменять правительство). Как известно, посреднические усилия американцев и представителей других западных держав в попытке наладить диалог между властями и «Братьями-мусульманами» окончились неудачей.
В результате обе стороны — как новые египетские власти, так и «Братья-мусульмане» — резко критикуют позицию Вашингтона, тем более что американцы постоянно угрожают сократить финансовую помощь Египту.
5
События в Египте привели к появлению новых осей в исламском мире. Новые египетские власти осуждаются не только в западных столицах, но и в Турции, Иране, Тунисе, Катаре. О поддержке Каира объявили пока только монархии Персидского залива и Иордания.
6
Египтяне рассчитывают, что обещанная монархиями Залива помощь в 12 млрд долларов поможет им преодолеть текущие экономические трудности, и надеются, что Саудовская Аравия, которая известна своей неприязнью к «Братьям-мусульманам», будет и дальше оказывать Египту финансовое содействие. Тем не менее, учитывая, что против новых египетских властей выступают некоторые западные державы и ряд исламских стран, Каир предпринимает энергичные усилия с целью установить дружеские и партнерские отношения с другими государствами.
В этой связи обращает на себя внимание, что в египетской прессе много говорится о важности связей с Россией, особенно учитывая, что российские туристы приносят египтянам ощутимый доход. Все больше комментариев появляется о египетско-российской традиционной дружбе, а в газете «Аль-Ахрам» недавно была опубликована статья под заголовком «Каир ждет президента Путина». В ней подчеркивается, что российская сторона успешно справилась с террором, а Соединенные Штаты фактически только потворствуют экстремистам.
Комментарии