Депутатов опять подозревают в нечестности

Коррупция остается нормой нашей жизни: в путинский капкан попались первые народные избранники.

В эпоху бурного развития IT-технологий трудно быть депутатом или крупным чиновником. Закон обязывает ежегодно предоставлять декларацию о доходах в электронном виде, а это значит, что сразу после публикации пойдет гулять твоя отчетность по всему интернету. И каждый любопытствующий может сунуть в нее свой нос.

Да еще накопать из того же интернета массу неприятных подробностей про «забытые» квартиры, особняки, земельные участки, отели и прочие прелести земного существования. Потому что практически любая крупная покупка, сделанная даже через цепочку офшорных компаний или дружественных банков, обязательно где-то оставит свой след. Ниточку, за которую можно будет потянуть... Одним словом, полный пехтинг.

Изводят отечественных депутатов не только маргинальные оппозиционеры. Международная неправительственная организация Transparency International, занимающаяся борьбой с коррупцией по всему свету, давно открыла в России свой филиал и ведет настоящую охоту на народных избранников.

Очередное исследование, проведенное Transparency, выявило интересную подробность: восемь депутатов Государственной Думы, судя по официально обнародованным документам, за год потратили больше, чем заработали за три.

Под прицел борцов с коррупцией попали Николай Герасименко, Ризван Курбанов и Вячеслав Лысаков из «Единой России», представители КПРФ Анатолий Локоть и Тамара Плетнева, либеральные демократы Сергей Жигарев и Александр Курдюмов и справедливоросс Андан Музыкаев.

Теперь они вынуждены оправдываться и объяснять, что их квартиры, машины и загородные дома стоили значительно меньше, чем полагают эксперты из Transparency International, да и вообще были куплены до того, как их хозяева стали депутатами, или принадлежат близким родственникам.

Общественность давно привыкла к таким скандалам с «неаккуратно заполненными» декларациями, и вряд ли нынешнее расследование станет поводом для очередных громких отставок. Но горький осадок у депутатов все равно останется надолго.

Однако восемь «проштрафившихся» избранников – это еще не рекорд. Два года назад специалисты Transparency совместно с экспертами «Проектно-учебной лабораторией антикоррупционной политики ГУ-ВШЭ» взяли да и проверили декларации о доходах и имуществе у только что избранных депутатов Госдумы. Причем проверили хитро: нашли отчеты за 2010 год, когда депутаты были еще кандидатами, а потом – за 2011 год, когда чуровское таинство избрания для них уже свершилось.



Результат превзошел все ожидания: расхождения, и весьма значительные, обнаружились примерно у 100 депутатов, притом, что их всего 450. То есть «намудрил» с бумагами почти каждый четвертый.

Пришлось даже создавать специальную комиссию нижней палаты по контролю за достоверностью сведений о доходах и имуществе. Впрочем, деятельность комиссии сейчас как-то незаметна. Наверное, поэтому чудеса с депутатскими декларациями продолжаются.

Социологические опросы Левада-центра показывают, что подавляющее большинство россиян не верят в честность депутатов и чиновников. Только 1% считают, что «такие люди не могут врать». А примерно 77% опрошенных уверены, что народные представители и «государевы люди» всегда скрывают большую часть своих доходов и имущества, благо дыры в законах позволяют делать это с легкостью.

В конце прошлого года Transparency International провела исследование по состоянию дел с коррупцией по всей России. Выяснилось, что наша страна по этой части занимает в мировом рейтинге 133-е место из 176 возможных. Ниже нас в списке оказались только среднеазиатские государства – Туркмения, Узбекистан, Таджикистан и Киргизия, да еще экзотические Гайана, Гондурас и Коморские острова.

Тогда, полгода назад, набирали обороты скандалы с деятельностью Анатолия Сердюкова на посту министра обороны, хищениями средств при строительстве объектов к саммиту АТЭС и космической системы ГЛОНАСС.

Когда первые материалы по этим делам были обнародованы, Левада-центр выяснил, что 60% россиян считают, что очередная кампания ведется только для отвода глаз, «чтобы Путина не подозревали в формировании коррупционного режима», и только 25% опрошенных посчитали, что борьба со злодеями ведется по-настоящему.

Горькая правда оказалась на стороне большинства. Время показало, что расследование многомиллиардных хищений ведется ни шатко ни валко. Для подозреваемых все пока обошлось только отставками и, в крайнем случае, мягкими посадками под домашний арест.

Тогда, в декабре 2012 года, эксперты Transparency International написали в своем заключении: «Коррупция ломает судьбы и разрушает человеческие сообщества, она подрывает устои государств и их институтов. Она становится причиной массового недовольства, которое грозит дальнейшей дестабилизацией общества и развитием конфликтов».

Как говорится, ни убавить, ни прибавить.