СМИ в Европе: темы-табу, политкорректность и заказные материалы

На модерации Отложенный

Существует ли свобода слова в Европе и как там работается журналистам? Об этом мы попросили рассказать специалиста по международным отношениям и Восточной Европе, эксперта-политолога из Лейпцига (Германия) - Яна Ягиелло-Шонфельдера.

В своем материале специально для News24UA Ягиелло-Шонфельдер отметил, что журналистика Германии строго придерживается принципов правдивого информирования общественности и уважения человеческого достоинства, подчеркнув, что в Германии нет цензуры (в прямом смысле этого слова), однако она успешно заменяется... молчанием. В результате по уровню свободы слова "Репортеры без границ" поставили Германию на 17 место в Европе.

Более подробно о свободе слова в Германии - в материале авторства немецкого политолога Яна Ягиелло-Шонфельдера.

Темы-табу

Важным фактором в ограничении свободы слова являются так называемые темы-табу. Известный немецкий философ Петер Слотердийк не раз публично высказывался о том, что на определенные темы наложены запреты, и табу доминируют в публичной дискуссии в Германии.

Человек, который на фоне финансового кризиса высказывается против евро, может почувствовать себя неуверенно в социуме. Опасения таких людей очень редко отражаются в прессе, потому что существует общепринятая аксиома: "Евро обеспечивает нам мир и так называемое европейское взаимопонимание". Из-за самоцензуры общества обсуждаются отнюдь не все нюансы решения вопроса финансового кризиса в Европейском Союзе. Таким образом, в соответствии со статьей 5 Основного закона, цензуры на общем уровне нет. Однако заменяют ее в Германии молчанием.

Этот феномен уже исследовала социолог Элизабет Ноэль-Нойман в 70-х годах прошлого века. Люди испытывают страх перед социальной изоляцией. Того, кого заподозрят в нарушение таких табу, ждет наказание в виде запятнанной репутации, потери должности, а оказаться на краю общества никто не хочет.

Нарушил табу - потерял должность

Самым известным примером публичного человека, который сломал тему-табу, жертвуя должностью, является бывший менеджер федерального банка и бывший сенатор по финансовым вопросам в Берлине Тило Сарацин. Будучи членом Совета федерального банка, в 2009 году он дал интервью одному не очень известному изданию "Леттре", спровоцировав одним словом-метафорой большой скандал. Сарацин употребил немецкое слово кopfttuchmädchen, соединив существительные кopftuch (платок), mädchen (девушка). Это слово стало символом резонансной публичной дискуссии о том, что можно публично говорить, а что нет.

В интервью шла речь об интеграции молодых турок, о культурных, образовательных и языковых проблемах, результатом которых является высокая квота молодых людей. В этой среде более 30 процентов не имеют законченного среднего образования. Сенатор указывал на социальные проблемы, но в довольно грубой форме и, употребив такую метафору, он рассчитывал на общественный резонанс. Но этот резонанс оказался таким оглушительным, что, в конце концов, чиновник был отправлен в отставку.

Политкорректность - превыше всего

Этому предшествовала широкая дискуссия о том, чего нельзя публично говорить и в какой форме можно характеризовать общественные проблемы. В принципе, это касается пяти тем: интеграции эмигрантов; социального обеспечения людей, живущих на так называемой "социалке"; вопросов исторического прошлого, особенно - в отношениях с Израилем, возможности критиковать или не критиковать это государство в связи с Холокостом и ощущением вины за страшные преступления века; прав сексуальных меньшинств; темы женщины и применения квот - чтобы все было 50 на 50 как постулат. Обсуждение этих острых тем усложняются так называемой политической корректностью.

Политкорректность весьма затрудняет четкое определение и обсуждение важных общественных вопросов. Есть много болезненных тем, о которых следует высказываться политкорректно, но обсуждать их пропадает всякое желание, поскольку за критические замечания о евро, о политике Евросоюза и монетарной политике можно удостоиться ярлыка "националиста и антиевропейца"; за критику статуса семьи и прав сексуальных меньшинств - "человека 19-го века и гомофоба"; за критические высказывания о современной политике Израиля - "антисемита", что мгновенно приводит к публичной смерти.

Идеального мира нет. Политкорректность как лечебное средство

Негативные последствия политкорректности дают о себе знать и в других странах Евросоюза. Политкорректность приводит к игнорированию общественно важных тем, следовательно, ведет к конструированию идеального мира, где все - высокоморальны, доброжелательны, единодушно одобряют принцип европейского взаимопонимания.

Но политкорректность не может вылечить все проблемы сегодняшнего дня. Безусловно, корректность высказываний необходима, но не менее важно четко определять общественно важные и болезненные темы и обсуждать их. Поскольку игнорирование проблем не способствует их решению. Последствия дисбаланса корректности могут быть ужасными, в чем мы уже убедились на примерах других государств Европейского союза. Столкновения в пригородах Парижа стали обыденными. Беспорядки в Лондоне два года назад шокировали весь мир. Швеция, якобы наиболее социальное государство, оказалась ввергнутой в кошмар в результате недовольства эмигрантов.

Печатное слово умирает

Печатное слово умирает, его заменяют новые формы информации - короткие сообщения через Твиттер в Интернете, авторские блоги и контент, отраженные в основном на планшетах, смартфонах, компьютерах. Это обусловлено и объективными факторами, в том числе - экономическими.

Постепенно теряют свои позиции популярные печатные издания. Вот несколько печальных примеров: 7 декабря 2012 года, после 12 лет существования, по экономическим причинам закрылось одно из самых известных экономических изданий - Financial Times Deutschland. На рынке экономических изданий фактически осталась только одна ежедневная газета - Handelsblatt, что существенно снизило уровень конкуренции. А свобода слова и свобода прессы требуют, чтобы у читателя был доступ к различного рода информации, к комментариям авторитетных изданий.

На издания локального и общегосударственного уровня возложена задача, в первую очередь, контролировать власть и объективно освещать все события и проблемы в различных сферах - экономике, политике, культурной жизни, спорте.

Реализация этой задачи требует достаточного количества изданий разных направлений, которые образуют конкурентную среду и обеспечивают доступ к объективной информации и конкурентным мыслям. Но сегодня очевидна тенденция сокращения корреспондентов в редакциях и уменьшение численности печатных изданий в целом.

Так, в октябре 2012 года объявило своем банкротстве Информагентство DAPD, которое было образовано в 2010 году после слияния агентства DDP и американского информагентства Associated Press (AP). В ноябре того же года объявило о неплатежеспособности издательство, издающее известную общегосударственную ежедневную газету Frankfurter Rundschau.

На общегосударственном уровне пока остается достаточное количество конкурентных изданий. Гораздо хуже ситуация по обеспечению граждан объективной информацией на локальном уровне. Чтобы выжить, различные издания объединяют свои редакции. Некоторые традиционные старые издания с более чем 100-летней историей, перестали выходить. Так, в Барзингхаузене, после 125 лет своего существовании, закрылась Deister-Leine-Zeitung. 29 сентября прошлого года в последний раз увидела свет одна из старейших газет Германии Abendzeitung в Нюрнберге.

Наступление заказных материалов

По данным организации "Репортеры без границ", очевидна тенденция увеличения инвестиций от предприятий и PR-агентств на размещение своих текстов в СМИ, поэтому очень часто объективная информация перемежается в журналистских статьях с коммерческим содержанием. В большинстве случаев это происходит бессознательно. Читатели требуют оперативности, а из-за сокращения штатов сотрудники не успевают переварить всю информацию.

Вследствие бюджетных ограничений, особенно по персональному обеспечению, издания вынуждены перепечатывать готовые материалы, например, о внешнеполитических событиях, от корреспондентов из пресс-агентуры, поскольку их представителей на местах уже давно нет. Не каждая пресс-агентура представлена и в Украине. В зарубежных странах, как правило, работает по одному корреспонденту, и их материалы перепечатывают все издания. В результате исчезает выбор между различными мнениями, изданиями, читатель теряет возможность получать всестороннюю профессионально подготовленную информацию. То есть, проблемы, которые существующие на рынке СМИ в Украине и в Европе, фактически тождественны. Они обусловлены глобальными тенденциями в экономике и потреблении информации конечными пользователями.

Свобода слова стоит дорого

Сегодня люди не слишком охотно платят за печатное слово, уступающее в оперативности Интернету. Но возникает вопрос, насколько они готовы платить за контент и Интернет. А когда рынок сужается, обеспечить свободу слова гораздо сложнее. И Украина, и Европа на повестку дня выдвигают вопрос выживания, что приводит к росту спроса на статьи заказного характера.

Кроме того, "Репортеры без границ" сетуют на некоторые проблемы транспарентности в коммуникации с исполнительной властью и администрацией на локальном уровне. В Украине действует Закон "О доступе к публичной информации". В Германии же, в Гессене, Нидерзахсене, Захсене, Баден-Вюртемберге и Баерне, до сих пор такого закона нет. Лишь с октября прошлого года закон о доступе к публичной информации действует в Гамбурге.

За доступ к публичной информации нужно платить?

Бывали случаи, когда за доступ к публичной информации требовали астрономические суммы. Пример такой абсурдности приводят "Репортеры без границ": в мае 2011 года с информационным запросом в федеральное министерство внутренних дел, которому подчинена подготовка спортсменов, обратились двое журналистов, пожелавшие узнать об амбициях участников соревнований, требуя доступа к полной информации по Летней Олимпиаде. За этот информационный запрос было заплачено €7000. Федеральный закон предусматривает для выполнения этого информационного запроса соответствующими органами исполнительной власти 4 недели, но даже по истечению 14 месяцев на 100 процентов он не был выполнен. Поэтому журналисты были вынуждены в июле прошлого года обратиться в административный суд в Берлине, требуя доступа к полной информации по Летней Олимпиаде. Суд принял решение в их пользу.

Как видите, и в Германии не все идеально, но суд против власти выиграть можно.

Европа не идеальна, но Украина была там всегда

Европу и Украину многое объединяет - общие проблемы в сфере политкорректности, становления исторической памяти и т. п. Украинцам важно понять: не все в ЕС априори прекрасно. Во время пребывания в Украине лично мне предлагали евроремонт, еврообразование, связывая с приставкой "евро" все, что, идеально. Это подтверждает, что украинцам следует шагать увереннее, относиться к Европе и Евросоюзу более прагматично.

А ведь Украина - это Европа, и всегда была Европой. Украине не нужно учиться демократическим ценностям. Первая украинская конституция 1710 года предусматривала распределение полномочий между различными ветвями власти - исполнительной, законодательной и судебной. В континентальной Европе конституция появилась 3 мая 1791 года в Речи Посполитой. Поэтому украинцам следует помнить, что у них есть исторический козырь. По демократическим ценностям и традициям, на которые сегодня указывает Европейский союз, Украина опередила Европу на 81 год.

Сильный международный субъект

Украине не стоит выбирать между различными союзами. Необходимо в качестве сильного международного субъекта, с которым в мире считаются, выбрать свою стратегию. Потенциал для этого есть. Не стоит и просительно стоять перед кем бы то ни было на коленях. Ваша страна - Украина - способна завоевать мировые рынки, способна заинтересовать крупных инвесторов вкладывать средства в нефтегазовую, металлургическую машиностроительную отрасли, строительство самолетов, туризм, биопродукты. А выбирая Европу, не стоит отбрасывать другие рынки, особенно рынки Азии. Таким образом, Украина может стать большим и надежным мостом между Западом и Востоком, а значит, интересным для всех государством. А неопределенность приведет лишь к пропасти и хаосу.

Поэтому, я считаю, что Украине нужно думать, прежде всего, о себе, о своих реформах, ценностях, тем более, что европейские ценности в Украине уже давно были и иногда они опережали Европу больше чем на 80 лет!