Больше чем хоккей: о травле сборной России

На модерации Отложенный

Сайт «Военное обозрение» в силу своей относительно узкой тематической направленности крайне редко обращается к освещению спортивных и околоспортивных событий. Хотя зачастую именно спортивные события и их результаты в не меньшей степени, чем встречи и переговоры политиков разного уровня и военные маневры Вооруженных сил, отражают, если можно так выразиться, геополитический рейтинг страны на мировой арене. А ещё больше этот рейтинг отражает внутренняя оценка спортивных результатов.

Данный материал готовился на фоне двух событий, которые так или иначе оказались связанными друг с другом. Событие первое: невероятный успех в России фильма Николая Лебедева «Легенда №17», рассказывающий о замечательном представителе советского хоккея Валерии Харламове, и событие второе: хоккейный чемпионат мира, который принимали Финляндия и Швеция. Второе событие на фоне первого превратилось в горький осадок, который заставил ощутить себя в полной мере. И главная составляющая этого осадка - даже не то, что российские хоккеисты не смогли пробиться в полуфинал мирового первенства, а в том, что при явно не выразительной игре наша команда в последнем для себя матче на турнире умудрилась пропустить 8 шайб от американских молодых хоккеистов, ответив на них тремя.

Естественно, поражение сборной России и, главное, её вялая игра с опущенными руками, вызвало бурю негативных эмоций. Различные российские издания позволили себе объявить, что это настоящий провал для российского хоккея, от которого болельщики и сами хоккеисты вряд ли смогут оправиться. Зарубежные издания (в частности, латвийские газеты) успели окрестить «3:8» от американцев русским позором, явно смакуя каждую пропущенную россиянами шайбу. Сразу же послышались разговоры о том, что, мол, Зинэтула Билялетдинов должен подать в отставку, а ведущие игроки (Ковальчук, Радулов, Никулин, Овечкин) должны вообще отказаться от выступления в национальной команде после такого бесславного завершения турнира.

Ну, что тут скажешь: заниматься самобичеванием мы ой как любим - в этом мы можем переплюнуть представителей любого другого государства, даже дав этому государству двойную фору. При этом часто мы готовы своими ногами и особенно словами втоптать в грязь тех, кого ещё вчера называли главными героями российского спорта: того же Ковальчука с Овечкиным и другими хоккеистами. Мол, ну посмотрите на них - полнейшее безволие. Вот был бы на их месте Валерий Харламов - он бы себе такого не позволил... Но сейчас, к сожалению, в мировом хоккее нет такого человека как №17 сборной СССР, нет таких троек, которые годами играли вместе, доводя спортивное мастерство до невероятных высот. Да, их нет, но так что же в связи с этим этого сборной России перестать играть в хоккей, а её болельщикам, то есть нам с вами, окончательно раскиснуть, начать посыпать голову пеплом и убиваться под лозунгом «не те сейчас времена».

Можно, конечно, поступить и так, ибо это самый простой вариант, но куда сложнее попытаться осознать то, что происходит с российским хоккеем сегодня на фоне того, что с ним происходило ещё вчера. А ещё вчера действующие хоккейные стадионы и так называемые тренировочные «коробки» в нашей стране можно было пересчитать по пальцам. Ещё вчера во Дворцах спорта ярмарки кустарной обуви или китайского ширпотреба проходили пятикратно чаще, нежели хоккейные матчи. Ещё вчера любой, хоть сколько-нибудь талантливый, российский хоккеист уже на начальном этапе свой карьеры стремился рвануть за рубеж (не обязательно в НХЛ) - даже в заштатный клуб второй финской или шведской хоккейной лиги с целью получать более или менее достойную оплату своего труда. Ещё вчера о развитии детских спортивных школ в нашей стране и разговора не шло, так как тренировать молодую поросль на добровольных основаниях не каждый тренер мог себе позволить в силу хотя бы того, что ему самому и его семье нужно было что-то есть... После развала СССР весь наш спорт (далеко не только хоккей) находился именно в таком полуобморочном состоянии.

Шутка ли сказать: российская сборная не становилась чемпионом мира по хоккею 15 лет (с 1993 по 2008 год). Начиная с 2007 года, российская хоккейная дружина под руководством разных тренеров смогла завоевать 1 бронзу, 1 серебро и 3 золота чемпионатов мира.

Как быстро, однако, забывается плохое, и как быстро мы успели привыкнуть к хорошему. После феерических побед сборной России по хоккею на ЧМ прошлого года, когда наши хоккеисты буквально камня на камне не оставляли от своих соперников, естественно, нам хотелось повторения того успеха. Хотелось его ещё и потому, что стране продемонстрировали в рамках художественного фильма титаническую работу советских хоккеистов и тренеров, их неизменную нацеленность на победу.

Но ведь нужно же быть реалистами. Даже у неподражаемой сборной Советского Союза были свои неудачи, о которых мы, как и присуще обычным людям, стараемся не вспоминать. Чтобы это понять, достаточно окунуться в хоккейную историю образца конца шестидесятых годов, когда поистине звёздная сборная СССР (чемпионы мира и Олимпийских игр) с разгромным счётов 2:8 проиграла в товарищеском матче сборной Канады в Оттаве в январе 1968-го. Были и 1:5 от тех же канадцев в декабре 1969-го. Были и на фоне показанной в фильме Николая Лебедева первой игры суперсерии с канадцами, выигранной советскими хоккеистами со счётом 7:3, весьма болезненные поражения от тех же канадцев и в той же суперсерии. Но так что же, кто-то после этого сказал, что Харламов сливает игру, или Третьяк в команде явно лишний... Если такие люди и были, то они являлись безумно далёкими от спорта, а своё внимание обращали исключительно на результат, запечатлённый на табло.

Именно поэтому далеко не самое удачное выступление россиян на хоккейном первенстве не стоит выставлять как некое пугало для самих же себя. Конечно, из крупного поражения нужно делать соответствующие выводы, но эти выводы должны делать, в первую голову, те, кто находится у руля сборной и в эту сборную входит, а не те, кто привык ставить диагнозы российскому спорту, развалившись в кресле с бутылкой пива...

В этой связи несколько странно, как некоторые наши издания с малообъяснимым смакованием продолжают поливать грязью российских хоккеистов. Приведём лишь несколько цитат от ряда наших доблестных СМИ.

Газета «Заголовки» откуда-то извлекла материал, в котором значится: поражение 3:8 - самое крупное поражение русского хоккея.

Очевидно, что авторы, готовившие указанный текст, плохо знакомы с историей отечественного хоккея, или просто хотят сделать сенсацию, пользуясь тем, что далеко не все болельщики знакомы с историческими результатами отдельных матчей сборных СССР и России.

Издание «Советский спорт» пишет, что у тех, кто это (об игре Россия-США) видел, щёки горели от стыда, а некоторые даже стали болеть против сборной России. «Подвели очень многие игроки. Но страх в том, что заменить их некем. Можно и дальше молиться на богов Овечкина, Ковальчука, Дацюка, Малкина, Радулова. Но кажется, что за их спинами - чёрная пустота» - подводит свой итог автор П.Лысенков.
Ну, что тут сказать... Если автор колонки начал болеть против своей национальной сборной, сознавая (или не сознавая), что на льду твориться нечто неладное, то как болельщику ему, простите, грош цена. Нужно согласиться, что трудно гнать свою команду вперёд при счёте 3:7 или 3:8, но заявлять, что нужно было болеть против неё - это, как минимум, неспортивно - тем более, что это пишет журналист газеты «Советский спорт»...

Словесное избиение российских хоккеистов продолжили и другие издания, притом, что сами хоккеисты в крайне жёсткой форме оценили свою же игру, попросив прощения у болельщиков.

Да - больно, да - унизительно, но та же история хоккея учит и хоккеистов, и болельщиков тому, что один проигранный матч - это совсем не конец российского хоккея. А чтобы это понять и разобраться в ситуации, достаточно обернуться назад, встряхнуться и перестать заниматься самобичеванием. Турниром в Хельсинки и Стокгольме хоккей, а вместе с ним и весь спорт, не заканчиваются... А самим российским хоккеистам, конечно, не мешало бы почаще пересматривать матчи знаменитой суперсерии с Канадой вместе с фильмом о Валерии Харламове и Анатолии Тарасове.