На корейском "фронте" без перемен
Одновременно с воинственными заявлениями из Пхеньяна скрытно доносятся иные призывы.
Ситуация на Корейском полуострове остается напряженной. Лидер КНДР продолжает демонстрировать миру свою воинственность: 28 марта северокорейское агентство передало, что Ким Чен Ын подписал "Окончательный план технической подготовки стратегических ракетных войск к нанесению удара по военным базам на континентальной части США, на Гуаме, Гавайях, а также в Южной Корее, в случае провокации со стороны противника". Также было отмечено, что "с этого момента межкорейские отношения вступают в состояние войны, и все вопросы между двумя Кореями будут решаться по законам военного времени... Все действия правительства, политических партий и организаций теперь будут исходить из того, что наша страна находится в состоянии войны с Югом".
Потом, правда, появились сообщения о "тонкостях перевода" и "неправильно понятом смысле". Но глава Северной Кореи также заявил о продолжении разработок и производства ядерного оружия, а еще 8 марта власти КНДР аннулировали декларации о ненападении и денуклеаризации Корейского полуострова, подписанные с Южной Кореей в период потепления отношений. Так Север отреагировал на проходящие американо-южнокорейские маневры Foal Eagle, в рамках которых два стратегических бомбардировщика ВВС США Б-2 нанесли учебные удары по полигонам в Южной Корее. Причем, самолеты вылетели с авиабазы "Уайтмен" в штате Миссури и после выполнения задания вернулись на нее, тем самым продемонстрировав возможности США нанести прицельные удары по КНДР с помощью дальней авиации, а не ракет.
Мировое сообщество призвало стороны к сдержанности. "Мы негативно относимся к любым заявлениям и шагам, которые так или иначе ведут к эскалации напряженности, - заявил МИД России. - Рассчитываем, что всеми сторонами будет проявлена максимальная выдержка и ответственность за судьбы Корейского полуострова. Поддерживаем постоянный контакт с партнерами по шестистороннему переговорному процессу с целью недопущения выхода событий за
политико-дипломатические рамки". Западные столицы были резче: "Париж призывает Северную Корею воздержаться от каких-либо провокаций и следовать своим обязательствам перед международным сообществом - в рамках соответствующих резолюций ООН - и вернуться на тропу диалога". А МИД Великобритании полагает, что "угрожающие заявления" Северной Кореи только усугубят изоляцию этой страны на международной арене.
Также тверд был и Вашингтон. Пентагон перебросил еще и истребители Ф-22 "Раптор" в Южную Корею для участия в военных учениях. А его представители заявили: "КНДР ничего не добьется угрозами и провокациями, которые только усугубят ее изоляцию и подорвут международные усилия по обеспечению мира и стабильности в регионе".
Министр обороны Южной Кореи в свою очередь подчеркнул, что Сеул разрабатывает план "активного сдерживания" КНДР, включающий возможность нанесения предупредительного удара. В число целей вошли гигантские статуи деда и отца Кимов. Также сообщается, что Сеул намерен ввести в действие новейшую систему противоракетной обороны раньше, чем планировалось, еще до 2015 года.
Как уже отмечала "НП", мощный пропагандистский нажим Севера связан с его желанием получить финансовую и продовольственную помощь от мирового сообщества и, в первую очередь, от Юга. Прежние поступления были прерваны, и КНДР отчаянно нуждается в рисе, валюте, медикаментах и многом другом. Но поскольку купить она их не может, а выпрашивать помощь ее правители считают для себя делом унизительным, то в ход уже много лет успешно идет шантаж. Как считают информированные специалисты по корейским проблемам, например, востоковед Андрей Ланьков, неофициально кое-чего Пхеньян от Сеула уже добился. Ведь КНДР - это "плохой" родственник Южной Кореи, которого стыдятся, но которого нельзя бросить в беде во избежание худших бед.
Но у Пхеньяна есть и другие причины, чтобы вести себя так дерзко и настойчиво. Во-первых, ему банально необходимо напоминать о своем существовании. В противном случае мир бы позабыл о существовании маленькой страны на окраине Азии.
Север не вписан в мировую экономику и торговлю, и без своего ядерного оружия он бы не представлял никакого интереса для внешних сил. Во-вторых, нужно понимать ситуацию, в которой сейчас находится тридцатилетний Ким Чен Ын. Ему крайне важно зарекомендовать себя перед генералами, аппаратчиками и представителями спецслужб. Пока он был для них лишь неопытным молодым человеком. Обострение напряженности дает северокорейскому лидеру возможность показать себя твердым и решительным политиком, который не боится "империалистов". Тогда он может быть спокоен за свой тыл.
Подобным образом поступил президент Египта Анвар Садат, когда в 1973 году нанес удар по Израилю. После этого он мог уже вести переговоры с еврейским государством пусть не с позиции силы, но на равных. Так что те, кто говорят о том, что Ким Чен Ын не оказался реформатором и не стал проводить новый курс, возможно, торопятся. Киму необходимо освоиться в своем кресле и взять все рычаги управления в свои руки. А достичь это в его специфической ситуации возможно лишь через нагнетание напряженности. Вспомним, что подписанию в 1963 году договора о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах предшествовал Карибский кризис 1962 года, спровоцированный Хрущевым.
Недаром представитель северокорейской компании, занимающейся туризмом, поспешил успокоить китайцев, поездки которых в страну являются важным источником твердой валюты, что "войны не будет". Об этом же, по мнению иностранных журналистов, свидетельствовал сугубо гражданский наряд Кима во время посещения им военных объектов. То есть одновременно с воинственными заявлениями из Пхеньяна более-менее скрытно доносились и иные призывы.
Но постоянное бряцание оружием чревато бедами. Долгое противостояние на Корейском полуострове в условиях повышенной готовности двух армий, общей численностью почти в два миллиона человек, опасно тем, что в любой момент может вылететь маленькая искра, от которой начнется большой пожар.
В 90-е и в начале 2000-х годов произошло немало инцидентов, связанных с засылкой на Юг диверсантов и лазутчиков с Севера, в том числе с помощью подводных лодок. За последние три года произошло два более важных случая - потопление южнокорейского военного корабля и обстрел прибрежного острова с территории КНДР. Но все это случалось не в условиях повышенной боеготовности, как сегодня.
По данным Сеула, на боевое дежурство в КНДР поставлены около тысячи баллистических ракет. Около 700 из них - модернизированные советские "Скады" с дальностью полета до 500 километров. Плюс примерно 300 баллистических ракет "Нодон" с дальностью до 1300 километров. Так что говорить об ударе по базам США на Гуаме или на Гавайях несерьезно. Под угрозой находится лишь территория Южной Кореи. Однако ядерных боеголовок у Севера в лучшем случае несколько штук либо их вообще нет на боевом дежурстве.
Современные системы противоракетной обороны, как показали события прошлой осени вокруг сектора Газа, позволяют перехватывать почти 95 % запущенных ракет. Поэтому в случае прямого столкновения ущерб для Юга может быть минимален, а вот для Севера это станет концом существования. Его военная техника уступает технике противника по всем параметрам, равно как и уровень подготовки войск и логистика. Но Южная Корея - демократическое государство, которое слишком заботится о жизни своих граждан, чтобы подвергать их хоть малейшему риску. Поэтому оно до последнего будет избегать резких ответных шагов.
Раскол Кореи не является чем-то исключительным. В корейской истории были столетия, когда страна была разделена на три и даже четыре государства. Поэтому объединение страны не является приоритетной задачей ни для Севера, ни для Юга. Пхеньян хочет максимально продлить свое существование за счет богатого соседа, а тот хочет, прежде всего, спокойствия и готов, в общем-то, за это платить. Когда же он раскошеливаться не спешит, то ему напоминают об этом с помощью единственно доступного средства.
Комментарии
Ну, не признаваться же всем в том, что построили простую феодальную деспотию.
Тем более, что жрать нечего, при феодализме голод периодический, а тут - постоянный
а у нас ракеты есть..(с)квн
жрут друг друга от голода и все туда же - бомбить америку