Наталья Пуртова: ужесточение как тренд
Ровно год назад, 21 февраля 2012 года, в московском храме Христа Спасителя группа Pussy Riot провела свой скандальный панк-молебен. Акция, продолжавшаяся считанные минуты, и последовавший за этим приговор, взбудоражили общественное мнение и, по оценке экспертов, значительно изменили отношения общества и РПЦ.
В первую очередь, стало понятно, что курс церкви на слияние с властью не прибавляет очков ни ей самой, ни государству.
Однако прошел год и страсти во многом утихли, при этом часть общества смирилась с двухлетним сроком заключения, который отбывают участницы панк-группы.
Тем не менее, политолог Алексей Малашенко в беседе с корреспондентом "Росбалта" заметил, что сегодня правильнее говорить не о годовщине акции, а о годовщине кризиса церкви.
"История с Pussy Riot стала своего рода испытанием, "лакмусовой бумажкой" для церкви. И церковь проиграла. Ее реакция оказалась настолько болезненной, что можно даже говорить о каком-то комплексе неполноценности, о явном проявлении слабости. Когда церковное руководство использует всю мощь государственной машины против трех молодых женщин, это выглядит просто несерьезно. Девушки поступили не лучшим образом, но реакция на этот поступок оказалась неадекватной", — сказал политолог.
Он заметил, что сами участницы акции в скандальной ситуации только выиграли.
"Их выигрыш — личный, имиджевый. Они стали героинями, у них в перспективе прекрасное будущее — выступления по всему миру, успех. А церковь сделала еще один шаг в сторону сотрудничества с государством. Вряд ли это можно назвать победой", — подчеркнул Малашенко.
Шеф-редактор "Русского журнала" Александр Морозов в разговоре с корреспондентом "Росбалта" отметил, что суровость наказания так и осталась "проблемой для русской церкви". По его словам, многие священники и миряне, в принципе осуждая акцию, были против двухлетнего срока для женщин, у которых, к тому же, есть малолетние дети.
Но проблема гораздо шире. "Мы видим, что Pussy Riot находятся внутри более широкого контекста ужесточающихся наказаний. Тренд, возникший после третьего избрания Путина президентом, ведет к тому, что наказания за высказывания будут ужесточаться. Об этом же говорит итог судебного преследования участниц акции, и принятие закона о клевете, и другие события последнего времени", — сказал Александр Морозов.
Для многих наблюдателей открытием стала крайне агрессивная реакция воцерковленного сообщества на акцию Pussy Riot. Требования немедленной расправы, включая телесные наказания и даже смертную казнь, озвучивали не только рядовые православные верующие, но и люди, которых принято называть официальными спикерами церкви.
Многочисленные реплики представителей светского общества о необходимости следовать христианским заповедям о добре и милосердии чаще всего оставались без ответа.
Отдельные клирики все-таки пытались сгладить неприглядность этой ситуации. Так священник Дмитрий Свердлов даже написал в своем блоге, что готов извиниться перед участницами акции за озлобление и ненависть многих воцерковленных людей, что вызвало в интернете бурную реакцию
Читатели благодарили клирика за такой смелый по нынешним временам поступок, а в блогосфере даже началось явное разделение всех служителей церкви на "честных священников" и обыкновенных "попов".
Впрочем, через несколько месяцев после своего выступления Дмитрий Свердлов был запрещен в служении.
Что стало причиной подобной реакции среди людей, которые, казалось бы, декларируют исповедание человечной и мирной религии?
"В целом в обществе агрессивные настроения только пробуждаются, не стала исключением и православная среда", — признает проблему Александр Морозов.
Он связывает это с тем, что власть "словно объявила конкурс на выражение изоляционистских и агрессивных чувств". По словам эксперта, это в некотором смысле даже поощряется.
"Православные оказались в этом же тренде. Если власть будет проводить политику большей изоляции общества, выступать с антизападных позиций, накачивать систему образования патриотическими элементами, то это неизбежно скажется и на православной среде, в которой явно нарастает мировоззренческий раскол", — сказал Морозов.
Он заметил, что общественная агрессия рождается очень легко.
"Надо только показать пальцем в чью-либо строну и сказать — это враг государства или церкви. Такая политика создает чрезвычайно тяжелую обстановку в обществе", — подчеркнул эксперт.
Журналисты и политологи отметили, что за год, прошедший после акции панк-группы, заметно активизировались и так называемые "православные активисты".
В самый разгар конфликта вокруг суда над панк-группой, новостные ленты пестрили сообщениями о выступлениях этих людей: нападение на мужчину, который носил "небогоугодную" майку, избиение женщины на митинге в поддержку Pussy Riot и многие другие хулиганские акции, на которые, впрочем, полиция не всегда обращает внимания.
"Среди священников есть ожидание, что высшее церковное начальство ограничит деятельность псевдоправославных молодых людей, которые выражают совершенно безумные взгляды, ничего общего не имеющие с христианством. Есть надежда, что позиция священноначалия в этом вопросе будет более жесткой", — говорит Александр Морозов, но при этом признает, что до сих пор из патриархии не прозвучало никакого внятного осуждения "церковных активистов".
"Можно сказать, что руки у псевдоправославных агрессивных группировок развязаны, и их голоса начинают звучать все громче. Возникает впечатление, что они выражают те же самые взгляды, что есть у священноначалия" — подчеркнул эксперт.
Впрочем, Алексей Малашенко предложил посмотреть на проблему и с другой стороны.
"Во-первых, любая религия агрессивна по сути, так как претендует на конечную истину. Во-вторых, жесткая политизация, которая особенно видна в исламе и в православии, не может не сказаться на общей обстановке. Там, где религия соединяется с политикой, и политика становится агрессивней, и религия", — сказал эксперт.
Малашенко заметил, что, по его наблюдениям, доверие к церковному истеблишменту не так высоко, как они сами хотят это представить. "Я уже не говорю о бесконечном мелькании по телевидению, которое для них всех достаточно унизительно", — отметил он и напоследок признал, что раньше сам часто ходил в церковь.
"Я туда приходил за некоторым отдохновением. А сейчас, когда я захожу в храм, такое ощущение, что я вступаю в "Единую Россию". Поэтому туда и не тянет", — объяснил Алексей Малашенко.
Комментарии
До чего же замечательно сказано. испытываю точно такие же чувства.
Храм с кабаком.
ЗЫ. Новый анекдот про единорасов: "Если бы в России за воровство отрубали руки, то в думе вместо кнопок для голосования пришлось бы ставить педали". :)))
за УБИЙСТВО 12 человек ( банда Цапков) - 2 года
за участие в демонстрации ПРОТИВ ПУТИНА - 4.5 года
за хищения миллиардов, и де-факто развал армии - НИ-ЧЕ-ГО.
============================================================
"цапки" получили сроки:
Быков - 20 лет
Рябцев - 20 лет
Гуров - 12 лет
Надежда Цапок - 3 года
Сергей Карпенко и Виталий Иванов повесились
и точка еще не поставлена.
============================================================
Лузянин совершил ряд преступлений против правоохранителей, за аналогичные
полицейский США, к примеру, просто застрелит на месте.
http://www.vesti.ru/doc.html?id=1012657
=============================================================
Хищения миллиардов нельзя расследовать за неделю, нетерпеливый мой.
Дела против мафии, например, в Италии велись годами и годами.
=============================================================
У вас хоть курсы повышения квалификации какие-нито имеются?
Куда лезут с расстроенными нервами и с номерочком на ноге...
--Властью данной мне Богом,... .
Если ты из этого недоразумения ПР изменил своё отдохновения, что тебя ждёт дальше?
Остаётся сожалеть о заблудшей душе.
С выигрышем вас, пусюлечки.
Понравилось - заходите еще. Снова выиграете.