Певца Лепса можно привлечь за "переломанные ноги" по ст. 119 УК

Журналистская общественность возмущена заявлениями Григория Лепса, Стаса Михайлова и Валерия Меладзе. На заседании комитета Госдумы по информационной политике Лепс пообещал устраивать физическую расправу над представителями СМИ за негативную информацию о нем и вмешательство в личную жизнь.По мнению юристов, в подобных заявлениях можно найти признаки статьи 119 Уголовного кодекса ("угроза причинения тяжкого вреда по мотивам ненависти к какой-либо социальной группе"). Наказание же за это преступление составляет 5 лет лишения свободы.

Воспитательные меры

Скандальные заявления прозвучали на День всех влюбленных 14 февраля 2013 года. В присутствии депутатов Госдумы и журналистов Григорий Лепс пообещал "ломать ноги" и успокоить "всех уродов", которые напишут о нем плохо или придут еще раз на стройку его нового дома.

Его поддержали Стас Михайлов и Валерий Меладзе. Они также обвинили "журналистскую братию" в необъективности и попросили сурово наказывать авторов за недостоверную информацию. Все это не могло остаться незамеченным и не вызвать негативные отклики среди представителей профессии, а также известных адвокатов и юристов.

Так, адвокат, а в прошлом следователь МВД Владимир Жеребенков считает, что публичные обещания нанести вред здоровью вполне могут потянуть на обвинение по статье 119 Уголовного кодекса "угроза причинения тяжкого вреда здоровью".

"Люди должны отвечать за свои слова, и если кто-то из журналистов посчитает, что угроза была реальной, он может обратиться с заявлением в правоохранительные органы, - рассказал Firstnews Жеребенков. – Публичные персоны должны проявлять толерантность. Ведь у журналистов цель – это рассказать обществу про их кумиров. Подобные заявления – это хамство, таких людей нужно воспитывать".

Полное забвение

Впрочем, адвокаты и юристы приходят к мнению, что привлечь кого-либо из "супер-старов" к уголовной ответственности будет весьма проблематично.

"Добиться возбуждения уголовного дела и обвинительного приговора для этих артистов очень сложно, так как среди сотрудников правоохранительных органов и судей есть много их фанатов и поклонников", - рассказал Firstnews адвокат Сергей Жорин.

Он регулярно защищает в суде "избитых" знаменитостями представителей СМИ.

Пока из всей троицы под суд попал только Валерий Меладзе. Журналистка Евгения Гусева обвинила его в нанесении ей побоев после того, как она сфотографировала артиста вместе с его подругой на выходе из ресторана в "Лотто Плаза". После этого, по версии девушки, певец погнался за ней на улицу, заламывал руки и требовал отдать флеш-карту со снимками.

Впрочем, мировой суд района Арбат прекратил это уголовное дело, посчитав обвинения необоснованными, хотя потерпевшая представила в суд видеозапись происшествия.

В то же время Валерий Меладзе добился возбуждения дела по статье "клевета" уже против Евгении Гусевой (ст. 306 Уголовного кодекса). Теперь судебные разбирательства предстоят уже ей.

Между тем, по мнению Сергея Жорина, заявления Лепса, Меладзе и Михайлова стали очередными "плевками" в сторону журналистики.

"Они считают себя небожителями, и единственный вариант с этим бороться – это перестать о них писать, - считает адвокат. – Если абсолютно все журналисты перестанут делать про них материалы, то максимум через год про них все забудут. Они никому не будут нужны и их концертные залы опустеют".

В то же время, по мнению адвоката Жорина, судебной практике необходимы разъяснения Пленума Верховного суда, который пояснил бы, когда именно журналисты нарушают границы личной жизни артистов, а когда "звезды" начинают злоупотреблять своими правами – например, требовать космические компенсации за использование их изображений в СМИ.

Пока же комитеты Госдумы, напротив, обсуждают вопросы о том, какие еще жесткие санкции можно было бы применить к работникам СМИ.

Спланированная акция

"Выступления Лепса, Меладзе и Михайлова в Госдуме были заранее спланированной и срежиссированной акцией пиара", - уверен Раф Шакиров, в прошлом вице-президент издательского дома "Коммерсантъ". – Их развязный тон и беспардонность создают ощущение в том, что они уверены: им за это ничего не будет".

По его мнению, те, кто устраивают такие акции, хотят внести в законодательство новые поправки, которые бы ужесточили ответственность и наказания для журналистов.

"В Думе активно рассматриваются законодателями всякого рода поправки относительно клеветы. И там прозвучала такая мысль, что публикацию недостоверной информации нужно приравнять к клевете, вне зависимости от того, знал ли журналист об это или нет", - рассказал Шакиров.

По мнению известного журналиста, логичнее было бы ужесточить нормы, которые касаются только вторжения в личную жизнь. "Если ко мне вламываются на балкон или в дом, то за это должны отвечать по закону, так же и с личной жизнью", - считает Шакиров.

В итоге сейчас журналисты оказываются более незащищенной группой по сравнению со "звездами". Это подтверждает новый скандал вокруг известного фигуриста Евгения Плющенко, который добивается возбуждения уголовного дела по статье "клевета" в отношении спортивного комментатора Андрея Журанкова.

В одном из своих эфиров комментатор заявил, что никакой травмы спины у фигуриста не было, а его отказ от участия в чемпионате Европе в Загребе и последующая информация о перенесенной им операции на позвоночнике были пиар-ходом.