Последняя загадка Иосифа Сталина

"Апокалипсис от Кобы" - завершающий том своей трилогии о последней загадке Иосифа Сталина представил Эдвард Радзинский. В книге драматург, основываясь на исторических документах, постарался приоткрыть тайну последних лет жизни советского вождя.

Очередь в пресс-центре. За книгой. Как когда-то - один сборник в одни руки. И сразу - к последним страницам. Последняя загадка вождя народов должна быть разгадана. Документальные факты - удел документальной прозы, останавливает автор.

"Загадка не в том, как он умер, это второе, а загадка в том, кто он был", - говорит Эдвард Радзинский, писатель, драматург, историк.

Как сложно писать советскую историю, говорит Радзинский. Миф, порожденный министерством правды и воспетый певцами революции. Десять лет поисков, десятки документов, составленных умелыми пропагандистами. И все же где-то между четких строк знакомого газетного шрифта - курсивом истина.

"Вы понимаете люди же жили не тем, что они там получат, сколько денег здесь схватят и там. Они жили тем - будут ли они жить завтра или нет", - продолжает Эдвард Радзинский.



Радзинский знал, кто такой Коба Джугашвили. Отец делал инсценировки по эпическим романам Петра Павленко, любимого сталинского писателя. А сам Павленко рассказывал в полголоса Радзинскому-старшему, что происходит во дворце правителя.

Про убогую обстановку дальней дачи, где Сталин провел последние годы жизни, стоптанные сапоги и пару шинелей. Это все, что было у генералиссимуса. Не считая страны, которой он владел безраздельно.

И как уже потом, после смерти вождя, в одном из кабинетов нашлась черная тетрадь с исписанными фамилиями листами.

"И все они были помечены крестами и вопросами. Потому что это был задел на будущую чистку, потому что этот человек на самом деле - это был старый барс революции, который отсиживался на даче, задумав апокалипсис", - говорит Эдвард Радзинский.

Были у Троцкого слова, рядом с которыми Коба поставил три восклицательных знака: мы уйдем, но на прощание так хлопнем дверью, что мир содрогнется. Этим начинается последняя загадка Радзинского, этим заканчивается великий этап истории великой страны.