Крабы тоже плачут
Чувствуют ли крабы боль? Вопрос не такой простой, как кажется на первый взгляд. Боль следует отличать от простого рефлекторного ответа на раздражение. Чтобы понять, есть ли тут именно болевое переживание, нам нужно как-то проникнуть в чужую голову. А как попасть в крабью голову? Можно попробовать найти болевые рецепторы, но опять-таки — где и как искать их у членистоногих?..
Тем не менее исследователи из Белфастского Королевского университета (Великобритания) именно это и попробовали сделать. Они изучали морских крабов Carcinus maenas, которые довольно широко распространены по атлантическому и тихоокеанскому побережью. Эти крабы активны ночью, а днём отсиживаются по затенённым местам, прячась от чаек. Для опыта взяли 90 крабов и поместили их в специальное место с двумя укрытиями. После того как крабы разбрелись по убежищам, половине из них (тем, что сидели в одном из укрытий) устроили встряску электрическим током.
После первой экзекуции крабы прятались в то же самое убежище, где их били током, однако во второй раз они уже спешили в другие места. Боле того, некоторые вообще предпочитали «электрическому» убежищу опасные освещённые участки.
Крабов несколько раз забирали из аквариума и сажали в него снова, но после двух первых ударов током крабам вдруг понравилось оставаться на виду. В статье, опубликованной в Journal of Experimental Biology, исследователи делают вывод, что это нечто большее, чем просто рефлекторное избегание неприятных ощущений. Боль запоминается с первого раза, и учёные полагают, что именно боль могла заставить членистоногих столь быстро усвоить, где им нельзя находиться.
Ранее эта же группа исследователей ставила похожие эксперименты с креветками и раками-отшельниками, и результаты были такими же. То есть очевидно, что все десятиногие раки, к которым относятся и обычные речные раки, и морские омары, могут испытывать боль. Любопытно, что до сих пор чувство боли ограничивали в лучшем случае рыбами: членистоногие, как считалось, к боли нечувствительны. Теперь эту точку зрения придётся пересмотреть. И каждый любитель варёных раков, опуская их в кипящую воду, может весьма живо и на вполне научных основаниях представить себе ощущения своей будущей еды.
Комментарии
Третий же сын с таким положением вещей в батюшкином хозяйстве согласен не был. Поэтому он все время думал. На Руси всех, кто много думает, всегда считали дураками.
Неведомо было большинству, что наш царевич-дурак был счастливее всех! Наблюдал он из окошка мир, созерцал природу, смену времен года и думал над извечно русскими вопросами: как быть, что делать и как бы никогда не работать? Ну не хотел он создавать и приумножать мир виртуального благополучия. Думал он, естественно, на печи, поскольку хорошей сантехники в то время к нам, в Россию, еще не завезли. Так бы и просидел наш небанальный царевич всю жизнь, бесперспективно нагревая свою нижнюю чакру кундалини, и заряжая ее бесполезной богатырской энергией огня отечественной печи, если б вдруг ни с того ни с сего не учудил его ...
Куда смотрит Гринпис, если в прессу просачиваются такие страшные факты издевательств, над нашими братьями меньшими?:))