Таможенный союз. Торговля без контроля

Центробанк фиксирует многомиллиардные схемы вывода капитала из России с помощью фиктивных поставок товаров из стран Таможенного союза (ТС), которые, несмотря на все усилия регулятора, не удается искоренить. И если в прошлом году говорилось об использовании для вывода денег поставок из Белоруссии, то теперь к этому подключился другой участник ТС – Казахстан. Федеральная таможенная служба России (ФТС) лишь констатирует отсутствие единой базы данных о поставках товаров в рамках ТС и недостаток контроля за схемами вывоза капитала, поэтому Центробанк решил возложить ответственность за незаконные трансграничные денежные операции на российские коммерческие банки.

Напомним, что Таможенный союз в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) является формой торгово-экономической интеграции трех бывших республик СССР – Белоруссии, Казахстана и России. Подписание договора ТС состоялось в октябре 2007 года в Душанбе. Основываясь на договоре об учреждении ЕврАзЭС, три страны подписали соглашение о создании единой таможенной территории, а также утвердили план действий по ее созданию. Было решено, что остальные страны ЕврАзЭС будут присоединяться к ТС по мере готовности. Например, на саммите ЕврАзЭС 19 декабря о готовности своей страны вступить в ТС объявил президент Таджикистана Эмомали Рахмон, на очереди Киргизия. Участники ЕврАзЭС положительно оценили перспективы присоединения Таджикистана и особенно Киргизии, так как она является членом ВТО и ей легче будет вступать в Таможенный союз, который создавался по нормативам ВТО.

Как заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, после того, как Россия, Белоруссия и Казахстан объединились в Таможенный союз, товарооборот между ними вырос на 30-40 %, а единый рынок стран составил 165 млн. человек. Однако благие цели облегчения торгово–экономического сотрудничества бывших братских республик, как это часто бывает в России, обернулись ростом криминала. Незаконное движение денежных средств через границы, как правило, прикрывается операциями "ложного импорта". Российские контрагенты якобы приобретают товары в Белоруссии и Казахстане и переводят через банк деньги на их оплату. Но товары в Россию не поступают, а деньги потом уходят из братских республик в оффшоры Кипра, Швейцарии и Британских Виргинских островов.

Условия Таможенного союза создают для этого благоприятные возможности: на границах трех государств таможенные службы используют упрощенный порядок перемещения товаров, который предполагает, что на них оформляются не грузовые таможенные декларации, а лишь товарно-транспортные накладные (ТТН), подлинность которых, а значит, и реальность поставок товаров, подтвердить весьма затруднительно.

Кроме того, статистика взаимной торговли России со странами-участницами ТС отражает лишь половину реального товарооборота, сообщила на саммите замруководителя ФТС Татьяна Голендеева. Причина в том, что только 50 % компаний, участвующих во взаимной торговле России, Белоруссии и Казахстана, подают в службу статистические данные. "Какие товаропотоки идут из Белоруссии в Россию, из России в Белоруссию, в Казахстан и так далее, увидеть практически невозможно", – говорит Голендеева. Кстати, в рамках Союзного государства России и Белоруссии статистику взаимной торговли должна вести Белоруссия.

"Когда мы узнаем, что хозяйствующий субъект не подал нам статформу, то пишем письмо в Росстат, и тот должен потребовать с компании штраф – максимум 500 рублей", – сообщила Голендеева. Однако, по ее словам, пока не было еще ни одного случая, чтобы Росстат потребовал с какой-нибудь компании даже эти смешные деньги.

"Мы не сторонники драконовских мер, но с этой темой надо что-то делать", – заявила замруководитля ФТС.

Напомним, что во время создания ТС, когда было отменено декларирование во взаимной торговле, остро встал вопрос о том, что делать со статистикой. Тогда в России было выпущено постановление правительства об учете объемов торговли с Беларусью и Казахстаном, но ФТС называет его "очень неудачным". Потому что оно предусматривает добровольную, а не обязательную подачу статистических форм в ФТС и практически нулевую ответственность за их несоблюдение.

Как рассказала Голендеева "Интерфаксу", статистические формы добросовестно заполняют лишь крупные организации, а небольшие участники внешнеэкономической деятельности постоянно увиливают. Поэтому можно лишь приблизительно подсчитать количество участников ТС, но оценить стоимостные объемы взаимной торговли практически невозможно, так как в настоящее время учета по ним не ведется. ФТС постоянно предлагает ужесточить постановление правительства о статистическом учете, но в кабинете министров эту идею не поддерживают.

В связи с этим Центробанк решил бороться с незаконными денежными операциями своими силами, не дожидаясь правительства. В "Вестнике Банка России" опубликованы "рекомендации" российским банкам – уделять повышенное внимание операциям по оплате товаров, ввезенных с территории Белоруссии и Казахстана российскими резидентами. Центробанк сомневается в подлинности значительной части документов, подтверждающих ввоз товаров в Россию с территорий стран ТС, и утверждает, что под прикрытием "ложного импорта" из России выводятся деньги с целью "уклонения от налогов, и отмывания доходов, полученных преступным путем". Причем, "казахские схемы" в больших масштабах появились после того, как закрутили гайки по "белорусским схемам", констатирует Центробанк, но не раскрывает объем таких операций. До этого ЦБ оценивал "белорусские схемы" в несколько десятков миллиардов долларов, с тех пор новых оценок не появилось.

По словам экспертов, реализовать новые рекомендации ЦБ в отношении Казахстана будет сложнее, чем в отношении Белоруссии. Потому что у Национального банка Белоруссии есть база данных по товарно-транспортным накладным, а в Казахстане нет, и проверить подлинность документов, по которым ввозится товар из страны, будет непросто. В идеале, для этого должна быть создана единая база данных накладных Таможенного союза, но пока об этом даже речи не идет. Поэтому российским банкам, чтобы выполнить указания ЦБ, придется запрашивать у клиентов дополнительные документы, подтверждающие, к примеру, отправку товара, его хранение и тому подобное.

В результате многим банкам будет гораздо проще вообще не проводить подобные операции, так как реальных механизмов контроля в отношении "казахских схем" они от ЦБ не получили, а отвечать придется. И многие банки просто не захотят рисковать лицензией и станут "резать" такие операции, чтобы не вышло себе дороже, говорят участники рынка. В итоге могут пострадать вполне законопослушные предприниматели, совершающие реальные торговые сделки.

Тем временем, 19 декабря Совет Федерации ратифицировал договор о противодействии легализации преступных доходов в рамках Таможенного союза. Документ наделяет таможенные органы стран ТС полномочиями приостанавливать перемещения через границу наличных и безналичных денежных средств, в случае получения информации о том, что они связаны с легализацией преступных доходов или финансированием терроризма. До этого времени таможенники не имели таких полномочий, но и это вряд ли им поможет, пока не будет полноценной статистики по торговым операциям на границах Таможенного союза.