Индустриальная утопия: о финансировании развития промышленности
Медведев предложил бизнесу финансировать госпрограмму развития промышленности
В конце прошлой недели на заседании правительства была принята госпрограмма развития промышленности до 2020 года. Ее характерной особенностью стало то, что финансирование со стороны государства будет сокращаться. Российские предприятия должны выделить триллионы рублей в рамках реализации госпрограммы развития промышленности, сообщил премьер-министр Дмитрий Медведев. Однако он не объяснил, где предприятия найдут деньги на инвестиции, если Центробанк и Минфин практически лишили отечественный бизнес денежных потоков.
"Прямое государственное финансирование отраслей должно сокращаться, и в рамках программы бюджетного финансирования составит 14,2 %, или около 500 млрд. рублей. Основной источник – собственные средства компаний, они должны составить порядка 3 трлн. рублей", – заявил он.
Медведев напомнил, что недавно Россия вступила в ВТО, поэтому конкуренция за лидирующие позиции в мире, безусловно, будет усиливаться. "Нам нужно рационально использовать потенциал собственного рынка, оптимизировать загрузку существующих мощностей и нарастить экспортные возможности, укреплять конкурентоспособность наших отечественных предприятий", – сказал премьер. Однако в условиях денежно-кредитной политики, проводимой Банком России, эти пожелания выглядят утопическими.
Знаковым стало недавнее заявление замминистра экономического развития Андрея Клепача, обвинившего руководство Банка России в повторении ошибок 2008-2009 годов, после того, как совет директоров Центробанка на сентябрьском заседании поднял ставку рефинансирования до 8,25 %, вопреки сильнейшему спаду производственной и инвестиционной активности и разрастающемуся кризису ликвидности в банковском секторе. Вслед за ним экс-министр экономики и глава Сбербанка Герман Греф также заявил, что своей денежно-кредитной политикой Центробанк провоцирует удорожание кредитных ресурсов и усиливает инвестиционный кризис в несырьевом секторе экономики.
Не менее знаковым стало и заявление главы ВТБ Андрея Костина, сделанное им в интервью Financial Times, в котором он признал, что для наращивания кредитования отечественной экономики и расширения финансирования промышленности банковской системе требуются долгосрочные и дешевые финансовые ресурсы Банка России. Последний должен их создавать в экономике, будучи по определению кредитором последней инстанции, основным эмиссионным центром и ключевым инструментом рефинансирования.
"Ставка по краткосрочным кредитам "овернайт" 29 ноября текущего года превысила отметку 6,5 %, что стало абсолютным историческим максимумом с первого квартала кризисного 2009 года, при том, что еще в первой половине текущего года она колебалась в диапазоне 4,5-5,3 %, – констатирует экономист Владислав Жуковский. – Одновременно с этим ставки по краткосрочным однодневным кредитам на межбанковском рынке по фактически заключенным сделкам (MIACR) подскочили с 2-3,5 % в январе-июле 2011 года до 5,5-6 % в конце того же года, а по состоянию на 29 ноября нынешнего года превысили отметку в 6,5 %, обновив максимальные значения с середины 2009 года".
По словам эксперта, существенный вклад в разрастание кризиса ликвидности внесло и усиливающееся бегство капитала. Только за период с сентября 2011 по сентябрь 2012 года чистый вывоз капитала частным сектором превысил 120 млрд. долларов или 31 % федерального бюджета России. И еще порядка 21,1 млрд. долларов, предварительно изъятых из экономики, было вывезено самим государством за рубеж с января по сентябрь текущего года по линии формирования золотовалютных резервов (ЗВР). Получается, что российские власти продолжают рассуждать о модернизации и инновациях, одновременно изымая деньги из экономики и кредитуя модернизацию стратегических конкурентов России в США и Евросоюзе.
"Кроме того, в условиях, когда государство захлебывается от притока нефтедолларов, а профицит федерального бюджета по итогам января-октября текущего года превысил 1,4 % ВВП России или 716,8 млрд.
рублей, Минфин продолжает упорно наращивать заимствования на внутреннем рынке, – говорит Жуковский. – В условиях, когда неиспользуемый остаток средств правительства на счетах в Банке России и коммерческих банках достигает 7 трлн. рублей или 60 % федерального бюджета, Минфин умудрился занять с начала текущего года порядка 383,6 млрд. рублей. При этом остаток средств Минфина на счетах в Банке России увеличился на 1,517 трлн. рублей и вплотную приблизился к отметке в 6 трлн. рублей, а размер Резервного фонда с начала года вырос в 2,4 раза и достиг отметки в 1,934 трлн. рублей".
В итоге, действия Минфина усугубляют негативные последствия порочной монетарной политики Банка России, усиливают дефицит денег и расширяют инвестиционный кризис. На протяжении последних лет главное финансовое ведомство России последовательно изымало из экономики 3-5 % ВВП в виде ЗВР, под предлогом борьбы с инфляцией, и вкладывало их в финансирование научно-технического потенциала своих конкурентов, а также безудержно втягивало Россию в долговую кабалу.
Теперь поговорим о ВТО. По информации эксперта, за период с начала текущего года по октябрь темпы роста отечественной экономики обвалились с 4,9% до 2,4%, промышленного производства – с 6,5% до 2%, обрабатывающих производств – с 6,3% до 3,3%, грузооборота транспорта – с 4,2% до 1,5%. А прирост выполненных работ в строительном секторе на 5,3% в первом квартале сменился падением на 5,6% в сентябре. И дальше будет еще хуже – какая там "конкуренция за лидирующие позиции в мире" в рамках ВТО, о которой говорит Медведев.
Ведь еще ни одной стране в мире не удавалось провести структурную перестройку экономики, поднять наукоемкие производства и стимулировать развитие
научно-технического и инновационного потенциала, предварительно раскрыв свои рынки для глобального бизнеса и демонтировав систему государственной поддержки промышленности. А также отказавшись от возможности оказания адресной поддержки несырьевым секторам экономики, от проведения национально ориентированной промышленной, налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики.
Транснациональный капитал ВТО нацелен на подавление конкуренции, создание монополий и финансово-экономическую колонизацию новых рынков, превращая их в рынки сбыта для своей продукции, поставщиков дешевой рабочей силы и сырья. В лучшем случае, речь может идти о создании "отверточных производств", превращении страны в сборочный цех по производству простейших узлов, что позволяет международными промышленным монополиям обходить высокие импортные пошлины, эксплуатировать дешевую рабочую силу и извлекать сверхприбыли за счет масштабных налоговых преференций.
Именно поэтому, несмотря на все разговоры про трансферт производственных и управленческих технологий, с целью которого и затевалось создание "налоговых гаваней" для международных автомобилестроительных гигантов, никакой модернизации отечественной автомобильной промышленности так и не произошло. Даже президент Владимир Путин был вынужден признать, что уровень локализации на совместных автосборочных предприятиях как был на уровне 25-30 % в 2003-2004 годах, так там и остался по сей день. При этом не произошло и обещанного снижения цен на иностранные автомобили российской сборки, а все прибыли от снижения себестоимости производства, льготного налогообложения и дешевой рабочей силы осели в карманах транснациональных корпораций и перекупщиков. Сегодня свыше 70 % продовольствия на прилавках магазинов производится международными ТНК, свыше 85 % рынка фармацевтических товаров и 90 % электроники контролируется транснациональным капиталом.
Некоторые представители власти и руководители госсектора экономики уже начинают осознавать глубину и масштабы пропасти, на грани которой стоит отечественная экономика, и неизбежность ее падения, если в кратчайшие сроки не произойдет радикальной смены всей проводимой в стране макроэкономической политики. Но, к сожалению, содержательной дискуссии по всем этим проблемам пока не видно.
Комментарии
ЦБ, это частный банк контролируемый из-за рубежа, по сути финансовый агент ФРС США на территории колониальной страны России.
http://www.chitalnya.ru/users/grino/
Чтобы дело пошло, необходимо изгнание этих людей и заменой их на тех, "кто знает и умеет".
P.S. По-любом, как ни крути, но смена падения ростом, это революция.
Самая главная проблема - в неспособности диктатора понять как не дать промышленности исчезнуть окончательно. Ему можно дать сотни советов, но решение всегда принимает только ОН - диктатор наш.
А всем понятно, что Он не гений, и вообще гениев диктаторов не бывает. Гениальна только демократия.