Путин велел рожать третьего!

Директор Института демографических исследований Игорь Белобородов считает, что при кризисной модели семьи это вряд ли получится. - Сегодняшнее послание примечательно тем, что в нем была, наконец, обозначена некая целевая модель развития, выраженная в виде семьи с тремя детьми, уверен Игорь Белобородов.

- У нас и раньше были неплохие предложения в демографической сфере, но не было конкретики, не было желаемого образа «объекта управления» - поэтому и не наблюдалось и особого эффекта... Сегодня же определен и озвучен «эталон и государственный приоритет».

Также мне нравится концепция селективности миграции - ориентирование на Белоруссию и Казахстан (касательно сохранения въезда в Россию жителям этих стран по их внутренним паспортам)мне отчасти напоминает эдакую реанимацию идеи европейской интеграции, что в наших условиях абсолютно верно. Это, кстати, и своеобразный невысказанный призыв или намек Украине и Молдове. В этих странах проживает огромное количество людей, со схожим с нашим воспитанием и жизненной позицией, которые для России более интересны, чем нынешние массовые мигранты, не имеющие ни образования, ни знания русского языка.

Однако к демографической политике есть и немало претензий. Например, можно поспорить о целесообразности столь существенного преобладания материально-ориентированного подхода к повышению рождаемости. Детей, как известно, «купить нельзя». Материнский капитал, а также всевозможные нынешние и будущие дотации и пособия — это, безусловно, хорошо, но вовсе не обязательно, что они повысят нам рождаемость! Тем более, что сегодня самые богатые европейские страны — это страны как раз с самой низкой рождаемостью.

Сегодня у нас преобладает «кризисная форма семьи»... Большинство разводов сегодня приходятся на первые 5 лет брака — семьи часто не доживают даже до такого самого первого «юбилея»... Пресловутая проблема абортов также сейчас очень остра, и хотя в любом обсуждении этого вопроса все глохнет за визгами либеральной общественности, с ним реально нужно что-то делать!

Причем, тут, как порой бывает, чем проще и ненавязчивее меры — тем эффективнее! Например, по опыту США, огромный эффект дает демонстрация маме фотографии её эмбриона с УЗИ — это позволяет на 70% снизить число абортов!

Нет никакого ответа на проблему гражданских браков, которые часто не способствуют деторождению, а если до этого дело и доходит, то позже, чем это биологически оптимально — то есть, гражданские браки существенно повышают детородный возраст, что плохо. Проблема беспорядочных половых связей, как бы она банально и затасканно не звучала, также очень существенна (ну тут, можно сказать, что она упомянута в «Послании» - в виде слов президента о «безответственном отношении общества к вопросам здорового образа жизни»).

Еще один момент, который явно не способствует росту населения, - это, как ни странно, развитие ювенальных технологий! С одной стороны нам предлагают укреплять семьи и рожать, а с другой - усиливается так называемая «защита детей», при которой ребенка могут отнять у семьи, образно выражаясь, за то, что в холодильнике недостаточно продуктов или за то, что родители повысили на него голос. Это, в первую очередь, деятельность Павла Астахова, который в Совете Федерации активно продвигает целый набор различных драконовских репрессивных мер мер по отношению к «неблагополучным» родителям в рамках своей стратегии по защите прав детей — мне странно, как власти вообще одобряют такие предложения!

Ну а подытожить можно сожалением об отсутствии общей слаженности и единодушия в правящей группировке по демографическому вопросу — это сильно осложняет принятие общей глобальной и взаимосвязанной демографической концепции развития страны, которая нам очень нужна!