А кто у нас по правам животных?

На модерации Отложенный

В России нет закона о защите животных, а значит, с ними можно сделать все, что угодно. И самая страшная ситуация — в мегаполисах. Известные артисты написали письмо мэру Москвы.


В Интернете скандал. Люди сообщают о случаях отстрела бездомных собак. Из дворов начали пропадать прикормленные барбосы, а домашние любимцы возвращаются с прогулки покалеченными. 15 января 2010 года несколько актеров написали Ю.М. Лужкову «Открытое письмо в защиту бездомных животных города Москвы»…

В письме говорится: «5 января 2010 г. в районе Хорошево-Мневники была устроена бойня — неустановленный преступник-живодер, возомнивший себя героем и народным мстителем, хладнокровно и профессионально отстреливал бездомных собак. К нашему общему горю, подобные происшествия случаются в Москве регулярно, становятся нормой! Вместо того чтобы спасать бездомных животных, их жестоко, беззаконно и безнаказанно (!) убивают убийцы животных, скрывая свои имена, цинично хвалятся «победами» в интернет-пространстве: демонстрируют фотографии жертв, делятся опытом, обмениваются планами, координируют новые карательные акции. Страшно, ведь все мы ходим с этими человекозверями по одним улицам!

Мы обращаемся к руководству города, к руководству столичной милиции, ко всем людям доброй воли с одним призывом: люди, не дайте злу торжествовать ни на городских улицах, ни в наших душах! Помните, что все безнадзорные животные в городе появились по нашей с вами вине. Им необходимо помогать, а не вести их истребление! Для недопущения эскалации насилия в отношении безнадзорных животных, а также для решения проблем, связанных с их проживанием на территории столицы, предлагаем ввести должность уполномоченного по правам животных в Москве.

Готовы всемерно содействовать в этом сейчас и в будущем». Письмо подписали Валентин Гафт, Елена Камбурова, Андрей Макаревич, Инна Чурикова, Сергей Юрский.

Отстреливать бесхозных животных в Москве запрещено. По официальной версии, их ловят и увозят в приюты, где они содержатся пожизненно. Чтобы организовать такую «чистку», надо написать заявку в ДЭЗ. Отстрелом же занимается «частный», а значит, нелегальный отлов. Зоозащитник Андрей Павлов рассказал «Новой» о том, что живодеры в лучшем случае пользуются препаратом дитилин, который мучительно убивает животное в течение нескольких минут. В худшем случае — продают собак на мясо или мыло. «Душегубы» работают за наличные, они не отчитываются перед налоговой, их никто не контролирует, — говорит Андрей. — Официальный отлов тоже вещь довольно странная — всех собак запихивают в муниципальные приюты (их всего 11, и все переполнены). На место увезенных сразу приходят новые собаки, плодятся, приносят болезни и пр. Единственный способ решить проблему дворняг — стерилизовать и возвращать на место. Собаки не будут размножаться и станут охранять свою территорию от чужаков, например, лис, мышей и крыс, других собак. Если начать массовое убийство городских бродяг, в ответ они начнут активнее размножаться. Отлов провоцирует агрессию, так как животное чувствует опасность и начинает защищаться».

На форуме сайта «Пес и кот» (http://pesikot.org/forum/) постоянно появляются объявления о пропаже дворовых животных. На одном из крупнейших сайтов помощи животным http://www.claws.ru подобных историй десятки: «Три дня назад в домашнюю собаку стреляли (в р-не Коломенской, ул. Затонная). Кто стрелял, никто не видел, это было поздно вечером. Люди услышали надрывающий крик собаки и увидели, что собака лежит вся в крови и не может двигаться. У этой собаки есть хозяйка, она инвалид и выпускала пса гулять одного. Пес сейчас дома, у него парализованы задние лапы, может, еще есть какие-то повреждения, но поскольку у хозяйки нет денег, она его не возила в клинику. У нее даже нет денег на усыпление».

«Мне звонят и жалуются каждый день, — говорит модератор сайта Светлана, — мы не успеваем помогать всем. У нас нет никаких специализированных организаций, ни службы поиска, ни службы спасения животных, ни одной ветклиники, которая бы помогала дворнягам бесплатно. Они даже скидки не делают. Операция может обойтись в 20 тысяч, где взять такие деньги на бездомное животное? Бесплатно врач даже не будет осматривать собаку».

До сих пор четвероногих (а также пернатых и чешуйчатых) в нашей стране защищала только одна статья — 245 УК «Жестокое обращение с животными». Эта малоприменяемая и малоэффективная статья грозит живодеру штрафом или исправительными работами. Много лет (с 2000 года) лежит без движения закон о защите животных, который прошел все три чтения в Госдуме и был одобрен Советом Федерации, но был «забракован» президентствующим на тот момент Владимиром Путиным. Провалилась московская программа стерилизации, введенная в 2002-м. Безвозвратный отлов и помещение собак в приюты не принесли ощутимых результатов: приюты забиты до отказа, а на улицах по-прежнему полно дворняг. Сегодня власти решили вернуться к старым методам — «убийству»: 12 ноября 2009 года правительством Москвы был разослан на согласование в префектуры и Ветеринарный комитет города новый регламент, в котором ветеринарным врачам столичных приютов предлагается осуществлять выбраковку вновь поступивших животных в течение первых трех дней. Больных, старых, агрессивных собак, а также щенков предложено умерщвлять и утилизировать.



Многие собачники и защитники животных категорически против принятия регламента. Главным образом потому, что положение дел в большинстве столичных приютов катастрофическое. Елена, волонтер одного из московских приютов, рассказала «Новой»: «Волонтеров всеми силами пытаются не подпускать к приютам. Чтобы получить возможность ухаживать за собаками один-два раза в неделю, надо принести огромное число справок, в том числе из психдиспансера. Кормить запрещают (причем еду покупаем мы сами, экономя бюджетные деньги), запрещают фотографировать собак. За это сразу выгоняют. Мы не имеем возможности найти собакам хозяев, так как людей на территорию пускают редко, по одному человеку. Приюты переполнены. Собаки сидят кучами в клетках. Более сильные часто отбирают корм у более слабых и те напоминают скелеты. Зимой животные мерзнут, у них нет теплых поилок, а в мисках вода замерзает, и собаки страдают от жажды».

Конечно, не все приюты в городе — фабрики смерти для животных. Хорошую репутацию долгие годы имеет сеть приютов «Бим», где каждая собака учитывается, тщательно отбираются работники, ведется активный поиск хозяев.

Весной 2009 года «Новая» вместе с актерами театра и кино, а также зоозащитниками проверили приют «Мир животных» в ВАО. Тогда никаких претензий (кроме пожизненного содержания) не предъявили.

«Работа в приюте «Мир животных» ведется, как и раньше. Проблем никаких нет. Собаки живут, получают горячее питание. Из бюджета выделены средства на 2010 год, — рассказывает Ахмет Шарафетдинов, заместитель префекта ВАО. — Количество животных увеличилось, так как нам пришлось взять собак, привезенных из ЮВАО. Там была проблема с бешенством: обнаружили бешеную собаку, которая покусала больше десятка человек. Новый регламент о выбраковке собак в приютах не должен никого напугать. Если есть больное, агрессивное животное или животное, которое смертельно ранено и мучается (например, собака, попавшая под машину), то применять эвтаназию было бы разумно. Таких животных немного, но они есть. Ни в коем случае эта выбраковка не будет носить массовый характер и будет тщательно контролироваться. Контроль осуществляет и Департамент ЖКХ, и префектуры, и общественные организации. К нам постоянно приезжают журналисты, если есть желание посмотреть приют — милости просим».

Ирина Новожилова, президент Центра защиты прав животных «Вита»: «Наша позиция по поводу бездомных животных не отличается от позиции иностранных организаций (мы входим в состав Всемирной организации защиты животных, которая имеет 160 отделений в мире). Проблема бездомных животных возникает в тех странах, где государство не берет под контроль их разведение. Например, в России. А взять под контроль можно с помощью экономических рычагов. Скажем, на Западе, если люди берут собак и кошек из приютов, они освобождаются от налогов, если они берут и не стерилизуют животных, то платят налоги, если они разводят питомцев — тогда налоги возрастают. А у нас разведение — сфера теневая, неконтролируемая. Разводит кто угодно и кого угодно. В первую очередь надо стерилизовать домашних питомцев. По нашим данным, за 6 лет пара кошек может произвести на свет 420 тыс котят, пара собак — 67 тыс щенков. Где взять столько приютов? Если не стерилизовать, придется убивать.

Но решать проблему так, как предлагают чиновники, — нерезультативно. Если бы в 2000 году был принят федеральный закон о защите животных, мы значительно продвинулись бы в решении проблемы бездомных собак и кошек. В законе заложен механизм ограничения разведения животных. Это очень не понравилось заводчикам, и они сильно постарались, чтобы развалить закон. 21 марта 2008 года закон вообще был снят с повестки дня. 1 октября 2002 года вступило постановление Лужкова о запрете убийства бездомных животных. Программа сразу стала буксовать, так как не были подготовлены условия для реализации программы. Когда собак стали отлавливать и стерилизовать (а значит, их надо держать на карантине минимум 10 дней), оказалось, что всех их просто некуда деть. Ловцы работали недобросовестно: ловили в одном месте и отпускали в другом, травили собак, поступало много жалоб от жителей.

Второй промах «собачьей политики» — пожизненное содержание собак и кошек в приютах. Это ненормально. Например, в Лондоне, приютские животные активно пиарятся, привлекаются звезды, поэтому у них собаки надолго не задерживаются. Люди разбирают животных. К нашим приютам не подпускают даже потенциальных хозяев.

Приюты бесполезны, если разведение не перекрыто. У нас этого не понимают. Запланировали на 2010 год построить приютов на 36 тыс особей. Такого нет нигде в мире. Это приведет к гибели животных, при подобной скученности начнется мор, эпидемии, контролировать столько зверей будет крайне сложно. Закон должен касаться 5 сфер использования животных — сельское хозяйство, пушное звероводство, опыты на животных, индустрия развлечений (цирки, охота, рыбалка, бои, реклама, кино, зоопарк) и животные-компаньоны. Например, у нас вообще не регламентируется разведение бойцовых собак. Мода на них давно прошла, и многие псины оказались на улице. Такую собаку в приют просто так не возьмешь. Пристроить в дом тоже нереально. Решение вопроса — в принятии федерального закона».