Страсбург разрешил глумиться над Россией
На модерации
Отложенный
По-своему решил отметить Европейский суд по правам человека (это который в Страсбурге) почти позабытую, но очень гнусную историю со скандальной выставкой «Осторожно, религия!».
Напомним, что в далеком уже 2003 году небезызвестный Музей имени Сахарова открыл 14 января антирелигиозную выставку «Осторожно, религия!». Вообще-то, «выставкой» творившуюся гнусь мог бы назвать только кто-нибудь из извращенцев, ее организаторов, участников. Или защитников. Но ничего уж не поделаешь - во все последующих материалах это безобразие фигурирует как «выставка».
Свои «работы» представляли тогда 40 художников из России, с Кубы, из США, Японии, Грузии и Армении, в том числе «мастера эпатажа» Александр Косолапов, а также Олег Кулик, Владислав Мамышев-Монро и Авдей Тер-Оганьян. Некоторые из перечисленных и впрямь были подлинными «мастерами жанра».
Например, Тер-Оганьян, именующий себя ««художественным руководителем галереи «Вперед», еще в 1998 году, в день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, на выставке работ современных художников в Манеже устроил рубку топором православных икон. Этот «перформанс» он проводил под стендом с иконами и объявлением: «Прекрасный материал для богохульства - Спас Вседержитель, Владимирская Божия Матерь, Спас Нерукотворный... Осквернение иконы в присутствии заказчика - 50 рублей». Всего на глазах у посетителей были разрублены топором около десяти православных икон. В процессе «представления» Тер-Оганьян заявил, что он «сознательно рубил, подписывал, продавал. Это такая форма надругательства». Гнусность этого происшествия возмутила даже беззубую в таких случаях российскую юстицию - и против Тер-Оганьяна было возбуждено уголовное дело. Так что на «выставку» «Осторожно, религия!» сам он прибыть не мог - отсиживался в Чехии, которая охотно предоставила ему политическое (!) убежище. Но свои «шедевры» для «экспозиции» он прислал.
Небезызвестен в своих кругах был и господин Кулик - организовал пародию на мистический ритуал, показанный по телевидению: свинью с надписью «Россия» публично закололи, разделали на куски, которые раздали присутствующим. Он же в свое время был автором одного «перформанса» под названием «Заглянуть вглубь матушки-России», в ходе которого он заглядывал под хвост корове. Последнее действо Кулик провез по всей Европе, не преминув показать его также по российскому телевидению. В данном случае хрен с ним, Куликом,- но каковы были нравы на российском телевидении в «свободные 90-е»!
Под стать им были и другие участники «выставки». Среди экспонатов были репродукция «Тайной вечери» с зеркалом вместо головы Христа (любой посетитель выставки мог представить себя в роли Спасителя), икона во весь рост с прорезью на месте лика (туда желающие могли вставить свое лицо). В числе прочего были представлены заповеди с номерами выше десятого, обнаженная женщина на кресте и Иисус Христос на рекламе популярного безалкогольного напитка «Кока-кола» с надписью на английском языке «This is my blood» («Это моя кровь»).
Художники, заявившие себя «концептуалистами», предусмотрительно пытались объяснить общественности идею экспозиции. По их словам, название выставки передает, оказывается, отчетливую двойственность ее замысла: это и призыв к бережному, деликатному, уважительному отношению к религии, вере, верующим людям, и знак «Внимание, опасность!» - когда дело касается религиозного фундаментализма, сращения религии с государством, мракобесия. Впрочем, одна из участниц выставки, О.Саркисян, все же признала, что «подобные жесты могут показаться кому-то кощунственными». Ну надо же!
Итак, по замыслу ее инициаторов, «выставка» должна была продолжаться до 9 февраля. Но все же хоть у кого-то из наших сограждан осталась совесть в душе, и 18 января «выставка» была пресечена. И «демократические», и вполне, казалось бы, нейтральные СМИ охарактеризовали дальнейшее произошедшее как «погром»! А случилось вот что.
Через четыре дня после открытия выставки, 18 января 2003 года, примерно в 13.30 шестеро православных верующих (Гарбузов Григорий Борисович, Зякин Анатолий Васильевич, Кульберг Алексей Сергеевич, Люкшин Михаил Александрович, Смахтин Николай Вадимович, Сергеев Владимир Сергеевич) вошли в помещение выставки и разгромили ее, а особо возмутившие их экспонаты залили краской. Увидев «погром», смотритель музея Л.Г.Холина закрыла входную дверь, чтобы его участники не смогли скрыться, и вызвала милицию. Выехавшие на место происшествия усиленные наряды милиции задержали «погромщиков». В ходе предварительного расследования задержанные заявили, что относят себя к верующим и своими действиями выразили возмущение проводимой выставкой. По факту происшедшего было возбуждено уголовное дело по статье ст. 213 ч. 2 п. «а» («Хулиганство»), а с задержанных была взята подписка о невыезде.
Ввиду значительных повреждений представленных на выставке «картин» дирекция музея решила досрочно закрыть ее, несмотря на то что сами авторы представленных работ предлагали продлить работу экспозиции, чтобы все могли увидеть «вандализм в действии».
Прокуратура Центрального административного округа Москвы предъявила двоим «погромщикам» (Михаилу Люкшину и Анатолию Зякину) обвинение в хулиганстве. Однако они не усмотрели в своих действиях состава преступления и в начале августа 2003 года обратились в Замоскворецкий межмуниципальный суд с жалобой на действия следователя прокуратуры Николая Фролова, считая незаконным возбуждение в отношении них уголовного дела и предъявление обвинения. В результате уже в том же месяце Замоскворецкий суд прекратил дело, не найдя в действиях обвиняемых вменявшегося им хулиганства. Напротив, в феврале 2004 года Мосгорпрокуратура возбудила дело о разжигании религиозной розни против организаторов выставки.
Процесс против директора музея и общественного центра имени Сахарова Ю.В.Самодурова, руководителя выставочной группы Л.В.Василовской и художницы А.А.Михальчук начался в середине июня 2004 года. Защита сочла доводы обвинения неконкретными, после чего судья вынесла постановление о возврате дела в прокуратуру. Вскоре дело вернулось в суд, хотя защита с самого начала была уверена в том, что состава преступления вообще нет. Но гособвинитель опротестовала это решение, вернула дело в Таганский суд, и в начале ноября 2004 года слушания возобновились.
Гособвинитель по делу устроителей выставки Кира Гудим просила суд приговорить Самодурова к трем годам лишения свободы в колонии-поселении, Василовскую - к двум годам лишения свободы в колонии-поселении и Анну Михальчук - также к двум годам лишения свободы, но также просила освободить от отбывания наказания Анну Михальчук за истечением срока давности.
28 марта 2005 года федеральный судья Владимир Прощенко вынес приговор, признав Самодурова и Василовскую виновными в разжигании религиозной вражды (по статье 282 УК «Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды»). Суд приговорил их к штрафу в сто тысяч рублей с каждого. Анну Михальчук суд оправдал, не найдя в ее действиях состава преступления.
Стоит отметить, что хотя надругательствам на упомянутой «выставке» было подвергнуто в основном христианство, солидарность с православными гражданами высказали и представители других конфессий.
В «Открытом заявлении» ЦДУМР была выражена поддержка православным согражданам: «Центральное духовное управление мусульман России считает особенно чудовищным то, что люди, организовавшие или защищавшие агрессивную и издевательскую выставку «Осторожно, религия!»,- С.А.Ковалёв, Л.А.Пономарёв, Ю.Самодуров и пр.- смеют называть себя правозащитниками! Эти политиканы, только прикрывающиеся лозунгами защиты прав человека, по нашему глубокому убеждению, несут зло».
Со своей стороны, «Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России уже не раз выражал свою отрицательную позицию по поводу провокационных выставок ... в организации и проведении которых принимали участие отдельные лица еврейской национальности... Такие лица не представляют еврейский народ, ... они практически полностью оторвались не только от своей родной культуры, включая корпус ценностных нравственных правил иудаизма, но они оторвались и от реальности, пребывая своим сознанием в мире фантасмагорического запала перманентной непримиримой войны», заявил председатель КЕРООР раввин Зиновий Коган.
С другой стороны, штраф в 200 тысяч рублей за Самодурова и Василовскую уплатила политическая партия «Союз правых сил». Точнее, один из ее руководителей Леонид Гозман, который в то же время являлся заместителем Анатолия Чубайса в РАО ЕЭС. Так что, возможно, уплаченные рубли могли быть и толикой средств, полученных при акционировании, скажем, Саяно-Шушенской ГЭС. Это было бы очень символично.
Дело, однако, на этом не закончилось. Самодуров и Василовская с приговором не согласились и подали кассационную жалобу в вышестоящую инстанцию. 5 июля 2007 года Мосгорсуд оставил в силе обвинительный приговор Таганского суда и отказал в удовлетворении кассационных жалоб адвокатам подсудимых, которые просили отменить обвинительный приговор и прекратить дело за отсутствием состава преступления в действиях работников музея. По окончании заседания адвокат Василовской А.Ставицкая заявила, что решение Мосгорсуда было ожидаемым и «говорит о том, что теперь любое произведение искусства каждый должен понимать одинаково, и картины вызывать одни и те же эмоции, не должно быть оснований для раздумий», и теперь они намерены обратиться в Страсбург, что они затем и сделали.
И, разумеется, Страсбург откликнулся! Европейский суд по правам человека, как уже неоднократно отмечал КМ.RU, всегда готов встать на защиту российских сайентологов и прочих сомнительных сект. Обязать Россию выплатить компенсации родственникам пропавших без вести «мирных чеченцев» вроде бригадного генерала и председателя масхадовского парламента Алихаджиева и нескольких ему подобных. Или заплатить России за «моральные страдания» молдавскому террористу Илашку, которого только вмешательство российских властей уберегло от заслуженного им расстрела за убийства приднестровцев.
Так что, разумеется, Страсбургский суд затребовал от правительства России до 13 апреля предоставить ему доказательства, что почтенным господам Самодурову и Василовской «была обеспечена реализация права на свободное выражение мнения, которое защищено ст.10 Конвенции о правах человека».
Комментарии
Струсбургский суд, как я понял, пока лишь задал российской стороне вопросы, на которые та должна ответить до 13 апреля сего года.