МВД будет сокращено и демилитаризовано

На модерации Отложенный

Министерство внутренних дел России вступает в полосу радикальных реформ, итогом которых может стать демилитаризация ведомства.

Над органами внутренних дел нависла реформа, которую чаще называют усовершенствованием. Суть последних инициатив, которые уже обрели законодательную обеспечение, состоит в том, что состав и численность сотрудников милиции общественной безопасности, порядок создания, реорганизация и ликвидация ее подразделений определяются правительством РФ. Об этом говорится в Указе президента РФ, подписанном в конце 2009 года.

В указе поручается правительству РФ рассмотреть вопрос «об увеличении бюджетных ассигнований, направляемых на дополнительное денежное стимулирование сотрудников органов внутренних дел, в том числе за счет средств, высвобождаемых в результате сокращения их штатной численности, и до 1 января 2011 года представить предложения по реформированию системы денежного довольствия сотрудников указанных органов».

Президент потребовал также от правительства в двухмесячный срок внести изменения в законодательные акты РФ, предусматривающие оптимизацию структуры и состава органов внутренних дел РФ, а также освобождение милиции от не свойственных ей функций. Обсуждается также возможность прихода в структуру МВД гражданских лиц.

Милицейская тема привлекла внимание в том числе из-за проблем, которые есть в правоохранительных органах. Как отмечает председатель Совета Федерации Сергей Миронов, ссылаясь на данные самого МВД, в 2009 году преступления совершили более 6,5 тыс. милиционеров. Причем многие преступления, отметил спикер Совета Федерации, «носят резонансный характер». Председатель Совета Федерации Сергей Миронов считает, что нынешние полномочия милиции избыточными, включающими такие, «которые напрямую не относятся к охране правопорядка, будь то контроль за миграцией, будь то осмотр автотранспорта, выдача и обмен паспортов».

Вместе с тем Сергей Миронов отметил самоотверженность, проявляемую на службе многими сотрудниками МВД, обратив внимание на их собственную недостаточную социальную защищенность.

Анатолий Кучерена, адвокат, член Общественной палаты РФ

Рассчитывать, что сократив на 20% органы внутренних дел, тем самым мы наведём порядок – это не так. Мы видим этот ресурс и в системе МВД, который сегодня, как нам представляется, не совсем плодотворно используется.

Сегодня нам надо убеждать работников правоохранительных органов, руководителей подразделений на местах в субъектах РФ, что им надо перестать сидеть в собственных кабинетах, что они должны принимать не только по расписанию, в приёмные часы, но они должны встречаться с населением, общественностью, общаться и обсуждать те проблемы, которые существуют в конкретно взятом регионе.



Если этого не произойдёт, то мы можем реформировать, можем принимать любые законы, которые будут направлены на улучшение работы, но ситуация не изменится. Поэтому наша главная задача – использовать тот ресурс, который есть. Мы эту тему обсуждали в том числе и с министром внутренних дел перед Новым годом.

Что касается оптимизации структур, то, если мы говорим об обеспечении правопорядка в органах внутренних дел, мы согласны с тем, что милиция не может заниматься конвоированием подозреваемых, обвиняемых и административно привлекаемых в судебные учреждения, этим должны заниматься судебные приставы-исполнители – те структуры, которые должны заниматься обеспечением деятельности наших судов. А сегодня достаточно много сотрудников милиции занимаются несвойственными им функциями.

Есть ряд других важных направлений, которые мы, в ходе работы по тем предложениям, которые поступают, будем обсуждать и с депутатами Госдумы, и с министерством внутренних дел.

Генри Резник, адвокат, член Общественной палаты РФ

Кризис в органах внутренних дел, без сомнения, есть. Но он появился не сегодня. Лучшим ответом на это являются те дела, которые всё больше и больше проходят в Европейском суде. В своё время, когда Сергей Степашин был министром внутренних дел, он открыто признался наблюдателям ОБСЕ, что у нас пыточное следствие.

Известна, например, перманентная практика укрытия преступлений, хамство по отношению к людям. Это достаточно распространённые явления. Но с учётом ситуации, в том числе и материального обеспечения, эта система просто-напросто не может быть лучше. Сейчас те оклады, которые имеются у рядовых милиционеров – это, я считаю, просто оскорбительно. Такая система обречена на то, чтобы туда приходили определённые люди, не слишком достойные, и вели себя не в соответствии с теми высокими требованиями, которые предъявляются.

К вопросу о том, сколько среди милиционеров людей не в своём уме. Мне представляется, здесь нет достаточно чётких критериев. А эти срывы… Вы знаете, есть такое понятие «фрустрация». Оно возникает в виде некой компенсации на определённые виды деятельности либо с монотонным трудом, либо с перегрузками, постоянными стрессовыми ситуациями. Безусловно, что работа полицейского связана с большими психологическими перегрузками, поэтому необходима релаксация, определённые социальные меры и внимание к людям, которые стоят на страже людей, и сама работа которых включает в себя необходимость идти под пули. Эта общая ситуация, условия деятельности, конечно, могут приводить к такого рода срывам.