Либерализация народного достояния

На модерации Отложенный

Либерализация рынка и приватизационные процессы - вопрос для нашей страны традиционно болезненный. Запущенные в действие механизмы 90-х годов до сих пор многие вспоминают незаслуженно негативно. Хотя случаи выхода крупных рыночных отраслей из-под государственной опеки, которые произошли в последние десять лет, были позитивны. Взять хотя бы страховой рынок в 2002-м; или газовиков, которые стали постепенно выходить в свободное плавание в 2010-м. По-моему вполне ок.

Впрочем, все это было единичными примерами. Говорить о годной масштабной либерализации можно сегодня, когда из-под тотального государственного контроля стали выходить крупнейшие отраслевые игроки. Как известно, во время официальной встречи гендиректора «Ростехнологий» Чемезова и президента Путина на ЦНИИ «Циклон» 18 мая последний поручил в течение месяца проработать вопрос о приватизации активов госкорпорации. Заметьте: госкорпорации, которую сам же учредил еще в 2007 году. Внезапно.

Безусловно, заявление бурной радости у народа не вызвало. Хотя нет, вызвало, конечно, но только от противного: появился еще один повод упрекнуть действующую власть, на этот раз - в разбазаривании национальных экономических достояний страны. К тому же, из более чем 600 предприятий, принадлежащих «Ростехнологям», 330 входят в ОПК, а сам Путин двумя неделями ранее пообещал этот сектор не приватизировать.

Вообще-то ругать правительство есть за что. И поводов для этого оно дает немало. Но вот конкретно эта мера вызвала у меня прилив оптимизма. Во-первых, речь идет все же о предприятиях гражданских, о чем лично Чемезов говорил в прошлом году.

Во-вторых, это естественные процессы. Нет хороших родителей, с легким сердцем отпускающих детей во взрослую жизнь. Да и сами дети не торопятся вылезать из-под их крыла. Так, выходят погулять, но возвращаются за домашней едой и карманными деньгами. Однако отпускать нужно - все от этого только выигрывают. Родители получают возможность заняться другими важными делами, а дети набираются мудрости и жизненного опыта, становятся самодостаточными. По себе знаю.

В экономике происходит аналогичное. Только вместо родителей - государство, а вместо детей - его предприятия. В нашем же случае родитель оказался слишком заботливым, «передержав» своих деток, продолжая кормить их с ложечки слишком долго. Да и те не возражали, по понятным причинам.

Показательный пример: тот же «ростеховский» «Автоваз».

Сегодня он привлекает к себе внимания больше, чем все остальные предприятия «Ростехнологий» вместе взятые. Оно и не удивительно, на фоне даже не слухов, а уже подтвержденной информации о том, что до конца текущего года концерт Renault-Nissan доведет свою долю в «Автовазе» до 75%.

Тут, кстати, недовольные мигом забыли, что еще вчера называли волжский автозавод предприятием по производству «капсул смерти», и заговорили о передаче «великого советского наследия» в руки иностранцам. Соглашусь, к 2005 году это был действительно морально устаревший пережиток прошлого, который умудрялся осуществлять неплохие продажи во многом благодаря дешевизне выпускаемых автомобилей. Единственным способом выхода из этой ситуации было привлечение стратегического партнера. Что «Ростехнологии» и сделали. Одобрям-с!

Продажа акций завода французскому концерну привела к позитивным последствиям. Стал обновляться модельный ряд - на конвейер встали сразу два новых автомобиля - Granta и Largus. Выросла прибыль (в прошлом году она составила 6,7 млрд рубелей, а ведь 2008 и 2009 годы завод работал себе же в убыток. Сократился все возраставший долг - c 63 млрд рублей в 2010-м до 46 млрд рублей в 2011-м.

Что же касается опасений по поводу доминирующего присутствия на «Автовазе» французов, то они порядком преувеличены. Даже получив контроль над автозаводом, руководство альянса не тронет его верхушку - весь топ-менеджмент, в том числе и гендиректор, останутся русскими. Конечно, Renault-Nissan будет активно использовать вазовские конвейеры для производства своих автомобилей, но не станет притеснять отечественные «Лады». Он это гарантирует.

Сам главный исполнительный директор альянса Карлос Гон уверяет, что серьезных изменений в политике предприятия ожидать не стоит. Вроде не гонит. Разве что качество повысится на несколько порядков, потому что, в обмен на наши конвейеры, французы и японцы поделятся своими технологиями. И лично будут отслеживать производство отечественных автомобилей, а также обучать работников «Автоваза» правильно держать гаечные ключи и отвертки. Специально для этих целей создается Alliance quality academy.

Так что не так уж и страшна приватизация, как ее малюют. Как по мне, уж сколько мы не ругали нынешнюю власть, но шаги в этом направлении имхо она делает верные. Согласны?

Кино Форсаж 6