Как назначают губернаторов
На модерации
Отложенный
В последних назначениях губернаторов эксперты не заметили радикальных изменений в кадровой политике центра
В 2010 году в России будут переназначены сразу около тридцати губернаторов. Такая массовость вызвана переменами в процедуре назначения руководителей субъектов Федерации, наступившими в 2005-м, в связи с чем в этом и следующем году сроки полномочий истекают у многих глав регионов. За последние две недели президент решил вопрос переназначений уже в шести субъектах.
Началу этого процесса предшествовали рассуждения различных наблюдателей о том, что Кремлем якобы взят курс на радикальную замену губернаторского корпуса. Однако пока что опрошенные «Новой» эксперты сходятся в другом: радикальное обновление региональных элит как раз и не просматривается, а в каждом конкретном случае решения принимаются по индивидуальным соображениям и оттягиваются до последнего момента.
Президент, например, долго тянул с решением вопроса о руководителе Курганской области. Полномочия Олега Богомолова, возглавляющего этот регион с 1996 года и за это время ничем особо не отличившегося, заканчивались 29 декабря. Медведев предложил их продлить только 25 декабря, нарушив установленные временные рамки (он должен был сделать это не позднее, чем за 30 дней до истечения срока полномочий действующего главы региона). Не подтвердились слухи о том, что место Богомолова может занять кто-то из депутатов Госдумы, также присутствовавших в списке кандидатов (Игорь Баринов или Вячеслав Тимченко). Судя по последовавшим заявлениям в СМИ самих фигурантов списка, слабая и проблемная Курганская область не представляла для этих единороссов большого интереса.
В канун Нового года, 29 декабря, президент предложил остаться на своем месте и руководителю Республики Марий Эл Леониду Маркелову, именно в этом регионе 11 октября прошли одни из самых скандальных выборов. По мнению исполнительного директора независимой ассоциации «Голос» Лилии Шибановой, таким образом федеральным центром был дан сигнал, что нарушения на выборах вовсе не приводят к смене руководителя региона. Шибанова привела в пример и недавнее переназначение астраханского губернатора Александра Жилкина (о «криминальных» выборах мэра Астрахани «Новая» неоднократно писала в минувшем году).
Впрочем, Медведев оставил на местах и других скандально известных руководителей регионов. Так, из четырех последних губернаторских назначений, пришедшихся уже на рождественские праздники, кресла руководителей регионов сохранили за собой двое — глава Республики Алтай Александр Бердников и губернатор Приморья Сергей Дарькин.
Между тем считалось, что шансы на переназначение «нерейтингового» Бердникова сильно подпортила история с вертолетной охотой на архаров, когда в результате аварии погибли несколько человек, включая полпреда президента РФ в Госдуме Александра Косопкина. Но возможно, в его переназначении сыграли роль предстоящие 14 марта выборы в региональный парламент. «Бердников там крайне не популярен, если его не переназначат, выборы на Алтае, где сильна оппозиция, могут стать непредсказуемыми», — считает руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев. Кроме того, предстоит объединение Республики Алтай с Алтайским краем, и фигура Бердникова с несколько подмоченной репутацией, а значит, и сильно зависящего от поддержки центра, видимо, представляется удобной для спокойного и предсказуемого проведения операции по объединению.
Что касается куда более одиозной фигуры Дарькина, то о его прежних, а возможно, и нынешних связях с организованной преступностью поговаривали на протяжении двух сроков его губернаторства. Тем не менее он был переназначен. Одни наблюдатели считают, что центр не хочет рисковать со сменой краевого начальства накануне форума АТЭС, а также перед лицом непрекращающегося недовольства дальневосточных граждан «антиправорульной» политикой – сейчас-то ситуация худо-бедно под контролем. Другие намекают, что губернатор много «занес» и по правильному адресу.
А вот поменяли губернаторов как раз в так называемых «спокойных» регионах. Долгожителя коммуниста Николая Максюту в Волгоградской области сменил вице-губернатор Анатолий Бровко, находившийся в «первой сотне» президентского резерва управленческих кадров. А Владимира Торлопова, главу Республики Коми, где год назад на пожаре в доме престарелых погибли 23 старика, — его первый заместитель Вячеслав Гайзер.
По мнению директора Международного института политической экспертизы Евгения Минченко, набор таких выводимых экспертным путем формальных критериев, как устойчивая ситуация в регионе, популярность, а также некоторые заявления президента, по всей видимости, оказываются не важны.
Соответственно, не работают и так называемые «рейтинги выживаемости» губернаторов, составляемые на основе этих критериев. При назначении губернатора ключевую роль играют в первую очередь личность действующего руководителя региона, баланс сил в самом регионе и структура договоренностей между руководителем и федеральным центром (причем как администрацией президента, так и Белым домом). «Бердников должен был уйти в отставку по всем формальным и неформальным критериям. Остался. Богомолов — губернатор с начала 90-х годов, и чего он добился? Ничего. Если сравнивать Торлопова и Богомолова, то, на мой взгляд, Торлопов выглядел не хуже, однако решение было принято иное», — говорит Минченко.
По словам замдиректора Института социальных систем Дмитрия Бадовского, свою роль в переназначениях играют договоренности в тандеме о том, что решения необходимо согласовывать. «Даже заявление Медведева, что губернаторы не должны работать больше трех сроков, сделано с оговорками», — замечает он. По его мнению, настоящие признаки опасности для действующего губернатора можно заметить только в готовом списке кандидатов, предложенных президенту. Губернатор под ударом, если в списке присутствуют представители федеральной элиты с региональными корнями или из кадрового резерва президента, преимущественно из первой сотни. «Есть желание показать, что кадровый резерв не просто так, что из него будут выбирать на высокие должности», — считает Бадовский.
Минченко, в свою очередь, отмечает ставку на местные кадры: или оставляют действующего губернатора, или меняют на кого-то из местных, «ставка на варягов показала свою неэффективность». Также, по его мнению, заметна другая тенденция, наблюдающаяся с прошлого года, — это отказ от назначения силовиков. «С военной плеядой, судя по всему, покончено», — говорит он.
Что касается предстоящих назначений, то в каждом регионе также будут учитываться свои нюансы и политические расклады. Так, несмотря на затянувшееся пребывание у власти, президент Татарстана Минтимер Шаймиев и губернатор Кемеровской области Аман Тулеев сохраняют высокие шансы остаться на своих местах. В первом случае это вообще лишь вопрос желания и здоровья самого Шаймиева, во втором — практически полное отсутствие политической конкуренции.
Эксперты отмечают слабые шансы на сохранение нынешних губернаторов в Саратовской и Челябинской областях. В Саратовской области основная интрига замешана на отношениях губернатора Павла Ипатова с секретарем президиума генсовета «Единой России» Вячеславом Володиным, чьим сегментом влияния считается эта область (Володин ранее занимал здесь пост вице-губернатора). Сейчас помимо Ипатова в списке, предложенном президенту, есть и володинские кандидатуры. «Если исходить из логики, должен уходить и губернатор Челябинской области Петр Сумин. Там и возраст, и здоровье, очевидно, не очень хорошее», — считает Минченко.
В Ханты-Мансийском автономном округе у одного из популярнейших российских губернаторов Александра Филиппенко намечается серьезная оппозиция на федеральном уровне. Ходят упорные слухи, что основная борьба за богатый регион может развернуться между ним и председателем Комитета Госдумы по природопользованию и экологии Натальей Комаровой. Есть серьезные сомнения в переназначении губернатора Курской области Александра Михайлова, бывшего члена КПРФ, прославившегося в свое время (в период борьбы за губернаторство с Александром Руцким) грубыми антисемитскими заявлениями.
Однако самую большую головную боль у федерального центра вызывают национальные республики. В Дагестане, со дня на день ожидающем новости о том, останется ли ее президентом Муху Алиев, даже начались беспорядки («Новая» писала об этом в №01 от 11 января 2010 г.). Скоро придется принимать решение и о продлении полномочий главы Калмыкии Кирсана Илюмжинова. «Здесь вопрос заключается не в том, чтобы снять, а в том, кого назначить взамен. Нужна полностью готовая кандидатура, не вызывающая опасений в дестабилизации ситуации и появлении новых проблем», — отмечает Бадовский. Напомним, что в Ингушетии замену очевидно не справлявшемуся Мурату Зязикову нашли лишь почти спустя год после принятия решения о его смене.
Ближайшие назначения ожидаются в Дагестане и Еврейской автономной области (февраль), а также в Курской области (март).
Комментарии