Борьба по-взрослому
Похоже, надежды на мирную смену власти начинают таять на глазах. Такое развитие событий вполне можно было предвидеть, вопреки шапкозакидательским настроениям отдельных представителей несистемной оппозиции. Поэтому спешу разочаровать тех, кто все еще надеется на точное повторение сценария августа 1991 года, когда огромная толпа недовольных граждан своим появлением на площадях больших городов (прежде всего Москвы) вынудила «путчистов» в страхе отказаться от власти.
И дело тут совсем не в том, что тогда, мол, был единый оппозиционный лидер (речь идет о Ельцине), а в наше время такой фигуры пока что нет. Дело в другом – представители нынешней власти несколько иначе оценивают свое положение и свои перспективы в случае отказа от рычагов управления. Иными словами, полной аналогии с ситуацией того времени нет. Во всяком случае, на текущий год.
В самом деле, почему советская номенклатура так легко сдала позиции под натиском тогдашнего скороспелого либерализма? Ответ прост: так ей было выгодно. Выгодно всем ее представителям – и тем, которые пошли в либералы, и тем, которые корчили из себя непреклонных сторонников «социалистических завоеваний». С первыми все ясно: рыночные реформы открывали перед ними возможность частного присвоения кусочка государственной собственности. Но и по поводу «непреклонных» (вроде Лигачева) иллюзий тоже никаких нет: идеалы - идеалами, но отвечать за экономику страны в условиях нарастающего бюджетного дефицита – не очень заманчивая перспектива. Гораздо проще было пропустить вперед «рыночников», а потом всю жизнь играть роль неподкупных разоблачителей новой власти. Благо, за такую разоблачительную деятельность в тюрьму не сажали, не расстреливали, имущество не отнимали. Все партийные реакционеры оказались живы и здоровы. И с голоду никто из них не помер. Да еще они мало-помалу грелись в лучах народной любви, хотя бы со стороны обездоленных пенсионеров, с ностальгией вспоминавших времена СССР. Это был подлинный консенсус элит – консенсус расчетливых хапуг и напыщенных пустозвонов. Друг другу они нисколько не мешали, однозначно.
По большому счету, указанный консенсус продолжается и по сей день – между действующей властью и так называемой парламентской оппозицией (в лице Зюганова, Жириновского и остальных). Зюгановцы и жириновцы никогда по серьезному не будут бороться за реальные бразды правления, поскольку вряд ли готовы взвалить на себя столь же реальную ответственность за результат. Но и представители действующей власти никогда не поступятся своим положением, поскольку от этого напрямую зависят их немалые активы, а может – жизнь и свобода. То есть, в отличие от своих номенклатурных предшественников, им такие перемены не только не сулят никакой прибыли, но и грозят слишком ощутимыми убытками. Все, что было можно – давно уже поделено и присвоено, и урвать под шумок сейчас фактически нечего. Значит, перемены будут им только во зло. Отдать власть без боя и с гордым видом уйти в очередную оппозицию теперь уже просто так не получится, поскольку в нынешних условиях смена власти автоматически предполагает передел собственности. А передел собственности закономерно влечет за собой и отъем имущества, и скамью подсудимых, и много-много иных неприятностей (включая «загадочные» смерти).
В общем, на сегодняшний день исходная расстановка политических сил не очень соответствует тому, что сложилось в стране двадцать один год назад. И потому не стоит заранее обольщаться, будто большие толпы людей сильно напугают власть предержащих и вынудят их без боя отказаться от «руля». Еще раз отмечу – потеря власти для них намного страшнее вида негодующих толп, тем более – достаточно мирных толп (будем откровенны). Разлад и дрязги внутри политического класса в этом случае гораздо сильнее повлияют на ситуацию, чем все протестные акции сами по себе.
Скорее всего, кто-то внутри системы вполне подумывает пересмотреть в свою пользу итоги «большого хапка», используя в качестве инструмента влияния (за неимением других) «народное недовольство». Какие-то ощутимые перестановки в таком случае вполне возможны, хотя по существу они мало что изменят. Просто не место одних сволочей придут другие сволочи (и скорее всего – из той же «песочницы»). Не исключено, что лидеры либеральной оппозиции предполагают именно такой сценарий, играя в пользу отдельных высокопоставленных кураторов. Вполне возможно, что уже сейчас, в преддверии формирования нового правительства, идут закулисные торги и переговоры.
Сказать, что для либеральных «несистемщиков» борьба с режимом – это вопрос жизни и смерти, мы не можем. Как не можем поверить в то, что ими руководят какие-то возвышенные мотивы (уж в чем, а в идеализме наши либералы замечены не были). Все публичные трепыхания этих деятелей, безусловно, лишь отражают бурления внутри правящей верхушки. Поэтому надеяться на то, что эти ребята пустятся во все тяжкие в своей готовности «освободить» страну от тирании, не приходится. Не удивительно, что у нынешних либералов нет никакой позитивной программы, никаких предложений по серьезному изменению существующей системы, никаких внятных и конкретных тезисов, никакой конструктивной повестки. И в этом заключается еще одно существенное отличие от начала 1990-х.
В те годы, кто помнит, либералы увлекли народ идеей многопартийной системы и рыночной экономики. Главными лозунгами стали – устранение монополии КПСС на власть и устранение монополии государства на осуществление экономической деятельности. Как ни крути – но это была ясная программа действий, понятная и привлекательная для многих граждан. Сегодня ничего подобного нет. Либералы изрыгают ненависть в адрес «плохого» Путина и его дружков, не желая ставить под сомнение саму политическую систему, давшую возможность возникновения путинизма.
Исходя из сказанного, можно сформулировать главные шаги размежевания с либеральной оппозицией, нагло претендующей на монопольное управление протестным движением. И размежевание должно начаться не на улицах, не на площадях, не на митингах и акциях. Размежевание должно начаться в головах. Оно должно начаться с ясного формулирования политической и социально-экономической программы, предполагающей (что очень важно) изменение существующей системы.
Давайте определимся, что миллионы наших граждан не побегут на улицы только для того, чтобы просто позлить власть (чем сегодня так увлеченно занимаются лидеры оппозиции). Многим нормальным людям, честно говоря, глубоко наплевать на страдания отдельных активистов, и не в том их вина. Просто обычный, вменяемый человек совершенно не видит никакой связи между политической активностью какого-нибудь известного уличного борца и своими интересами. И в том нет ничего предосудительного. Граждане не обязаны обожать какого-нибудь активиста только за то, что тот ненавидит Путина и его команду. Гражданам нужна понятная и достойная альтернатива. А в нынешнем раскладе победа нынешней оппозиции для них – не более чем замена шила на мыло. Наши граждане – это не безликая масса, живущая эмоциями, и никаким «праведным гневом» их на большие свершения не подвигнешь. У граждан, еще раз подчеркну, есть свои четко осознаваемые интересы, которые надлежит понимать и учитывать. А здесь вполне можно обойтись без нагнетания протестной истерики. Интересы – вещь рациональная. На таком языке и надлежит устанавливать общественный диалог – если уж мы и впрямь собираемся создавать нормальное европейское государство.
Комментарии
Очевидно, что тот или иной ответ на этот вопрос определяет, насколко адекватными будут попытки заинтересовать массы.
Так вот, теория Маркса дает такое понимание интереса: интерес - это наиболее эффективный с точки зрения данного субъекта в данный момент его жизни способ удовлетворения им своей потребн...
Халява, урвать от государства или от других на халяву - это тоже интерес, и интерес вполне определенной социальной группы людей, для которых халява - самый эффективный способ получения ими необходимых им для удовлетворения своих потребностей ресурсов, ибо ни в чем другом они преуспеть уже не в состоянии - во всем другом они давно дисквалифицировались и деклассировались. Эта социальная группа является главной социальной опорой господствующего ныне над Россией класса.
Но развивался и развивается паразитизм в России все эти годы за счет сокращения тех полей, к которым относятся все способы удовлетворения потребностей за счет производительного труда совокупного рабочего, включая в него и инженеров, и управленцев, выполняющих функции совокуного рабочего.
Нет, не правильно, а правильно - посидели, поп издели, разошлись
Вы долго и нудно втолковываете об интересе, стараетесь более подробно изложить материал, который по существу не затрагивает тему "борьбы по взрослому" Как известно, Советы являются исполнительным органом власти - мое же предложение сводится к решению проблемы контроля за коррумпированной властью с последующем низвержением её , а это совершенно не одно и то же. Более того, я вижу, что вы невнимательны. С чего вы взяли, что я хочу отсечь народные массы от участия во власти?
Многословие не всегда верный путь к борьбе, и даже наоборот это самое настоящее ППР о котором изложено выше.
И если вы считаете, что ППР достаточно для смены власти, то о перо вам в задницу и бегом на кухню.! С собственной кухни вас ни один полицейский не разгонит.
Надо действовать не только языком, а активным давлением на власть и контролем власти. Это мое убеждение.
Дальнейшее препирательство считаю не уместным, ответа не жду.
Не Вам давно уже отвечаю, но тем, кто читает эту статью и коментарии к ней. А Вы не интересны уже с самого первого своего комментария здесь, на который мною Вам был дан ответ: "Ничего выдумывать не надо - Советы известны и близки крупным народным массам России. Если вы хотите отсечь крупные народные массы от участия во власти, то тогда в самый раз создавать Парламент с участием в нем исключительно и только буржуазной интеллигенции, менеджеров, юристов, артистов и прочих лиц из числа офисного планктона. Флаг тогда Вам в руки и барабан на шею, но массы за Вами не пойдут, и Ваш парламент будет разогнан еще до того, как он сможет начать работу".
Своим препирательством Вы всего лишь показали свою неадекватность политической ситуации и политическим задачам нас...
Многие наверное слышали такие выражения - "отжать" и "нагнуть". Собственники, получившие на халяву свою собственность, отжимают ее до предела, выжимая бабло: это и отжим и нагибание арендаторов; это отжим и нагибание трудовых коллективов; это отжим и нагибание клиентов, покупателей и потребителей товаров, работ и услуг, производимых путем применения этой собственности. Чиновники отжимают и нагибают бизнес. Иерархи церкви также.То же и другие субъекты-паразиты, особенно посредники и торговцы воздухом. Они все классово родственны, но по психологии и способам деятельности все они не буржуа, не капиталисты, ...
А вот в среде наемных работников ситуация меняется, и меняется все более и более.
В столкновениях с таким государством экономическая борьба организованных и все более организующихся наемных работников перерастает в борьбу политическую - в борьбу за государство, являющееся таковым, а не орудием альянсов ОПГ, господствующих над Россией.
Но и остальные социальные слои и группы населения РФ пока что по преимуществу в крупных городах, но вскоре и по всей стране, на своей шкуре прочувстввоали все прелести этого господстава альянса ОПГ над РФ. Проблема безопасности простого человека практически во всех без исключения аспектах безопасности стала во весь рост во всех городах и весях стра...
Городское население как таковое разрознено, разобщено, оно само по себе не может быть инициатором революционных выступлений крупных народных масс. Таковыми могут быть только организованные наемные работники - в профсоюзы или партии. Преграда - оппозиция, КПРФ, СПРФ, ФН...
Лидеры сегодняшней оппозиции это люди с загранпаспортом в кармане - "Сегодня здесь - завтра там..."Их и им подобных надо вообще исключить из нашей жизни.. Они только зарабатывают на нас...
Вы молодые - действуйте.
Ваша позиция близка и мне, о чем мною также написаны и размещены на НЛ несколько статей. Единственное только, что замечу по поводу сказанного Вами, так это то, что никакого социалистического государства в природе никогда не было, ибо такового быть не может. Социализм как первая фаза коммунизма будет, то есть коммунизм будет и в первой фазе своей - в фазе неполного коммунизма, т.е. социализма, и во второй фазе - фазе полного коммунизма будет. Но коммунизм - это безклассовое общество, начиная с социализма. Следовательно это общество без государства, в нем классов, а по...
Лучше должно быть! И возможности и ресурсы и люди для этого есть!
- вот такая, вот куйня... всем хорошо... народ безмолвствует...)
Вопрос момента: Путин вспомнит, что он русский и покончит с русофобской бандой или банда его уничтожит.