ВТО на финишной кривой

На модерации Отложенный

Экспертное сообщество считает, что вступление России во Всемирную торговую организацию не принесет стране значительной выгоды. За следующие 8 лет совокупный ущерб для отраслей отечественной экономики может составить 4 трлн рублей. 2,2 млн человек, возможно, потеряют рабочие места. Ученые, промышленники и чиновники приводили доводы “за” и “против” на форуме “Вступление в ВТО: кто компенсирует потери?”.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН УПАДКА

29 февраля в Торгово-промышленной палате РФ прошел форум, посвященный вступлению России во Всемирную торговую организацию. Договор о присоединении нашей страны к ВТО был подписан еще 16 декабря прошлого года, но он не вступит в силу, если не будет ратифицирован Государственной думой. Многие участники форума надеются, что ратификации не произойдет, поскольку членство в ВТО, по их мнению, сильно угрожает экономике.

Действительно, “шире” открывая свой рынок для иностранных производителей, мы усиливаем на нем конкуренцию, справиться с которой отечественным производителям будет очень и очень трудно. Условия вступления России в ВТО предусматривают снижение средневзвешенных импортных ставок на 31%. При таких преференциях иностранным компаниям убытки отечественных производителей неизбежны, несмотря на предусмотренную государственную поддержку. Труднее всего придется сельскому хозяйству и пищевой промышленности. По прогнозу аналитического центра “ВТО-Информ”, падение прибыли от сельского хозяйства за счет вытеснения национальных производителей составит до 30%. При нынешних ценах - это около 3,5 трлн рублей.

- После присоединения России к ВТО примерно по трети национальных тарифных линий начнет действовать так называемая конечная связанная ставка пошлин. Ввозная пошлина на рис снизится со 120 до 45 евро на тонну, - говорит директор по развитию внешних связей Российского зернового союза Михаил Крихели. - Пошлина, защищающая отрасль, будет снижена почти в три раза. В Россию хлынет дешевый и менее качественный рис. В отрасли, которая благодаря защите нарастила объемы производства с 300 тысяч тонн риса в год до 1,2 миллиона, покрыла полностью внутренние потребности и даже начала экспорт, может начаться спад, и, грубо говоря, половина населения Краснодарского края может остаться без работы.

Другой пример: ввозная пошлина на свинину уменьшится в целых восемь раз - с 40% до 5%. Соответственно, импорт свиней (не свинины, а живых хрюшек) увеличится, и наступит дефицит мощностей по их убою. Избыточное предложение приведет к падению закупочных цен и снижению стимулов расширять производство животноводческой продукции. А это снова приводит нас к растительной продукции: спрос на зерно и комбикорм, по прогнозам Российского зернового союза, значительно сократится.

- Высвободившиеся объемы зерна, давя на рынок, приведут к снижению закупочных цен и доходов. Но главное следствие - снижение стимулов к технологической модернизации производства, - продолжает логическую цепочку Михаил Крихели. - В итоге мы получим сокращение производства зерна, возможные скачки цен на него, снижение конкурентоспособности продукции животноводства и, в целом, сокращение рынка сбыта зерна и комбикормов.

Что же касается господдержки агропромышленного комплекса, то Россия вступает в ВТО с правом оказывать ее в размере 9 млрд долларов в год. Ежегодно ее объем будет сокращаться на 900 млн и к 2017 году снизится вдвое. Для сравнения: США снизили уровень поддержки сельского хозяйства с 50 до 20 млрд долларов в год, а в Евросоюзе он снизился с 90 до 40 млрд.

ТОРМОЗИТЬ НЕЛЬЗЯ РАТИФИЦИРОВАТЬ

Заместитель директора департамента торговых переговоров Министерства экономического развития РФ Владимир Ткаченко не видит поводов для беспокойства. Он считает, что меры, предусмотренные сейчас для поддержки российских производителей, позволят им успешно конкурировать с иностранными компаниями.

- Мы применяем и будем применять защитные меры (для отечественных производителей. - П.О.), они не противоречат рынку. У нас есть закон, который определяет порядок введения спецзащиты и антидемпинговых компенсационных мер. Сегодня у нас есть соглашение в Таможенном союзе, которое регулирует этот порядок. И вы имеете полное право по этой процедуре собрать материал и сказать правительству: “Введите меры против канадцев, американцев”, - и так далее. У вас есть такое право, просто пользуйтесь им.

У нас есть отрасли, которые переживают не лучшие времена. Но именно там правительство будет мониторить ситуацию, - обещает чиновник.

Многие участники форума считают необходимым выйти из ВТО или хотя бы приостановить процесс присоединения к этой международной организации до тех пор, пока внутренний российский рынок не станет достаточно сильным. Создатель интернет-портала “Стоп-ВТО” Максим Калашников и вовсе считает, что вступать в торговое сообщество нельзя, “пока у нас не образуется государство как таковое”.

Депутат Тамбовской областной думы Владимир Топорков менее радикален, зато более конкретен. Он призывает согласовать вопрос о вступлении в ВТО с региональными законодательными органами, а также уповает на то, что будущий президент услышит регионы и приостановит процесс.

- Сейчас наша главная задача в том, чтобы донести до этого человека, что проблема существует. Мы можем найти неопровержимые доказательства того, что эта либеральная экономическая концепция губительна для нашей страны, - уверен Топорков. - Кроме того, я считаю, что все 116 соглашений (по вступлению России в ВТО. - П.О.) нужно направить в субъекты федерации еще до ратификации Государственной думой. Во всех 83 субъектах есть компетентные люди, есть профильные комитеты. Пусть эти компетентные люди дадут свое заключение, выскажут, что необходимо поправить, на какие условия мы готовы.

Правительственная сторона придерживается другой точки зрения. Минэкономразвития, которое вело сложнейшие переговоры по ВТО, может теперь немного отдохнуть и “скинуть” дальнейшую работу и ответственность на Государственную думу.

- Правительство решение приняло, мы подписали соглашение о завершении переговоров 16 декабря. Дальше этот вопрос будет вынесен на ратификацию, и здесь уже как решат законодатели, - говорит Владимир Ткаченко. - За что сейчас критикуют Россию во всем мире? За то, что у нас недостаточно благоприятный климат для бизнеса. Мы считаем, что присоединение к международным организациям, таким как ВТО, будет способствовать улучшению делового климата. - Правда, чиновник не уточнил, бизнесу какой страны станет лучше.

“Либеральный экономист” (по логике Топоркова) Ткаченко, похоже, считает дело сделанным. Переговоры о вступлении России в ВТО длились 18 лет. Это своеобразный мировой рекорд. А тот, кто так долго и упорно шел к победе, вряд ли откажется пересечь финишную ленточку, даже несмотря на неодобрительный гул болельщиков. А ведь насторожить в этой ситуации могли хотя бы слова, сказанные в ноябре 2011 года Кристин Лагард, главой Международного валютного фонда: “Экономических выгод для России (от вступления в ВТО) никаких нет. Ведь ваша страна экспортирует нефть и газ, а ввозит готовые товары”.

Павел Осипов

Комментарий

Олег СОКОЛОВ, руководитель департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства аппарата ФНПР:

- На протяжении 18 лет, в основном за кулисами экономического театра, разыгрывался большой спектакль под названием “Присоединение России к ВТО”. Информация о ходе переговоров и условиях присоединения, которую сообщали представители Минэкономразвития, ограничивалась лишь общими оценками формального характера. Так, несмотря на настойчивые попытки профсоюзов, не удалось получить от правительственной стороны внятного ответа на ключевой вопрос: как повлияет вступление в ВТО на отечественный рынок труда, на рабочие места?

У российского бизнеса по этой теме также нет консолидированной позиции. Представители экпортно-сырьевого сектора экономики, металлургии, отдельных подотраслей химической промышленности и некоторые производители-аграрии рассчитывают выиграть от участия России в ВТО. Представители бизнеса из отраслей машиностроения и легкой промышленности предупреждают о резком падении производства и массовом сокращении персонала.

По мнению ФНПР, сейчас, когда стали известны все соглашения по условиям присоединения к ВТО, подписанные Россией, правительство должно срочно внести коррективы как в долгосрочную программу социально-экономического развития страны, так и в отраслевые стратегии развития - совместно с социальными партнерами. Необходимо предусмотреть дополнительные меры по использованию возможностей, предоставляемых ВТО, и защите экономики от новых рисков.