Российские политики отвечают на вопросы The New Times

На модерации Отложенный

Накануне Нового года The New Times задал российским политикам и политологам четыре вопроса:

1)Отправит ли Дмитрий Медведев в 2010 году в отставку правительство Владимира Путина?
2)Выйдет ли на свободу в 2010 году Михаил Ходорковский?
3)Дмитрий Медведев получил от Совета Федерации санкцию на применение российских войск за пределами страны без согласования с сенаторами. Где президент намерен применить российские войска в 2010 году?
4)Что хорошего лично Вы ждете от 2010 года?

Станислав Белковский, политолог:

1) Отставка Путина Медведевым теоретически возможна. Однако ее практическую вероятность я оценить не берусь. Никаких жестких обязательств, которые запрещали бы Медведеву сделать это, у нынешнего президента России нет. Другой вопрос в том, что как Путин не предал Собчака и Ельцина, Медведев не спешит предать Путина. Он человек моральный, если правильно понимать значение слова моральный, соответствующий кодексу поведения в данной социальной среде. И Медведеву очень важно, чтобы не он нес ответственность за нынешний экономический кризис. В этом смысле премьерство Путина его в данный момент устраивает.

2) Освобождение Михаила Ходорковского теоретически возможно. Это решение было бы очень выгодно в политическом смысле президенту Дмитрию Медведеву. Но теоретическая возможность не означает того, что оно практически случится. Есть много факторов против. Как вокруг Медведева, так и внутри его головы. В тот момент, когда Медведев освободит Ходорковского, он станет кандидатом на роль Обамы-младшего. И этот ореол сопровождал бы его до 2018 года, чем бы другим он еще не отметился в своей внутренней политике.

3) Использование наших войск возможно только для освобождения наших судов от пиратов. Никаких действий и сражений на территории других стран не будет, если, конечно, не случится нападение на Россию.

4) От 2010 года я жду полного прояснения духовной ситуации, в которой находится Россия. К концу 2010 года должны развеяться все иллюзии. И у всех думающих людей должны открыться глаза на то, в каком катастрофическом положении находится страна. В 2010-м, потому что больше запаса прочности уже нет. До 2011 года будет ждать уже невозможно. Переворот произойдет именно в общественных взглядах, не в самой политике. Никаких революций я не жду. Наши общественные взгляды придут к тому, что нынешняя модель развития России полностью исчерпана. Страна находится в цивилизационном тупике. И для того чтобы выйти из этого тупика, нужна либо революция сверху, если на нее решится Дмитрий Медведев, либо просто переучреждение государства и создание нового.

Борис Немцов, один из лидеров движения "Солидарность":

1) Я с детства воспринимал Новый год как шанс на чудо. Сейчас я уже не очень маленький, правда, чтобы верить в чудо в новогоднюю ночь. Это хорошее было бы решение, но боюсь, что оно относится к разряду абсолютных чудес. Этот указ, возможно, можно найти под елкой Медведева, у него в квартире, в комнате, куда не могут войти даже его самые близкие родственники, он там, возможно, и лежит, подписанный его дрожащей рукой. Но кроме него, этот приказ никто прочитать больше не сможет. Наверное, этот приказ - новогодняя мечта Медведева, но мечты не всегда сбываются.

2) Освобождение Михаила Ходорковского и отставка Путина - абсолютно связанные вещи. Символом путинизма является Ходорковский в тюрьме. Очевидно, что уход от власти Путина автоматически означает освобождение Ходорковского. Если Медведев отважится в новогоднюю ночь после перестановок в системе исполнения наказаний и подпишет указ о помиловании - и Ходорковский встретит Новый год дома, то считайте, что Путина больше нет. Это абсолютно равноценные с точки зрения последствий события.

3) Я считаю, что это решение неконституционное. Совет Федерации, хоть он у нас и абсолютно комедийный и бутафорский, фарсовый орган власти, тем не менее по Конституции он обязан такие вещи согласовывать. И если бы у нас в стране был настоящий Конституционный суд, а не имени Зорькина, он, конечно, это решение бы отменил. Это-первое. Второе: безусловно, Медведеву, чтобы доказать свою значимость, маленькая победоносная война, наверное, снится. Желательно со сверхдержавой. Типа Эстонии, Грузии. Это все будет авантюрой, безусловно. Все это будет позорищем. Но, наверное, он такие планы вынашивает. Если бы он помиловал Ходорковского, он стал бы президентом быстрее, чем если развяжет маленькую, совсем не победоносную войну.

4) Я жду укрепления рядов оппозиции, консолидации оппозиции. Четкой стратегии по депутинизации. Я вообще считаю, что главная угроза предстоящего периода - возвращение Путина в Кремль до 2024 года. А главная задача оппозиции - это депутинизация. И я буду действовать, я же не наблюдатель. Буду действовать в том направлении, что миф в великом, всемогущем, честно, таком профессиональном Путине, чтобы он был развенчан, чтобы наша страна немного от этого зомбирования отошла. Иначе будет брежневщина в худшем варианте.

Геннадий Гудков, депутат Госдумы от "Справедливой России":

2) Все движется к тому, что это освобождение становится возможным. Делать это надо. Мне кажется, что да, возможно.

У меня ощущение складывается, что 2010 год будет переломным для политической жизни России. В обществе назрела потребность перемен. В элите существует много различных разногласий, уже нет былого монолита. И в этих условиях надо предпринимать какие-то адекватные шаги. Это прекрасно понимает Медведев. Еще лучше это понимает его окружение. По большому счету это понимают и в Белом доме. Мне кажется, что Ходорковского освободит не президент напрямую, а это будет сделано каким-нибудь техническим способом. Самый доступный способ - это условно-досрочное освобождение или через поселение на определенный период. Мне кажется, что либерализация какая-то будет, потому что дальнейший зажим он становится опасным.

3) Это решение было принято по настоянию военных, которые пытаются своими ошибками поправить ситуацию и отыграть ее в pr-шном плане. Вот теперь все решает президент, и поэтому мы точно не облажаемся. Уверен, что никаких военных действий Россия не планирует, это больше политическое решение.

Сергей Митрохин, лидер партии "Яблоко":

1) Я думаю, что отставка абсолютно невозможна. Это полностью исключено. Я не вижу никаких признаков, которые позволяют предсказать такой вариант развития событий. Считаю, что премьер очень жестко контролирует ситуацию. Это очевидно. Несмотря на какие-то словесные нестыковки между ними, ситуация во власти достаточно стабильна.

2) Пока Путин реально контролирует ситуацию в стране, пока существует режим Путина, Ходорковский будет сидеть. Есть такая система - Путинская. И сидение Ходорковского в тюрьме является одним из элементов этой системы. И эта система навряд ли в следующем году даст сбой. Что-то может произойти в связи с президентскими выборами, но до них еще достаточно далеко.

3) Я пока не вижу таких угроз, которые бы позволили эти войска использовать и реализовать это решение.

4) Позитивными для меня в наступающем году могут стать успехи партии "Яблоко" в региональных и местных выборах. Мы будем участвовать в Свердловской области, в Астраханской, Туле, Рязани, в Калужской области.

Леонид Гозман, сопредседатель партии "Правое дело":

1) Есть анекдот, в котором Дмитрий Медведев просыпается в холодном поту после того, как ему приснилась отставка Путина. Так что такое может произойти только в ночном кошмаре. В реальности он этого не сделает.

2) Нет, Ходорковского выпустить не могут. Исключено. Власть загнала себя сама в дикую ситуацию, в которой любой ход хуже. Держать Михаила Ходорковского в тюрьме с каждым днем все труднее и дороже стоит для начальства, но выпустить его из тюрьмы будет для них тоже слишком дорого, поэтому они его не выпустят.

3) Не хотелось бы верить в использование наших вооруженных сил на Украине. Это как-то уж совсем страшно, а больше я не вижу, куда можно влезть. Хотелось бы верить, что нигде наши войска не используют.

4) Мне бы хотелось, чтобы президент и люди вокруг него осознали, что выбор перед ними не проводить или не проводить политические реформы, а выбор проводить политические реформы или оказаться полными банкротами. Хотелось бы, что они пошли по пути Александра II. Мне бы хотелось, чтобы "Правое дело" стало той партией, которую мои товарищи и я хотим сделать, а именно нормальную либеральную партию. Хочется, чтобы это было успешно массово. У меня сейчас есть ощущение конца эпохи. Она была связана с ущемлением демократических свобод, с усилением авторитаризма. Эта эпоха не вызывает никаких симпатий, но у меня сейчас есть страх, что дальше будет еще хуже. Как 92 года назад, когда пал слабый царизм и на место ему пришел ад кромешный.

Роберт Шлегель, депутат Госдумы от "Единой России":

1)Полагаю, что нет.

2)Полагаю, что нет.

3)Возможно, в Южной Осетии или Абхазии, если по отношению к ним будет совершена агрессия. Но в следующем году такое развитие событий маловероятно.

4)Восстановление экономики после финансового кризиса и развитие телекоммуникационных технологий.

Никита Белых, губернатор Кировской области:

1)Думаю, что нет.

2)Думаю, что нет.

3)Внешнеполитические вопросы я не комментирую.

4)От 2010-го я все-таки жду начала модернизации страны.

Дмитрий Рогозин, постоянный представитель России при НАТО:

1) Для этого нет никаких оснований. Да и не мне это решать, президент и премьер являются моими работодателями.

2)Это дело президента, и вторгаться в его сферу интересов было бы наивно. Если будут основания для УДО, то глава государства рассмотрит их.

3)Если надо, президент может применить вооруженные силы, не дожидаясь санкций Совета Федерации, например, в случае агрессии. В прошлом году произошло нападение на российских военнослужащих во время несения ими службы в Южной Осетии. Очевидно, этого было достаточно для того, чтобы объявить войну и разгромить государство-обидчика. Все зависит от мотивов. Надеюсь, в следующем году их не будет.

4)В ближайшем будущем - хорошей новогодней ночи в кругу семьи. А в глобальном плане - в военно-политическом, надеюсь, ничего не произойдет. По специфике моей работы лучшая новость - когда нет новостей.