Пенсии повысят, а потом понизят

На модерации Отложенный

С 1 января 2010 года размер пенсий в России увеличен на одну треть. Однако радость пенсионеров вряд ли будет долгой. Уже через пару лет взятые правительством социальные обязательства покажутся ему непосильной ношей.

Повышение пенсий не будет радикальным


Пенсии, конечно, будут повышены. Люди действительно получат деньги, которые им обещаны. Каждый пенсионер может на это рассчитать. Потому что все это очень легко проверяется. Надо взять количество лет советского стажа — это один процент. Допустим, двадцать лет советского стажа — это двадцать процентов прибавки. Плюс, если есть трудовой стаж до 2002 года в России, — это еще десять процентных пунктов. Итого десять процентов. У кого-то больше, у кого-то меньше. Считается легко. Да, это десять процентов ВВП. Вместе с рядом небольших социальных выплат предусмотрена, например, ежемесячная денежная выплата льготникам — это тоже правильно.

Но здесь начинаются вопросы. Во-первых, ВВП уменьшается. В этом году, как известно, по официальным данным падение ВВП будет где-то от восьми до девяти процентов. Поэтому, конечно, чем меньше ВВП, тем одинаковые суммы становятся больше... Это арифметика. Это почти шутка. Но такая шутка, в которой есть доля шутки, а все остальное — правда.

Правда заключается в том, что, к сожалению, с ВВП у нас дела плохи. В отличие от пенсии. Потому что даже по официальному прогнозу только в 2012 году мы выйдем на докризисный период. То есть на уровень ВВП 2007 года. Это означает, что в ближайшие два-три года больше, чем до этого, поступлений в Пенсионный фонд (вообще в федеральный бюджет) не будет. А повышение пенсий реальное. Это действительно деньги, которые каждый пенсионер проверит на себе.

Через два-три года может возникнуть вопрос: за счет каких денег эти довольно большие повышения? Хотя они не носят радикального характера. Потому что хорошая пенсия — это не восемь тысяч рублей в месяц. Все-таки при нашей жизни, при том, что мы ждем от государства, по крайней мере для наших пенсионеров это существенно больше. По крайней мере в крупных городах.

Недавно встретил чиновника московского, он только что ушел в отставку. У него 25 тыс. рублей пенсия. Плюс у него оставлены все льготы: бесплатный проезд, санаторное обслуживание, 50 процентов платы за квартиру. Вот это нормально. То есть, в принципе, нам до этого еще жить и жить. До того, что чиновники уже имеют.

Поэтому ближайшие два-три года — это перспектива, когда надо будет эти деньги где-то находить.

Одних обещаний недостаточно

Экономика не работает. Это примерно то же, что машина заглохла, а она должна ехать. Но мы все выйдем и будем руками ее толкать. Хорошо если она под горочку, но там же кто-то должен остановить эту машину — это тоже проблема.

А если ее в гору толкать…

Даже если мы начнем сейчас правильную, нормальную экономическую модернизацию — то есть замену одной экономики на другую, — это ведь всегда связано с падением производства. Это всегда связано со снижением налогов, которые должны это стимулировать. То есть я смотрю на позицию чисто потребительскую, как пенсионер. Когда он будет с этого иметь деньги, которые помогут ему выживать? Хотя бы даже при этих восьми тысячах рублей, которые как средняя пенсия обещаны в следующем году.

Это перспектива, если мы начнем модернизацию в следующем году, во что трудно поверить. Это проблема для России лет на пять. Может быть, на семь, может быть, на десять.

То есть, может быть, только через пять — семь — десять лет мы получим от удачной модернизации какие-то плоды в виде большого экономического роста, действительно больших поступлений, высоких зарплат, с которых берутся страховые взносы в пользу нынешних пенсионеров. И так далее.

Поэтому, честно говоря, это решение можно только приветствовать. Это социальная справедливость в отношении пенсионеров. Мы их все жалеем, и мы не можем сказать (это будет антигуманно), что нет, не надо повышать пенсии. Пожалуйста, давайте повысим.

Вообще теперь государство сильно озаботиться, чтобы этот уровень хотя бы не был снижен через два-три года. А для этого недостаточно просто раздавать обещания. Для этого реально — как это ни прискорбно звучит, наверное, для нашего государства — нужно проводить модернизацию экономическую. А экономическая модернизация без социальной модернизации, без политической не проходит. И это уже абсолютно понятно.

Часто об этом говорят уже и наши руководители. Я не знаю, правда, насколько они в этом плане искренни, насколько они понимают всю сложность этого вопроса. Потому что действительно у нас повестка дня почти такая же, как стояла перед Петром Первым более трехсот лет назад. И справимся ли мы с этой повесткой? Жизнь 37 млн пенсионеров от этого зависит. Потому что если мы окончательно обрушим экономику, то тогда не только восемь тысяч, а даже пенсия в две тысячи будет большой роскошью.

Поэтому очень рискованное решение, социально оправданное, но которое на власть и на всех нас накладывает отпечаток. Необходимо ускорять еще более процессы подготовки начала широкомасштабной модернизации.

Пока это носит характер такой: успокоить пожилых людей, что все хорошо в стране, что ничего такого не может случиться, что мы еще можем бесконечное количество времени двигаться по той траектории негодной, которая у нас была до кризиса. Это не более чем часть пропаганды, которая несет большие затраты. Я повторяю, затраты надо увеличивать, но на другом экономическом и политическом базисе.