Разводы

На модерации Отложенный

- А можно я хотя бы буду ненавидеть своего бывшего мужа, за то, что он не платит мне алименты?
- Да не надо вам его ненавидеть, все-таки у вас была любовь, Господь вам дал любимого ребенка. Сколько-то лет вы были вместе и, наверное, было много хорошего, много было светлых мгновений. Ну не платит, это на его совести, сволочь, конечно. Но надо уметь отпустить от себя человека, совсем отпустить. Потому что ненависть к бывшему супругу показывает вас в самом глупом свете: зачем же вы тогда выходили за такого подлеца? Глупая была? Тогда этот ответ заранее прощает все будущие глупости вашего чада. Вот пришла ко мне одна безутешная вдова, никак не может успокоиться от похорон. Очень, говорит, тоскую по мужу.

Я ее спросил: «Вы сколько были вместе?» Она говорит: «Восемнадцать лет». – «Ну, так вы помните эти годы, вам удалось прожить так долго, многие и столько не живут. У вас это было и никто от вас эти годы, эту целую жизнь уже никто не отнимет, она всегда будет с вами. Ваш муж НАВСЕГДА уже часть вас».

- Теперь мне кажется, мы совершенно друг друга не понимали.
- Развод похож на Вавилонское столпотворение, люди искали счастья и богатства, но с дерзновением пред Богом, не нуждаясь в Боге. И вот они потеряли то, что их объединяло – язык, они перестали понимать друг друга. Какая бездна лежит между признаниями в любви где-то в подъезде и шепотом вечером в постели через несколько лет о неправильном воспитании ребенка. Развод – это мучительное состояние безлюбовности, когда нет того, что объединяет людей – общего. Они становятся друг другу как инопланетяне. Говорят слова на одном языке, и не понимают друг друга. Тем более, что обида заслоняет весь горизонт, обидчик заслоняет весь свет. Нужно бы отойти в сторону и посмотреть на ситуацию со стороны и понять, что жалость – лучшее лекарство, ирония, смех – лучшее снадобье от конфликтов.

- И как же мне относиться к бывшему супругу?
- С любовью и пониманием, что, возможно, этот краткий брак, был единственным в вашей жизни. Что так Господь согревает людей, которые, если бы не этот брак, ни на какой другой бы уже не пошли. Так много женщин и мужчин, которые вообще не годятся для брака и семьи. Им бы принять монашество, но они и христианства-то принять не могут. Я знаю много людей, которые просят помолиться, чтобы небеса даровали им супруга, но когда начинаешь молиться о таком, начинаешь молитвенно его созерцать, понимаешь, насколько тяжело и страшно будет тому человеку, который получит его в супруги.

Я знал одну юную девушку, предел мечтаний которой было стать трудовиком в строительной компании. И видно было, что все в ней готово встретить старой девой в экономическом отделе среди отчетов и формуляров. Знавал и юношей, совершенно оторванных даже от ничтожного чувства ответственности.

- Больше всего от разводов страдают дети.
- Это так. Но если бы не этот краткий брак с мучительным окончанием, то их, возможно, и не было бы вовсе. Сама разводная ситуация дает им небольшую прививку от разводов: «Я таким дураком, как родители никогда не буду, я буду беречь свою семью». Хотя прививается вирус саморазрушения. Нужно, чтобы развод как можно меньше по времени коснулся ребенка. Дети, выросшие, например, без отца, не знавшие его как «воскресного папу», во всяком случае относятся к «неизвестному папе» без ненависти. А вот ребенок, раздираемый долгое время на маму и папу, развращается, понимая, что неприязнью родителей можно манипулировать без конца. Поэтому, если родители разводятся, а ребенок еще мал, то лучше вообще перестать общаться, чем ломать ему душу.

- Но ведь рана остается на всю жизнь.
- Но и счастье остается на всю жизнь. Все прошлое остается с нами навсегда. Мужчины и женщины, конечно, неравны перед разводами, что называется «старых мужчин не бывает». Но оставленная женщина должна понимать, что былой брак, возможно для нее единственный. Виноват всегда мужчина. Поэтому Христос и говорил: «Кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф. 5, 32). Господь говорит о мужчине и его вине перед браком. Поэтому именно над мужчиной на повторном венчании читается молитва о грехе второбрачия. В древней Церкви разведенный мужчина не мог жениться до семи лет, потому как слыл среди христиан «неспособным к браку».

Разводов меньше не станет, потому что причина разводов в непонимании смысла брака, семьи, а в основании смысла семьи лежит спасение души влюбленных людей. Людей не могут объединить тела, деньги, еда, общие интересы, их может объединить любовь, источник которой – Бог.