Развал села по-медведевски

На модерации Отложенный

Прочитал в газете «Советская Белоруссия» статью Дмитрия Медведева «О развитии зернового рынка», опубликованную по просьбе российского посольства. А потом отклик, точнее - ответ в «Правде» (№ за 19-22 июня с. г.) под названием «В какой клуб записался Медведев». Ответ, в общем-то, правильный, но, думаю, неполный.

ХОРОШО, КОНЕЧНО, что на конкретных фактах и цифрах показано, как российский президент, мягко говоря, вводит общественность в заблуждение: представляет «новую» Россию преуспевающим зерновым гигантом, хотя в среднем за последнее пятилетие она собирала в год на 20 миллионов тонн зерна меньше, чем за своё последнее пятилетие (считай, двадцать лет назад!) собирала РСФСР. И Медведеву надо бы действительно говорить не об успехе, а о провале, о невиданной потере зерновой мощи страны. «Правда» в очередной раз раскрыла суть зернового экспорта из «новой» России - экспорта, ставшего возможным благодаря преступлению кремлёвских «реформаторов», которые развалили животноводческую отрасль, являющуюся основным потребителем зерна.

Но для того, чтобы смысл и масштаб этого преступления стали ещё яснее массовому читателю, особенно городскому, следовало бы, по-моему, подробнее остановиться на некоторых фактах, помогающих лучше понять проблему. Тем более что в людские мозги продолжают вбивать лукавую мысль: в советское время зерна не хватало, часть его закупали за рубежом, а сейчас имеем излишки, которые отправляем на экспорт. Разве нужно, мол, более весомое доказательство успехов «новой» России?

Что ж, давайте обратимся к фактам. Советской России действительно не хватило даже собранных в 1990 году 116,7 миллиона тонн зерна, что на восемь с гаком миллионов тонн больше рекордного урожая «новой» России. Не хватило для чего? Хлебобулочными изделиями города и сёла были, как и все последние десятилетия, обеспечены в достатке, семена, как всегда, заложены со страховым запасом, государственные резервы пополнены. Не хватило зерна для стада, в котором насчитывалось 57 миллионов голов крупного рогатого скота и 38 миллионов свиней. Ведь при развитии продуктивного животноводства на каждую голову крупного рогатого скота требуется около тонны, а на каждую голову свиноводческого стада - около 0,5 тонны зерна в год. И поэтому страна при действительно рекордном урожае импортировала примерно 20 миллионов тонн зерна.

Сегодня по сравнению с 1990 годом благодаря реформам кремлёвских рыночников вырезано порядка 25 миллионов голов крупного рогатого скота и около 20 миллионов свиней. А это значит, потребность в зерне уменьшилась на 30-35 миллионов тонн. Необходимость в его импорте, естественно, исчезла, образовались «излишки», направленные на экспорт, которыми козыряет российская власть. Поистине, преступление выдаётся за достижение!

Масштабы этого преступления чудовищны, как и экономические последствия, которые проявляются всё больше. В прошлом году, например, за экспорт зерна Россия получила около 10 миллиардов долларов, а взамен ввезла мяса и молочной продукции на 35 миллиардов долларов. Оставим в стороне тот факт, что российское зерно помогает другим странам развивать их животноводство. Возьмём только затраты на закупку закордонного мяса и молока.

Эта сумма чуть ли не в десять раз превышает объём государственной поддержки всего сельского хозяйства России. Да если бы её направить на восстановление порушенной животноводческой отрасли, не пришлось бы идти с протянутой рукой на Запад и, оплачивая произведенную там продукцию, поддерживать его сельское хозяйство почти в десять раз сильнее, чем своё, российское.

Элементарный расчёт показывает: чтобы поднять производство мяса и молока до советского уровня, России необходимо собирать почти на 30 миллионов тонн зерна больше, чем собрала она в рекордном прошлом году. Именно такое увеличение сборов зерна для нужд собственного животноводства и должно стать главной целью в аграрной политике государства.

Бросить бы всё, что возможно, на подъём животноводческой отрасли, если понадобится (а расчёты показывают, что понадобится) подкупить бы для неё недостающие объёмы зерна.

Но, увы, вместо этого продолжается вывоз «излишков», который сам президент России выдаёт за эпохальное достижение. Хотя массовый вывоз зерна - судя по статье, за это больше всего ратует Дмитрий Медведев - означает, что сельское хозяйство России окончательно превратится в сырьевую базу для иностранного животноводства. Подобно тому, как её промышленность уже превратилась в сырьевой придаток Запада. Вывозя из страны дешёвое сырьё с малой добавленной стоимо-стью (трудом) - нефть, газ, чёрные и цветные металлы, древесину и другие материалы, из которых за рубежом производят и посылают в Россию дорогие готовые изделия, - «реформаторы» загубили все наиболее трудоёмкие отрасли перерабатывающей промышленности.

Точно так же загубили и продолжают сдерживать развитие животноводства. Ущерб от этого измеряется не только колоссальными финансовыми, экономическими потерями. Животноводство - отрасль, не связанная, как растениеводство, с сезонностью. Она позволяет производить продукцию, прежде всего молочную, постоянно в течение года. А следовательно, постоянно в течение года получать деньги за её продажу. То есть создаёт основу экономической стабильности, а значит, и выживаемости деревни, всего сельского хозяйства. Подорвав эту основу, из-под села выбили фундамент экономической стабильности.

Но ещё опаснее другое. Как отрасль, не связанная с сезонностью, животноводство обеспечивает сельчанам круглогодичную занятость. И вот сейчас благодаря усилиям кремлёвских «реформаторов», под чьим чутким руководством вырезали стадо, чуть ли не половина тех, кто трудился в отрасли, а это миллионы россиян, оказались безработными.

По деревне нанесён самый страшный удар: лишившись работы, она спивается, деградирует и вымирает. Поставлено под угрозу само существование села.

Собственно, это и есть социально-экономическая суть того курса на массовый вывоз зерна, о котором оповестил в своей статье Дмитрий Медведев как о величайшем достижении. То, что именно нынешний президент России чётко оформил и сформулировал один из важнейших моментов разрушительной политики в сельском хозяйстве - политики, которая заложена его предшественниками, приводит к неутешительным выводам. Развал села продолжается. Теперь уже по-медведевски. С идеологическим и экономическим «обоснованием». К чему это приведёт, нетрудно догадаться.