Русская рулетка для инвестора
На модерации
Отложенный
Российская экономика – тайна, обёрнутая в загадку, какой Уинстон Черчилль находил внешнюю политику времён Сталина.
Что мы знаем от Всемирного банка, так это то, что российская экономика переживает трудные времена. Это экономика, богатая ресурсами, но с ВВП на душу населения меньше, чем у большинства её бывших сателлитов, и составляющая всего одну треть, скажем, от ВВП Италии. Производство и занятость сокращаются быстрее, чем ожидалось властями, и, как сообщает команда во главе с экономистом Желько Богетичем, существует «резкий рост бедности». Несмотря на общее улучшение в мировой экономике и рост цен на нефть после попытки нигерийского террориста взорвать самолёт – а Нигерия является крупнейшим поставщиком в Америку лёгкой, малосернистой нефти – Всемирный банк полагает, что ВВП России вернётся к докризисному уровню только в конце 2012 года.
Российские проблемы аналогичны тем, с которыми сталкиваются в Европе, Америке и других западных странах: слишком много сомнительных кредитов на счетах банков, слишком мало доступных кредитов для малого бизнеса и слабый внутренний спрос.
Аналогичны, но не идентичны. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что экономика не сможет полностью реализовать свой потенциал в отсутствие верховенства закона. Профессор Гарвардского университета Роберт Барро проанализировал данные из примерно 100 стран и пришёл к выводу, что «расширение верховенства права будет увеличивать экономический рост и приведёт со временем к повышению уровня жизни и, следовательно, к большей демократии». Поэтому для прогноза будущего российской экономики необходимо сделать предположение о прогрессе России на пути стать нацией, живущей в соответствии с законом.
По данным на сегодняшний день не похоже, что это произойдёт в России в ближайшем будущем. В ноябре прошлого года 130 депутатов межпартийной группы Европарламента призвали президента Дмитрия Медведева к установлению верховенства закона в России. Г-н Медведев неоднократно выражал желание сделать именно это, благосклонно поощряя столь необходимый приток инвестиций – с небольшим эффектом, если не считать ещё непроверенных новогодних обещаний президента Медведева о том, что лицам, впервые обвинённым в уклонении от уплаты налогов, не грозит тюремный срок. Будут ли изобретательные российские прокуроры рассматривать это как приглашение к использованию многократных обвинений, чтобы обойти реформу Медведева, ещё предстоит выяснить. Немногие бизнесмены желают стать пробным камнем.
У Михаила Ходорковского, политического противника Владимира Путина, конфисковали его нефтяную компанию «ЮКОС» способом, который многие называют сфабрикованными налоговыми претензиями. В настоящее время он отбывает один срок в сибирской тюрьме только для того, чтобы быть обвинённым в других преступлениях. Не очень рассчитывайте на его прогулку по улицам Москвы в ближайшее время.
На самом деле он будет счастлив избежать судьбы Сергея Магницкого, адвоката фонда Уильяма Браудера «Эрмитаж Кэпитал», конфискованного российскими властями. Как утверждается, его активы были приобретены должностными лицами в процессе, известном как «рейдерство» или налёт. Г-н Магницкий умер в тюрьме в ожидании суда после того, как ему было отказано в консервативном лечении чрезвычайно болезненного недуга.
Есть ирония в том, что Браудер, которому вдруг отказали в визе, не позволив вернуться в Россию, а затем конфисковали его фонд, приходится внуком Эрлу Браудеру, одному из основателей коммунистической партии США. Младший Браудер, одно время горячий сторонник Путина, теперь держит свою штаб-квартиру в Лондоне, потому что, как он говорит: «Я – за верховенство закона».
Рейдерство, конечно, содержит в качестве своего основного компонента обвинение законных владельцев бизнеса в каком-то преступлении, чтобы убрать их в сторону. Так что Браудер может считать себя счастливым, что ему было отказано в повторной въездной визе, и он избежал участи стать бедным соседом Ходорковского.
Рейдерство – не единственная российская проблема. Как признаёт президент Медведев, экономика слишком недиверсифицирована, слишком зависима от нефти и других сырьевых материалов и имеет слишком короткие входящие инвестиции*. К чему эксперт по России Леон Арон, научный сотрудник Американского института предпринимательства, добавляет, что она к тому же зависит от «моногородов», где проживает четверть городского населения России и доминирует одна, часто изношенная, компания.
Иностранные инвесторы в России играют в игру, которую Натан Детройт, ведущий в «Парнях и куклах» из «авторитетного старейшего неизменного движения игры в крэпс (игра в кости) в Нью-Йорке», нашёл безвыигрышной. Попав в полосу невезения, вооружённый до зубов гангстер Большой Джули из Чикаго заставлял использовать свои собственные игральные кости – которые не имели точек («Я знаю, где они», – заверял Большой Джули игроков) и продолжал только выигрывать.
Современная версия знаменитого пророчества Ленина о том, что «капиталисты продадут нам верёвку, на которой мы их повесим», может быть такой, что они будут предоставлять капитал, способствуя росту природных ресурсов России, таким образом, что режим сможет доминировать в «ближнем зарубежье» и повышать зависимость западной Европы от его поставок природного газа. Но инвестиции в страну, в которой отсутствует надлежащий правопорядок, – это играть в кости с Большим Владимиром из Ленинграда.
* входящие инвестиции (inward investment, межд. экон.) – прямые инвестиции, осуществляемые иностранными организациями и физическими лицами в предприятия данной страны – прим. пер
Комментарии