НАТО: Тимошенко или Афганистан

26 октября 2011 г. в ходе визита в Украину помощник заместителя по политическим вопросам и политике безопасности Генерального секретаря НАТО Джеймс Аппатурай продемонстрировал солидарность Альянса с другими международными институтами по делу Тимошенко. Он «указал украинскому руководству путь», который способен привести страну к «оздоровлению» демократии.

Первым и главным заявлением «помощника заместителя» стали слова о разочаровании руководства НАТО недавними политическими событиями в Украине. При этом он пригрозил, что страны-члены Альянса «могут обсудить данные события в контексте выполнения украинской стороной ежегодной национальной программы сотрудничества Украина–НАТО на 2011 г.». Г-н Аппатурай при этом сообщил как именно, а точнее где Украина могла бы «загладить» свою вину. В этой связи он озвучил инициативу США пригласить президента Януковича на весенний саммит НАТО по Афганистану, «где украинским коллегам будет предложено рассмотреть возможные варианты вклада Украины в проводимые НАТО операции».

До принятия в июле 2010 г. Верховной Радой закона об основах внутренней и внешней политики, закрепившего внеблоковый статус Украины, прокомментировать заявление Аппатурая было бы проще. Руководство страны стремилось привести страну к членству в Альянсе и настойчиво двигало ее навстречу данному «соответствию». Тогда, фраза представителя Генсека о возможных последствиях была бы понятна. Сейчас же ситуация существенно изменилась.

Президент Янукович называет НАТО «партнерами», что подтверждает и текст Программы сотрудничества на 2011 г.: «Украина, учитывая свои национальные интересы, проводит сбалансированную внешнюю политику, базирующуюся на принципах международного права, в частности, принципах равноправия и взаимовыгодного сотрудничества» (ukraine-nato.gov.ua, Раздел 1.3 Указа Президента № 468 «Про затвердження Річної національної програми співробітництва Україна – НАТО на 2011 рік).

Не суждено было сбыться и предсказаниям Генерального секретаря НАТО Андерса Расмуссена, сделанным им вначале года. Тогда Генсек заявил, что сотрудничество с Альянсом «может помочь Украине проложить путь в европейское сообщество».

Как видим, не помогло.

Если не перспективы членства в НАТО и не поддержка при вступлении в ЕС, значит замечание «помощника заместителя» г-на Аппатурая должно иметь другое логическое объяснение. И, вероятнее всего, оно кроется в финансовой помощи, которая оказывается Украине в рамках данного сотрудничества.

Несмотря на отказ от прежнего курса, Альянс продолжает выделять Украине средства на реализацию целого ряда государственных программ. По распространенной в сентябре 2011 г. в СМИ информации, только на реализацию очередного этапа (до 2015 г.) утилизации боеприпасов Украине планируется выделить 24,5 млн. евро.

Официальный Киев и после отказа от членства в НАТО не прекращает демонстрировать свою готовность великодушно принимать «дары» Альянса. В июле с.г. это продемонстрировал руководитель Департамента МИД Украины по информационной политике Олег Волошин. В ходе брифинга, проходившего в министерстве, он сообщил, что «Украина рассчитывает на поддержку НАТО в части проведения военной и оборонной реформ».

Было бы глупо верить, что страны НАТО – сборище филантропов и их помощь Украине безвозмездна. Озвучивая от имени США приглашение Виктора Януковича принять участие в саммите НАТО по Афганистану, г-н Аппатурай рассказал, какую цену Альянс планирует получить в качестве компенсации.

Сегодня НАТО не в состоянии контролировать ситуацию в Афганистане, чему свидетельствует множество фактов . Саммит в Чикаго, запланированный на весну 2012 г., совпадет с очередной активизацией (после зимнего затишья) боевиков и будет призван «простимулировать» ввод в страну дополнительных сил и средств. И украинские военные оказались бы здесь очень кстати.

Сотрудничество между Украиной и Североатлантическим Альянсом сегодня сильно напоминает известную фразу про хорошую мину и плохую игру. Киев, с помощью денег Альянса, пытается пополнить «оборонную казну», понимая при этом, что платить «по счетам» все равно придется. НАТО, совсем недавно смирившись с внеблоковым (пока) курсом Украины, старается нащупать, как далеко украинское руководство готово пойти для удовлетворения своих финансовых потребностей.