На кого работают "Русал" и "РусГидро"?

На модерации Отложенный

Предвыборная программа партии «Единой России» является совершенно нереалистичной. Полагаем, что читателям было бы интересно узнать, почему и за счет чего складывается такое положение. Все заявленные в предвыборной программе цели: создание 25 млн. рабочих мест, строительство жилья, перевооружение армии и флота, требуют, помимо больших финансовых затрат, еще и больших затрат электроэнергии и материалов. В первую очередь металлов.

Без материалов и электроэнергии реализация подобных программ совершенно невозможна.

В Хакасии в Красноярском крае производится два важнейших вида продукции, необходимых для развития индустрии: электроэнергия и алюминий. «Русал» имеет здесь крупные заводы, одни из крупнейших в мире, а «РусГидро» имеет здесь крупнейшие гидроэлектростанции.

Следовательно, от работы и политики этих компаний зависит реализация программы партии «Единой России».

По идее, когда объявляются подобные программы в других странах, то крупные компании сразу выстраиваются в очередь. Государственные программы и финансирование под них - это гарантированные заказы и сбыт, стабильные прибыли, несмотря на колебания рынка, повышение кредитных рейтингов и доступ к капиталу. Но что же делает и к чему же готовится «Русал» и «Русгидро»?

Для создания 25 млн. рабочих мест требуется много электроэнергии. В среднем, каждое рабочее место в промышленности потребляет 10,8 тысяч квтч в год. Это примерно эквивалентно 1,5 квт мощности. Соответственно, нетрудно подсчитать, что 25 млн. рабочих мест потребуют ввода в строй 37,5 млн. квт (37500 МВт) мощности. В инвестиционной программе «РусГидро», принятой в октябре 2010 года, значится, что до 2013 года ожидается ввод 4448 МВт, то есть 11% от потребного количества. Причем из них 3000 МВт приходится на Богучанскую ГЭС. Ее хотели пустить в 2010 году, потом сроки перенесли на 2012 году, а в июле 2010 года министр энергетики РФ Сергей Шматко принял «соломоново решение» - четких сроков не устанавливать. Когда она будет введена в строй, и на полную ли мощность - эти вопросы пока остаются без ответа.

«Русгидро» занимает не последнее место в обеспечении электроэнергией реализации этой партийной программы, тем более, что в течение нескольких лет мы слышали о самых грандиозных проектах строительства новых ГЭС. Казалось бы, все внимание компании должно быть направлено на усиление снабжения внутреннего потребителя: увеличения мощностей, увеличения генерации, снижения тарифов, сокращения экспорта - крупная программа покроет все издержки.

Но положение точно обратное. Во-первых, в 2010 году выработка электроэнергии упала с 81,6 млрд. квтч до 70,6 млрд квтч. При этом в 2009 году, когда из строя полностью вышла Саяно-Шушенская ГЭС, выработка выросла на 1,7% к 2008 году. Во-вторых, «РусГидро» продавала в Китай около 2 млрд. квтч, 2,8% своей годовой выработки. В-третьих, глава «РусГидро» Евгений Дод говорил о планах экспорта в Китай до 10 млрд. квтч и в Японию до 20 млрд. квтч до 2017 года, уточнив, что достройка ЛЭП в Амурской области позволяет увеличить экспорт электроэнергии в Китай до 6 млрд. квтч.

Сейчас Россия генерирует 1037 млрд. квтч электроэнергии, и для обеспечения 25 млн. рабочих мест потребуется добавить еще по 262,5 млрд. квтч в год, без учета роста потребления, который сам по себе составляет по 3-4% в год. То есть, уже к 2020 году, производство электроэнергии должно вырасти до 1800 млрд. квтч, что едва-едва покрывает прирост потребления и заявленную программу «Единой России». Однако, по расчетам Института проблем естественных монополий, с учетом кризиса и его последствий, в 2020 году у нас генерация будет в коридоре 1150-1320 млрд. квтч, примерно 63-73% от потребной. Чтобы реализовать программу партии, уже сейчас нужно думать, где достать недостающие более чем полмиллиарда киловатт-час, а не гнать ее на продажу и не планировать дальнейший рост экспорта.

Вывод простой: электроэнергии в России для выполнения программы создания 25 млн. рабочих мест нет.

И в этих условиях, «РусГидро», вместе с другими энергетическими компаниями, планирует гнать энергию на экспорт во все возрастающих объемах. У ОАО «Восточная энергетическая компания» самые большие планы - до 60 млрд. квтч в год.

Теперь возьмемся за «Русал».

Алюминий занимает важное место в индустриальных программах, поскольку алюминий и алюминиевые заготовки используются в энергетике, в машиностроении, и с каждым годом доля этого металла в потреблении в различных отраслях промышленности только растет. Потому очень важным фактором является поставка алюминия на внутренний рынок.

На первый взгляд, тут положение хорошее. «Русал» заявил о программе стимулирования потребления алюминия, заявил о росте потребления в 2010 году на 51% до 800 тысяч тонн. На второй - не очень. Вся статистика «Русала» основана на тонком манипулировании фактами. К примеру, что такое 800 тысяч тонн? Это «рынок России и стран СНГ». Понятно, что Россия - основной потребитель, но сколько она потребляет точно, в тоннах? Далее, «Русал» сообщает о росте рынка «в связи с уверенным восстановлением машиностроения, строительной отрасли и упаковочной промышленности». Тут в одну кучу смешаны алюминивые банки для пива, электрический кабель, строительный и отделочный профиль для дорогих квартир и офисов, алюминиевые диски для автомобилей и детали станков и оборудования.

Как разобраться? По данным первого квартала 2011 года распределение продукции по видам было таким: «43% от общего объема составил прокат, 25% – кабельная промышленность, 13% – экструзия и 8% – автопром». Экструзия - это выдавливание сложных профилей, главным образом, строительных. Из всего объема продукции лишь примерно 25-30% (часть кабельной продукции, часть проката и часть экструзии), можно признать продукцией, идущей на укрепление индустрии и оснащение этх самых 25 млн. рабочих мест. Все остальное - чисто потребительская продукция, причем по большей части одноразовая. Около 35% всей продукции внутренного рынка, а это около 280 тысяч тонн алюминия, - это упаковка, банка из-под пива, которую кидают в мусор.

Картина получается не слишком хорошей. Основная часть алюминия, поставляемого на внутренний рынок, идет на потребительскую продукцию, причем в значительной части прямиком в мусор. Бросается в глаза отсутствие литья и штамповок - заготовок для станков и промышленного оборудования. Кабели, конечно, вытягивают промышленное потребление, но не весь кабель идет на оснащение оборудования и предприятий.

Но картину можно существенно дополнить сравнением объема производства алюминия с поставками на внутренний рынок. Так вот, в 2010 году было произведено 4 млн. 83 тысячи тонн алюминия. «Русал» поставляет на внутренний рынок (который «России и стран СНГ») менее пятой части своего производства, 19,5% если быть точным. Из них производственное потребление и того меньше. Если мы примем производственное потребление алюминия в 30% от общих поставок на внутренний рынок, что составит 240 тысяч тонн, то окажется, что «Русал» направляет на нужды российской промышленности 5,8% своего объема производства!

Все остальное это экспорт и потребительство.

Алюминий и электроэнергия тесно взаимосвязаны. Алюминиевые заводы стоят рядом с крупными ГЭС, и 70% энергии с Саяно-Шушенской ГЭС шло на Саянский и Хакасский алюминиевые заводы. «РусГидро» долго и упорно убеждала всех и каждого, что ее работа - для нужд развития и промышленности. Факты показывают прямо противоположное: энергия ГЭС, в алюминиевом выражении, на 80% уплывает прямиком за рубеж, на оставшиеся 14% превращается в стройматериалы для офисов и в банки под пиво. Если в промышленность что и попадает - то сущие крохи.

«Русал» и «РусГидро» гонят свою продукцию за рубеж. Эта картина становится очень наглядной, если рассматривать их вместе, как части единого промышленного комплекса, чем они, собственно, и являются. Следовательно, ни «Русал», ни «РусГидро» не готовятся к выполнению программы «Единой России», они наплевали на нее.

Из этого можно сделать два возможных предположения.

Первое - «Русал» и «РусГидро» - враги «Единой России», раз срывают выполнение плана партии. Второй - программа партии представляет собой исписанную бумагу, выполнения ее не предусматривается изначально, и руководство обеих компаний это прекрасно известно. Уточнить и сказать, какое из предположений является правильным - оставим руководству компаний.