Шутки закончились: за нефтянку Беларуси взялся Игорь Сечин
На модерации
Отложенный
Нет соглашения о временных поставках нефти из России в Беларусь — нет беспошлинных 5-6 млн. тонн нефти для внутреннего потребления. Разговоры о другом раскладе поставок нефти в 2010 году И.Сечин, «похоронивший» «Юкос», отмел сразу же. Он человек серьезный. Впрочем, нефтью в России слабаки не занимаются.
Третий козырь Кремля вброшен в игру
В Александре Лукашенко Россия больше не видит союзника. Разуверилась. Обозлилась и закусила удила. Побоку распиаренный Таможенный союз Беларуси, России и Казахстана. По факту в небытие отправлено никому непонятное Союзное государство. Президенты и премьеры по инерции подписывают документы, которые никого ни к чему не обязывают, которые никто не собирается выполнять. Однако есть один документ, согласно которому действует Россия и который сегодня пытаются изменить белорусские власти. Речь идет о «Соглашении о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов». Его действие закончилось в 2009 г., когда Беларусь уплачивала пошлину на импортируемую сырую нефть в размере 0,356 от размера пошлины на экспорт сырой нефти в России.
Напомним, что правительство Беларуси подписало этот документ 12 января 2007 г. В год подписания Кремль снизил размер вывозной таможенной пошлины для Беларуси со $ 180 до $ 53. Был утвержден порядок раздела пошлин от экспорта нефтепродуктов. По нему в 2009 г. Россия получила 85% всего их объема.
Соглашение было подписано обеими сторонами. Срок его действия закончен. Стороны выполнили свои обязательства. Для Беларуси в плане торговли нефтью с Россией пришло время жить, как все, т.е. покупать ее на общих основаниях, уплачивая стандартную пошлину. Получение льгот сопряжено с предоставлением уступок Кремлю, причем уступок не только экономических. Белорусское правительство, которое сегодня заявляет о беспрецедентном давлении со стороны российских переговорщиков, само подписывало все договора и соглашения. За три года мы должны были слезть с нефтяной иглы и начать жить, как полноценное независимое государство. Не слезли. Более того, еще в долги начали активно залезать.
Лукашенко рассчитывает на то, что Владимир Путин и его Кремль не осмелятся первыми выйти из проектов «союзное государство» или «таможенный союз». Его логика остается неизменной - если мы договариваемся о единой ПВО, имеем общую историю и общего внешнего врага (НАТО, Запад, капитализм), то не может быть и речи об ограничениях на продажу белорусских тракторов, МАЗов или молока на рынке России, равно как и не может быть экспортных пошлин внутри Союзного государства.
Российская сторона делает ставку на экономическое давление, опираясь на те же интеграционные документы. Она хочет получить политические дивиденды от «бумажных» интеграционных проектов, понимая, что власти Беларуси тоже опираются на них, как на аргумент в выбивании себе беспошлинных поставок сырой нефти. Путин уверен, что Лукашенко не выйдет из проектов «союзный договор» и «таможенный союз», потому что подпишет приговор той политике, которую он проводил последние 15 лет, а также нарвется на агрессивный российский протекционизм. До грузинского сценария не дойдет, но наша страна вполне может почувствовать себя в шкуре Молдовы (ограничения по вину), Латвии (шпроты), Польши (по мясу) или Украины (по многим товарным позициям).
Сегодня Россия играет тремя главными козырями: 1) цены на нефть и газ, условия их поставки в Беларусь, 2) правила доступа на рынок России белорусских товаров, 3) кредитование предприятий и правительства Беларуси за счет государственных и коммерческих ресурсов. Вторая и третья карты Кремлем уже активно используются. И вот пришла очередь первой, самой чувствительной. Основания для такой игры появились с истечением соглашения о поставке нефти. Точно такая же ситуация будет по газу в 2011 году.
Минус 10% ВВП
Еще никогда цена вопроса для Беларуси не была такой высокой. Отказ от условий России, озвученных И.Сечиным, может вылиться нашей стране в круглую сумму. Приведем расчеты. В 2009 г. средняя цена импортируемой из России сырой нефти составила примерно $ 339 за тонну. По прогнозу на 2010 год, она будет в районе $ 420. С 1 января 2010 г. ставка экспортной таможенной пошлины составила $ 267 за тонну. Допустим, что она будет такой в среднем за 2010 год. При поставках 6 млн. тонн сырой нефти мы должны будем заплатить только за нефть $ 2,52 млрд. На этот объем «черного золота» объем таможенной пошлины, которую нужно заплатить в бюджет России, составит $ 1,6 млрд. Это 3,2% объема ВВП Беларуси в 2009 году. И это только часть потерь нашей страны.
При объеме закупки Беларусью сырой нефти в 2010 г. в 21 млн. тонн (примерно как в 2009-м) за нее нужно будет заплатить $ 8,82 млрд. Объем пошлины в российский бюджет составил бы $ 5,6 млрд. Это примерно 11% ВВП Беларуси. Огромная сумма. В 2008 г. выручка Беларуси от экспорта нефтепродуктов составила $ 10,7 млрд., в 2009 г. - оценочно будет около $ 6,5 млрд. Очевидно, что при таком раскладе нет смысла покупать такой же объем сырой нефти, как в 2009 г. Более того, более половины нефтяного бизнеса вообще теряет смысл, если его щедро не подпитывать из бюджета. Поскольку в кармане у государства денег очень мало, и без внешних кредитов оно вообще не представляет, как жить, то нам следует ожидать быстрого окончания длящегося с 2003 года нефтяного благополучия.
Нас ждет существенные изменения структуры белорусского экспорта. Если в 2009 г. доля нефтепродуктов в объем экспорта составила около 35%, то в 2002 г., т. е. до превращения Беларуси в нефтяной оффшор, она была 18,4% (валютная выручка составила $ 1,5 млрд.), а в 2003 г. - 19,6% (1,95 млрд.). Значит, в самом жестком сценарии нас может ждать сокращение экспорта нефтепродуктов на $ 3-4 млрд., или на 6-8% ВВП. Это не может не сказаться на доходах бюджета, на темпах роста ВВП и на устойчивости белорусского рубля. Таким образом, новая нефтяная политика России может обойтись нашей стране в круглую сумму примерно $ 4,5-5 млрд. потерь или около 10% ВВП. Да, переговоры будут продолжаться. Высока вероятность того, что новополоцкий НПЗ «Нафтан» и завод «Полимир» перейдут в руки «Роснефти». В этом случае размер убытков для Беларуси будет меньше. Россияне сами себе могут «выбить» более благоприятный режим переработки сырой нефти в Беларуси. Однако расчет на сохранение режима поставок нефти, который был в 2007-2009 гг., тем более в 2003-2006 гг., едва ли оправдан.
Россия отказывается быть нефтяным придатком Беларуси
С 2003 по 2009 г. Беларусь с разной степенью интенсивности использовала Россию в качестве поставщика дешевых энергоресурсов. В отдельные годы объем нефтегазовой ренты достигал 20% ВВП. Именно на это время пришелся период стремительного роста ВВП нашей страны.
На полную мощь работал ресурс интеграционной риторики. Президент В.Путин в свое время заявил о «мухах и котлетах», но ничего не сделал, чтобы реализовать этот принцип. И вот время пришло. Мухи и котлеты (поставки нефти и газа с одной стороны; военное, политическое сотрудничество с другой) могут быть в одном флаконе, только если официальный Минск передаст часть полномочий в Кремль. А.Лукашенко с таким сценарием категорически не согласен. Он продолжает говорить о равенстве партнеров в рамках интеграционных проектов, но Россия слышать не хочет, чтобы маленькая Беларусь в неких наднациональных органах имела такой же один голос, как она. Нет сомнений, что власти Беларуси и России завели отношения между нашими странами в тупик.
Белорусское правительство оказалось не готовым к жестким действиям Кремля с 1 января 2010 . Чиновники, которые вели переговоры, надеялись на магическую силу заклинания «таможенный союз». 1 января 2010 года они вдруг обнаружили, что оно не работает. Решение проблемы нужно искать в реальной жизни, а не в интеграционных баснях.
Напомним одно примечательное высказывание заместителя министра финансов Беларуси Ивана Шунько в октябре 2009 г.: «Пока мы нефтепереработчикам больше отдаем субсидий, чем получаем от них экспортных пошлин на нефтепродукты». Получается, что в сложный для нашей страны год, когда зарплаты и пенсии стагнировали, правительство надежно защищало коммерческие интересы нефтебаронов.
В 2010 году на субсидии нефтепереработчикам запланировано потратить из бюджета более Br 4 трлн. рублей. Этих денег явно не хватит, чтобы обеспечить уровень работы белорусских НПЗ хотя бы как в 2009 г. Очевидно, правительство рассчитывало на продолжение субсидий России. Совмин даже надеялся, что в рамках Таможенного союза Россия согласится вообще снять таможенные пошлины или вернуться к дележу получаемых при экспорте нефтепродуктов пошлины в соотношении 85% для России и 15% для Беларуси. Эти предположения легли в основу расчетов доходной и расходной части бюджета на 2010 год. Денежно-кредитная политика также рассчитывалась с учетом валютных поступлений от экспорта нефтепродуктов в Европу.
И.Сечин с согласия премьера России В.Путина разрушил планы белорусских властей. Договор о Таможенном союзе оказался фиговым листком. Кремлю и российским нефтебаронам нужна не набившая оскомину интеграционная риторика, а конкретные активы в виде белорусских НПЗ и химических заводов. Нужны сегодня и по минимальным ценам. Взамен они готовы для нужд белорусского рынка продавать нефть беспошлинно. И все. Схема «дотационные поставки сырой нефти из России - переработка в Беларуси - экспорт нефтепродуктов в страны ЕС по мировым ценам - получение валютных доходов для нефтетрейдеров и для бюджета РБ» перестала устраивать Кремль.
Сценарии будущего отношений Беларуси и России без нефтяных дотаций
Беларусь пошла на подписание Таможенного союза с Россией и Казахстаном в большой степени ради получения беспошлинной российской нефти и газа. И вот сорвалось. Нет смысла адаптировать наше таможенное законодательство под российское по автомобилям, электронике, продуктам питания и т.д. Кремль сделал свой выбор. Теперь мяч на стороне Александра Лукашенко. Вариантов развития ситуации может быть несколько. Самый сильный ход с позиции стратегии выстраивания равноправных, партнерских отношений с Россией и укрепления институтов независимого государства - выход из Таможенного союза, а также приостановление членства в проекте «союзное государство». При этом правительство Беларуси обязано перестроить свою работу с режима льготной нефти на режим получения энергоресурсов по мировым ценам.
Дальше без криков и обвинений А.Лукашенко мог бы предложить Кремлю подписать полноценный договор о создании зоны свободной торговли. Это значит, что белорусские и российские товары на территории наших стран должны торговаться без тарифных и нетарифных ограничений, а режимы торговли товарами третьих стран определяются каждой из стран самостоятельно. Для реализации этого сценария необходимо решиться еще на одну непопулярную сегодня меру - восстановить таможенную границу с Россией. Именно на ней нужно фиксировать факт пересечения границы для возврата НДС.
Второй сценарий - раздувание конфликта, «горячие» слова в адрес руководителей России, пересмотр транзитной политики по газу и нефти, а также режима налогообложения российских газовых и нефтяных труб. А.Лукашенко не будет выходить из таможенных и союзных договоров. Он будет обвинять Кремль в их срыве. Ухудшение экономического положения, рецессия, невыполнение планов третьей пятилетки - все будет свалено на вероломность Кремля. При этом будут продолжаться попытки договориться с отдельными российскими чиновниками и олигархами, чтобы снизить силу политического давления на Беларусь. Одновременно официальный Минск продолжит заигрывать с ЕС, Украиной и Литвой.
Третий сценарий - подписание предложенного И.Сечиным договора, продажа белорусских НПЗ российских олигархам (одни для «Лукойла», другой для «Роснефти») и резкое увеличение скорости экспансии российского капитала в Беларусь, в первую очередь, через банки. Россия готова заплатить за такой сценарий столько денег (дать кредитов), сколько нужно А.Лукашенко для сохранения политической и экономической стабильности до президентских выборов. Соблазн получить миллиарды долларов дотации и кредитов в условиях экономического кризиса остается очень сильным.
Одновременно А.Лукашенко должен был бы согласиться на формирование полноценных наднациональных органов как Таможенного союза, так и Союзного государства. После того как российские таможенники будут контролировать границу в Бресте и Гродно, введение российского рубля в Беларуси станет лишь вопросом времени. Естественно, унификация внешней и военной политики не заставит себя долго ждать.
Сегодня реализация второго сценария кажется наиболее вероятной. В чисто экономические расчеты входит фактор «президентские выборы». Элементы из первого и третьего сценариев также могут быть частично реализованы. Как бы ни развивались отношения между Кремлем и Лукашенко, сценарий искренней дружбы, свободной торговли и энергетических дотаций можно исключить. Наступает время настоящего испытания на прочность хваленой белорусской социально-экономической модели. Резко вырастает спрос на структурные реформы. Настал час тестирования профпригодности белорусских институтов власти. В разные годы через такие испытания проходили страны Балтии, Грузия, Молдова, Польша или Украина. Результаты оказались самые разные. В 2010 году Беларусь должна будет окончательно избавиться от наследия Советского Союза. Хотя есть риск, что она может ускорить процесс его восстановления в искаженном, усеченном виде.
Комментарии