Каковы уроки Египта

«Миллионная» демонстрация пройдёт 8 июля в Каире под лозунгом «Революция прежде всего!».

Хосни Мубарак получал военное образование в Москве. Египетские генералы, которые отправили «фараона» в отставку и дозволили его судебное преследование, проходили обучение в США.

Избавившись от старого и обросшего многочисленной родней Мубарака, военные подумали, что они «сами». Но почему-то ничего не получается.

Главное требование предстоящей акции, грозящей вновь сотрясти Каир, – «реализация целей Революций 25 января».

«Революция продолжается, так как до сих пор многие требования не реализованы из-за медлительности правосудия, разгула преступности и отсутствия реализации принимаемых решений», – говорится в заявлении организаторов акции.

Долгие годы режим Мубарака делал всё, о чём просили кураторы из США. Или почти всё. Однако в это маленькое «почти» укладывается пусть изрядно ущербная, пусть с изъянами, но модернизация архаичной страны. Она привела к тому, что сегодня Египет населяют десятки миллионов молодых высокообразованных людей. Пройдут годы, и египтяне ещё вспомнят о том, кто дал их стране будущее, и даже вновь поставят ему памятник.

Ну а пока, ведомые местными «несогласными», толпы требуют убрать от власти тех, кто однажды, воспользовавшись их энергией, эту власть захватил. Люди доверчивы и эмоциональны, они не могут понять, что собственными руками разрушают страну. Автору заметки доводилось общаться с образованными и состоятельными египтянами во время «февральской революции». Все как один, они говорили о необходимости «перемен», о том, что Мубарак должен уйти. Никто из них толком не понимал, что значат эти «перемены». Они были будто нами самими образца 1989 года. Как в зеркале, в них отразились мы «перестроечные». Один в один.

Правда путь от «перестройки» до «реформы» у нас занял 5 лет, а в Египте всё может закончиться за год. С учётом того, кто рвется к власти, после могут настать совсем весёлые времена.

О намерении участвовать в пятничной демонстрации на центральной каирской площади Тахрир заявило движение «Братьев-мусульман», а также его политическая партия Свободы и справедливости. Как ожидается, присутствие «Братьев-мусульман» и других партий исламского толка сделает демонстрацию 8 июля наиболее многочисленной, учитывая их популярность в обществе и способность к мобилизации сторонников.

В настоящее время Египтом руководит Высший совет вооружённых сил, а также назначенное им переходное правительство во главе с премьер-министром Исамом Шарафом. Но, как известно, есть у революции начало, нет у революции конца. В стране нарастает волна недовольства уже новым правительством и военными властями, однако до открытого противостояния дело ещё не дошло.

Молодёжные движения и оппозиционные партии недовольны тем, как идут суды над представителями режима Мубарака.

Полицию вновь обвиняют в излишней жестокости по отношению к демонстрантам и требуют отправить в отставку министра внутренних дел. В центр Каира вновь может вернуться хаос.

Столкновения в Египте привели к падению курса египетского фунта, а также к снижению котировок на каирской бирже. Египетское министерство туризма справедливо опасается, что новые волнения замедлят восстановление туристического сектора, в котором заняты порядка 10% трудоспособного населения страны.

Манипуляторы революции, затеявшие перезагрузку Большого Ближнего Востока, и не думают оказывать поддержку военному режиму. Скорее всего, мы скоро услышим из Белого дома призыв идти навстречу требованиям протестующих.

Хосни Мубарак стар, но далеко не глуп. Не случайно он до последнего дня нахождения у власти почти все данные требования игнорировал. Он понимал, что выполнив их, он окажется там, где оказался. Однако ему нанесли удар в спину. И кто же? Армия – любимое детище режима. Но не только она.

Самый главный удар по Мубараку нанесло египетское общество, обязанное его правлению как самим своим существованием, так и относительным процветанием. И пусть читатель, привыкший считать жизнь Египта сплошным ужасом, повторяющий за ТВ клише о двух-долларах-на-день для среднего египтянина, не удивляется. Страна, имевшая пятипроцентный годовой рост экономики, многомиллионный зажиточный класс, хорошую университетскую науку и много чего ещё, включая реальную национальную независимость, – это нечто иное по отношению к совсем недавнему колониальному прошлому. Вот уж где были нищета, деградация, стояние перед Западом на коленях и беспросветность!

Увы, люди слишком быстро забыли по-настоящему плохое. Конечно, режим Мубарака делал много ошибок. Была и коррупция, и «диктат силовиков», и двусмысленности во внешней политике.

Но это, как ни непривычно прозвучит, был модернизационный режим. Хотя бы по отношению к тем же «Братьям-мусульманам», которые могут быстренько загнать Египет в область межконфессиональной резни с изгнанием-истреблением христиан, а далее в глухой и тупой феодализм. Равно как и по отношению к египетским «либералам», которые, как и везде, не понимают ничего, кроме тотальной приватизации и насаждения «самых передовых» западных ценностей.

Египетский народ ждут суровые испытания, потому что у него не хватило разума критично отнестись к ожесточённой пропаганде невнятных «перемен». Также у него не оказалось того системного слоя, который обеспечил бы плавный переход от авторитарной мубараковской модели к новому обществу.

До последнего времени мы думали, что такой силой являются военные, однако им предстоит теперь многое доказать с нуля. Потому что завтра на площадь Тахрир, скорее всего, вернётся прошлогодний февраль.