Политика Газпрома отталкивает Украину

На модерации Отложенный

О потерях бюджета Украины при реализации газпромовских проектов и их возможное влияние  на внешнеполитическую ориентацию Украины

3 Июня с.г. глава Газпрома Алексей Миллер заявил, что Украина останется транзитером российского газа и после строительства газопроводов "Северный поток" и "Южный поток". По его словам, мощности "Северного потока " и "Южного потока" не снимают актуальности транзита газа по территории Украины.

В Украине менее оптимистичный взгляд на эту проблему. В частности, заместитель руководителя фракции Партии Регионов в Верховной раде В. Колесниченко считает, что Газотранспортная Система Украины (ГТС) - это “ржавая труба”, которая никому не нужна. 27 мая премьер-министр Украины Николай Азаров заявил, что считает запуск газопровода "Северный поток" в обход Украины не снижающим актуальность модернизации украинской газотранспортной системы. Премьер-министр отметил, что в свое время принятое Россией решение о строительстве "Северного" и "Южного потоков" было реакцией на ту политику, которую проводило предыдущее руководство Украины. “"Северный" и "Южный” потоки, безусловно, увеличат независимость России с точки зрения поставок газа. Но вместе с тем сохранят необходимость использования нашей газотранспортной системы", - подчеркнул Азаров. Он отметил, что именно в связи с такой ситуацией Украина продолжает вести переговоры с российской стороной относительно поставок газа.

До этого Алексей Миллер констатировал, что спрос на российский газ на внешнем рынке бьет рекорды. «В первом квартале объем поставок газа в дальнее зарубежье превышал соответствующий период 2010 года на 12%, в апреле – более чем на 20% и сейчас, в мае, – на 30%. Суточные объемы поставок газа в Европу соответствуют объемам поставок в зимние месяцы», - сказал Миллер на встрече с президентом России Дмитрием Медведевым. В Газпроме связывают высокий спрос с рядом внешних факторов, в частности, событиями на Ближнем Востоке и Севере Африки, а также с японским атомным кризисом. Стоит ли Украине верить шефу Газпрома?

Пригодится ли России украинская труба

Вопреки вышесказанному, за неделю до вышеупомянутого заявления, 25 мая 2011 года, президент Газпрома Алексей Миллер объявил, что после того, как Россия запустит трубопровод “Северный поток”, транзит российского газа через украинскую территорию уменьшится приблизительно на 20 миллиардов м ежегодно. Это заявление должно быть расценено, как попытка оказать давление на Киев на продолжающихся российско-украинских переговорах относительно будущего украинской системы транзитных газовых трубопроводов.

Однако, мы не должны исключить возможность, что после того, как трубопровод “Северный поток” начнёт работать, транзит через Украину может действительно значительно упасть. В прошлом году Газпром направил 98 миллиардов м газа на территорию Украины, из которой приблизительно 70 миллиардов м пересекли западную границу и были направлены в Западную Европу. Из данного количества, российская компания намеревается, осенью с.г., переадресовать приблизительно 20 миллиардов м своего газа в “Северный поток”, после того, как этот трубопровод полностью войдет в эксплуатацию (первая “нитка” должна быть готова к осени с.г., вторая к 2012 году, а остальные две- к концу 2015 год). В общей сложности в обход Украины уйдёт 55 миллиардов м газа.

Предполагаемые потери  украинского бюджета оцениваются  приблизительно 700 миллионов долларов США в 2012 году и приблизительно в 1 миллиард ежегодно – в последующие годы, до 2015 года. Хотя Газпром заявил, что по протоколу транзита, который он подписал с Украиной в январе 2009,  по ГТС пропустят 110 миллиардов м ежегодно до конца 2019 года, - этот документ не включал штрафов за отказ выполнения обязательств. Судьба другого документа, декабря прошлого года, в котором Газпром согласился послать Киеву 112 миллиардов м газа ежегодно до 2015 года, также неясен. Так что, Газпром за непоставки ни перед кем финансовую ответственность не несёт.

Так или иначе, начиная с этого года, Россия направит 20 миллиардов м  природного газа, изначально предназначенного для поставки в Чешскую Республику и Германию через Украину, - в “Северный поток”. В этом случае, Украине постигнет падение транзита российского газа  на целых 30 % от ее текущего уровня.

С пуском “Южного потока” Украина с Белоруссией потеряют еще 63 миллиарда м  транзитного газа. В итоге, после 2015 года, Киев потеряет право на транзит приблизительно 100 миллиардов м ежегодно, что в денежном выражении равно 3 миллиардам долларам США.

Одним из стратегических интересов официального Киева в отношении Москвы, является транзит российских энергоносителей через Украину.

Изоляция Киева от европейских транзитных путей (перенаправление маршрутов энергоносителей в обход Украины), в дальнейшем, может повлиять на выработку/изменение внешнеполитического вектора Украины. А это, в политическом отношении, может оказаться менее выгодным, чем экономические дивиденды, полученные от реализации новых энергетических проектов.