В этом году в РФ закрывается большинство сельских больниц
Мария Михайловна Соколова из города Епифани Тульской области – медработник на пенсии. Первым ее местом работы был именно городской роддом, закрытый еще в 80-е годы. Последним местом стало отделение «сестринского ухода» в Епифанской больнице - это некий вариант дома престарелых для одиноких и не слишком здоровых стариков. Уходя оттуда, она взяла жить к себе в дом постоянную пациентку этого отделения Любу – 60-летняя женщина, когда-то крепко запивавшая, постоянно ссорилась с больничным начальством, и ее выписали.
В Епифанской больнице, между тем, помимо «сестринского», осталось только терапевтическое отделение. Была и хирургия, и стоматология, и офтальмология – все исчезло за последние 20 лет. А этой осенью, возможно, не станет и самой больницы. «Куда возить? – А в район, в Кимовск, - поясняет Мария Михайловна. – Только по экстренным поводам «скорая» не доедет, видели же наши дороги!»
Дороги и вправду впечатляющие. Как рассказывают епифанцы, в один из поселков неподалеку от городка недавно не доехала «пожарка» - в результате дом, который можно было бы спасти при хороших дорогах, выгорел дотла. Не деревянный, шлакоблочный – такой, как после лесных пожаров построили в сгоревших деревнях Рязанщины и Нижегородчины, надеясь, что уж они-то до конца гореть не будут. Кстати, «скорая» может не доехать еще и из-за нехватки топлива – в Тульской области бензиновый кризис дан в ощущениях, на очень многих заправках просто нет горючего.
Если больница закроется, город приобретет отличное прочное здание на центральной площади Епифани, рядом с реставрирующимся собором. Старое крыло – бывшие присутственные места еще царской постройки, новое появилось в 1970-е годы. Железобетонные перекрытия. Комиссия из райздрава каждый раз хвалит больницу за ухоженный вид, но неизменно обещает закрыть.
При этом Епифань потеряет несколько десятков скудных, но бюджетных рабочих мест. А главное – уйдет ощущение города, места, приспособленного для жизни по хоть сколько-нибудь современным стандартам. «Роддом закрыли – и детей у нас почти не стало, хоть и раньше было мало, - вспоминает Соколова. – Теперь вот больницу закроют, и стариков не останется, вымрут. Кладбище, кстати, у нас за последние годы очень расширилось».
***
Когда-то в Тульской области была совсем другая жизнь, а больницы не закрывались, а строились. В соседнем с Епифанью Богородицком районе есть поселок городского типа Бегичевский, центр небольшого «куста» подобных же поселков вокруг крупной когда-то шахты. На громадном, впору областному центру, здании Дома культуры, на фундаментальном магазине с колоннами и надписью «Продовольственный» на фронтоне – выбиты годы постройки, всё сплошь начало 1950-х.
«О, тогда было хорошо. Была шахта – была жизнь, теперь нет шахты – нет ничего», - почти что слово в слово повторяют и врачи, и нянечки, и пациенты Бегичевской больницы. Она совершенно не похожа на Епифанскую, что находится в 20 километрах от нее: беленые одноэтажные корпуса расположены живописно и с размахом – ни дать ни взять, барская усадьба. В ограде – гипсовые статуи, они-то и помогают понять, что всё это постройки не дореволюционные, а вполне «сталинские». У главного входа – символический ныне белый медведь. К корпусам больницы он повернут задом.
Сейчас, когда с закрытия шахт Подмосковного буроугольного бассейна прошло уже больше 10 лет, сам Бегичевский еще выглядит живым (хотя и весьма запущенным) населенным пунктам, а вот его «пригороды» уже совсем напоминают постъядерную «зону». Скажем, поселок Красницкий встречает въезжающих рядами двухэтажек, в которых на всю улицу найдется с десяток небитых окон. За мрачными руинами есть обитаемые домики и – по странному стечению обстоятельств – отделение почты с новенькой вывеской. В развалинах же, кажется, есть какая-то жизнь – но насколько она разумна, лучше не думать.
Больницу в Бегичевском – прекрасный живописный комплекс, где тоже когда-то было и хирургическое, и терапевтическое отделение – тоже закрывают этой осенью. По крайней мере, так обещают вышестоящие товарищи из района. От этого невесело всем – и сёстрам единственного оставшегося в больнице «сестринского» отделения, и пациенткам. «Скажите, а город Одоев далеко от Богородицка? – спрашивает Ольга Ивановна, самая улыбчивая и живая, но с детства не ходячая пациентка больницы. – У меня здесь брат, ему трудно будет меня навещать, если увезут за 200 километров…»
Зачем и кому понадобилось закрывать больницу – в Бегичевском точно не знает никто. Но уже заранее смирились со своей участью. Ничего не поделаешь, раз шахта закрылась, всё закроется.
Почти о том же думают и говорят в еще одном поселке неподалеку – Новольвовском, Кимовского района. Тамошняя больница – даже не усадьба, а настоящий дворец, тоже сталинской архитектуры. Внутри – 4-метровые потолки, «вечная» плитка, колонны и дворцового размаха лестница на второй этаж. Здесь пока еще осталась «терапия», а вот операционная из хирургического отделения уже переквалифицирована в подсобку. Можно было бы устроить палату, - говорит старшая медсестра Тамара, - но кафель, которым по хирургическим стандартам облицованы стены, такой холодный, что даже со стеклопакетами зимой не согреешься. Современному сельскому здравоохранению не нужны операционные, не нужно и глазное отделение, которое когда-то было на втором этаже дворца. И роддом, опять же, не нужен – рожениц не хватает даже на районную больницу.
Все упомянутые медицинские учреждения – а также еще несколько домов престарелых, а также районная (!) больница Кимовска сейчас – уже в этом году – могут быть закрыты в ходе «оптимизации» здравоохранения. Это с трудом укладывается в голову, но это необходимо понять. Только в двух соседних районах под сокращение, вероятно, попадут не менее полутора сотен врачей и медсестер, пациентов же – в основном это бабушки и дедушки – сконцентрируют в более крупных больницах и домах престарелых.
Если два последние десятилетия здравоохранение в бывших шахтерских районах Тульской области (как и по всей стране) усыхало, то сейчас оно полностью атрофируется. И это убивает надежду на сколько-нибудь простое возрождение российского села. «Кастрированную» до состояния дома престарелых больницу можно относительно малой кровью вернуть в полноценное состояние – закрытую больницу нужно организовывать с нуля, а это в наше время практически нереально.
- До последнего времени у нас только один раз уничтожали больницу: в войну, когда фашисты отбомбились по старому больничному зданию, - вспоминает рассказы родителей Мария Михайловна из Епифани.
***
То, что принято называть «распадом советских хозяйственных связей», оказалось еще не самым страшным бедствием для российской провинции. Страшнее была своеобразная «глобализация» и рыночные отношения. Жизнь стремительно утекает из глубинки, в первую очередь, потому что в общероссийском масштабе сразу целые регионы и отрасли промышленности оказались попросту неэффективными. В этом Россия ничем не отличается от, скажем, Великобритании, где процесс закрытия шахт 30 лет назад был крайне социально болезненным; от Германии, где Рурская долина из лидера экономики надолго превратилась в аутсайдера.
Подмосковный буроугольный бассейн, частью которого и являются заброшенные ныне шахты Тульской области, был известен с конца XVIII века, но самый яркий период в его истории был связан именно с советскими годами. План ГОЭЛРО в своей изначальной версии предусматривал не совсем ту монструозную ЕЭС России, которая была построена в итоге, а куда более «горизонтальную», сетевую структуру. В основе этой сети должны были лежать сравнительно небольшие по масштабам электростанции, работавшие на доступном в данном регионе сырье (ГЭС мощностью до 100 МВт, тепловые электростанции на торфе и разных видах угля). Бурые угли Подмосковного бассейна, неинтересные металлургам и железнодорожникам из-за недостаточной калорийности, использовались именно на таких, регионального масштаба, электростанциях.
Экономику бурого угля, однако, убил природный газ. Когда его подвели к питавшимся ранее бурым углем электростанциям, энергия стала дешевле – зато мало-помалу пропала работа у огромного количества людей. И шахтерские поселки уже десятилетие неумолимо пустеют – из облупившихся стен вылезает дранка, а целых окон в бывших благоустроенных домах передовиков уже толком не осталось. Кстати, это тот редкий случай, когда жизнь покидает поселки с магистральным газом, с пока еще работающими школами и больницами, с торговой сетью и какими – никакими, но асфальтированными дорогами.
Что можно с этим сделать – не до конца понятно. По крайней мере, чиновники из администраций Бегичевского, Епифани и Новольвовского выхода из положения не знают. «Мы прилагаем все усилия, чтобы сохранить больницу, но что поделаешь, если у нас депопуляция», - таков наиболее распространенный ответ на любые вопросы по поводу сворачивания «социалки» в некогда богатом, но внезапно вымершем регионе. Между тем очевидно, что решать надо не медицинскую или образовательную проблему по отдельности – а общую проблему возвращения жизни, развития целых регионов, ставших внезапно неконкурентоспособными на российском «рынке».
Говоря о шахтерских районах Тульской области, можно вспомнить, что до начала индустриализации региона его основной «специализацией» была аграрная. В Епифани, например, с начала XIX века и до революции 1917 года проходила ежегодная ярмарка, одна из известнейших в центральной России. В окрестных уездах процветали почти все виды земледелия, включая садоводство, а «изюминкой» епифанской ярмарки был мёд. Именно от тех времен в городке остались крепкие кирпичные здания присутственных мест и гимназии, огромная площадь и под стать ей гигантский Никольский собор: ярмарка была многолюдной и достаточно прибыльной.
Сейчас черноземы и серые лесные почвы в Тульской области остались теми же – «воткни в землю палку, она прорастет». При должном уходе неленивые хозяева ухитряются успешно жить исключительно своим огородом. У отставной медсестры Марии Михайловны – полгектара картошки и еще гектар огорода; к этому участку, вскопанному и удобренному как по линейке, не придрался бы и европейский фермер. Работает она сама, ее сын и подруга Люба, та самая, которую она приютила у себя. Выход «готовой продукции» таков: в неурожайный год хватает только на себя, в урожайный картошку, огурцы и помидоры можно продавать. Прошлый год выдался неурожайным, но картошка на столе до сих пор своя, как и соленые огурцы с хреном.
Казалось бы, при наличии работающей инфраструктуры, оставшейся от закрытых шахт, и уникальных черноземов в Тульской области можно было бы организовать великолепные фермерские хозяйства, агрохолдинги. Именно так поступили в соседней Орловской области. Можно действовать по-другому – развивать новые, востребованные виды промышленности, превратить бывший шахтный район в новый индустриальный кластер – так сделали недавно в Калужской области. Наконец, можно попробовать возродить, несмотря ни на что, буроугольную индустрию – ведь делают же проекты возрождения даже для торфяной отрасли, которая находится в еще большем упадке. В начале мая в Тверской области обсуждались разные варианты возрождения торфяных хозяйств, а частью они (как и обслуживающая их Кувшиновская узкоколейная железная дорога) уже развиваются и ищут инвесторов для участия в бизнесе.
Если же не делать ничего – вполне комфортабельные пока еще поселки и целые районы – отремонтируй и живи! – медленно, но верно превратятся в пустыню. А государство этому никак не помешает – наоборот, сейчас оно с наслаждением топит «неэффективных», опустынивая целые волости и уезды с тысячелетней иногда историей. И люди, кажется, начинают понимать эту простую вещь: в каждой из больниц сотрудники, вздыхая, говорили, что они, видимо, властям не нужны. Как и их пациенты.
Пока что у провинциальной России еще теплится надежда на Москву. Но и эта надежда – с каждым годом всё слабее.
Комментарии
Статья 125. Оставление в опасности
Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние, -
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.
Человек у нас в проигрыше. Кто в выигрыше?
Вся эта кремлядская и педиросная власть живет только для себя и срать они хотели на несчастный российский народ!
А понять надо что всё что нам не нравиться мы сами себя сделали, а когда поймём это, поймём и главное - сами можем и исправить но лишь тогда когда возьмём на себя всю ответственность за то что есть - то есть поймём что сами всё сделали.
Других вариантов нет и не будет и те кто жирует на современном состоянии дел это знают и сделают всё что бы мы не знали, и у них получается.
НУ НЕ ПОНИМАЕТ народ заботы МеПуЕдрастии о том БЛАГЕ, что несёт АНТИнародный Фронт.
Не понимает. Власть в "искреннем" недоумении.
А для нас - БЫДЛО - знай своё место!
Сцуки!
приложить все усилия для того чтобы эта дьявольская власть не прошла в декабре этого и в марте 2012 года.
БРЕД КАКОЙ!!!!! Там, в этих "аутсайдерских" районах ТОЖЕ уничтожают больницы, школы, да и людей??? Выкидывают в лучшем случае на пенсию, а в худшем (когда работники больницы еще не дотянули до пенсии) в голод. ТАМ ТОЖЕ ТАК??? Что за дебильные попытки (опять) притянуть ниши ПРОБЛЕМЫ (созданные проклятым правительством ЕрЕф) и ИХ (Германия, Англия) проблемки., которые чаще всего не отражаются на жителях и носят исключительно геополитический характер.
- С 1990 по 2010 год Россия «потеряла» 23 тысячи населенных пунктов, в большинстве это сёла и деревни (http://www.lenta.ru/news/2010/06/09/disappear/)
Торгашество и медицина не совместимы (в здравом уме)
Врач, учитель, милиционер, пожарный - вот список государственных профессий. Которые сто процентно обеспечиваются государством. Хотя это конечно не исключает дополнительных приработков напрм. в косметической медицине, хотя какая на... это медицина.
Ишь как удобно устроились.... Как плитку тебе в туалете класть, так я за такие деньги не буду, а как ты меня лечить, так у тебя "призвание" должно быть.
то и участковому врачу сможет выплатить вполне адекватную з.п. сравниму с зп. офицера (а это около 50 т.р.) А плитку вам положат по ср. расценкам нормальные русские мастера, если не станете изображать из себя лоха-полудурка, как например, здесь на форуме по поводу голой жопы детей людей с призванием.
http://www.oblzdrav.vrn.ru/?action=vacancies&&subaction=city
Участковым терапевтам государство доплачивает к зарплате 10 тыщ. деревянных. Прописью : десять тысяч рублей.
А остальным врачам что делать? Им ничего не доплачивают.
Когда нечего ответить самый лучший приём обвинять собеседника в истерике или не адекватности. С чего вы взяли , что я нервничаю? Я спокоен как удав :-))
"Нормальные русские мастера" требуют за свою работу столько, сколько хотят. А хотят они много. Может мне им тоже про призвание сказать ? Я думаю они меня на смех поднимут они скажут, что им надо детей кормить, жён одевать. А на призвание это делать затруднительно. А вот когда они попадают в больницу или поликлинику они тоже как и вы сразу начинают вспоминать про призвание, которое должно быть у врача.
Если плиточник просит с тебя до полуцарства за кв.метр плитки, то он хороший профессионал и адекватно оценивает свой труд. А если за операцию в больнице плиточнику надо заплатить денег - то это врачи-вымогатели совсем совесть потеряли:-)
Это называется дво...
Повторяю русским языком если гос. в лице Медведева-Путина пообещала военным оклад 50 т.руб. тот нет сомнений, что оно гос. сможет выплачивать и врачам такие же зарплаты. А врачи со многих точек зрения поважнее военных будут. В этом надо убедить государство. А это нелегкий вопрос и связан с отменой платной медицины вообще как очевидного уродства колечащего души, вот ведь и вы, как жертва этого аморального явления, уже на плитку все считаете. Перестаньте.
С плиточниками просто - полистайте интернет. Хотя они плиточники до того коварный народ, что лохов чуют по запаху. :) Так что надвиньте поглубже колпак, наморщите нос (перед зеркалом потренируйтесь) и вперед - на переговоры с плиточниками. Избегайте азиатов и украинцев.
Вот бригада подмосковная - бесплатные консультации 8 903 571 29 07 :)
Мы предпочитаем с этого вопроса неуклюже "съехать" на демагогию :-)
Ну-ну, успехов. не жалуйтесь потом, что в поликлиниках нет узких ( да и участковых) специалистов и поэтому очереди длинной в месяц. И не жалуйтесь, что всё больше больниц в райцентрах не делает ни плановых , ни экстренных операций. По санавиации летаем оперировать. А всё почему? А всё потому, что такие вот интернет-"специалисты" полагают, что у этой страны вполне достаточный бюджет для здравоохранения. И врачи получают по 30-40 тыр. Смотрите не разочаруйтесь на операционном столе :-)))))))
PS: а плитку я и сам класть умею, и машину ремонтировать и сантехнику менять. С биндюжниками предпочитаю не связываться.
А может того открыть ООО по грамотной укладке плитки. Ну ещё автосервис. И магаз ин "Сантехника" - может призвание!
А привычка ассоциировать бендюжников с пациентами до добра не доведет. А вот до цугундера запросто, вот тут недавно пациент умирал при входе в больницу. НЕ иначе как бендюжник.
Так что кончайте ка болтать попусту, а подумайте над плиточным бизнесом, а можно ещё клубнику выращивать. :)
Чего ж они не довольны бесплатной государственной медициной? По экономическому устройству она совсем как социалистическая, бесплатная. В конституции так и записано, что все граждане эрефии имею право на бесплатную медицинскую помощь :-) Только в конституции ОБЪЁМ этой помощи лукаво не указан :-) Частная медицинская помощь всегда к услугам, только плати деньги. Не понятно, чем граждане не довольны?
Частную клинику открыть не могу, специальность у меня не "частная".
Который кончился около НИИ Вишневского - депутат "Справедливой России" . Это его коллеги очки втирают в Думе, что проект "Здравоохранение" успешно реализуется. Это они смотрят влюблёнными глазами на дуумвират, когда он перед телекамерами врёт про то, как хорошо, под их чутким руководством, стало наше здравоохранение, образование и т.д. Это его однопартийцы создают видимость "многопартийности". Его мне не жалко.
Здесь я просто препарирую сознание охлоса. Занятно же, до какой степени логической слепоты может дойти человеческое существо в стремлении к Халяве. Не удивительно, что мошенники всех мастей от Мавроди до Ближайшего Банка разводят их на бабки, грабительские проценты по кредитам и т.д. Предвкушение Халявы делает их слепоглухими анацефалами, у которых из всех врождённых рефлексов присутствует только сосательный:-))
Выкинуть вон от медицины всю прохиндиаду из страховщиков, адвокатов и прочего, а то уже и на операцию крелиты предлагают. И органы скоро в ход пойдут для взаиморасчетов. А что вполне допустимо с точки зрения торгашей. Вы нам почку, а мы вам операцию. И ничего такого страшного. У вас же нет капитала.
А вы толкуете про хитрых плиточников и дуумвират.
Вы что не согласны с моим предложением.
Вы считатете что страховая медицина - это нормально нормальная перспектива?
Отвечайте прямо и не юлите - модератор! :|