Человек вождя: мысли о действительности

Можно долго спорить, приходил ли президент на хипстерский остров как будущий вершитель преобразований или как уходящая на покой кукла. Но сегодня, простите, не две тысячи восьмой год, и вести такие разговоры стыдно. Восемьдесят первая статья конституции позволяет въехать туда на длинном и, кажется, черном, автомобиле и ему, и премьеру — нельзя больше двух раз подряд.

Так что гипотетическое заявление Путина о возвращении не станет вторым ГКЧП, и слава богу, честно говоря. Иначе было бы стыдно перед поколением отцов, перед десятками тысяч смелых людей, отстоявших для нас демократию в августе 1991 года. Ведь никто не вышел бы на улицы, даже если бы в основном законе не было написано слово «подряд», а Путин объявил себя в телеэфире императором вселенной.

Но пока они сдерживаются. Держат себя в рамках приличий. Делают вид, что они гипс на теле неокрепшей демократии, но на деле они аморфный серый паразит, облекающий своим липким телом власть и бизнес. И самое страшное, что у нас почти никаких гарантий, что завтра конституционное большинство не примет закон, скажем, об отстреле граждан. В ситуации, когда «Единая Россия» не допускает потерю власти, любые выборы так или иначе условны, а любой орган власти — черный ящик.

Или кафковский Замок — как вам больше нравится.

Возможный приход Путина на двенадцать лет отличается только символом. Незатейливая аллегория плевка в лицо. И окончательная постановка вопроса: смирись, борись или уезжай. Сартр или Камю написали бы трогательную книгу на этом материале.

Но не переживайте. Скорее всего обозреватель «Ъ-Власти» прав: объяснять, почему избранник, которого все хвалили да хвалили, вдруг оказался не годен на второй срок будет крайне сложно, не подставившись. Так что мы не потеряем даже такие великие медведевские достижения в сфере демократизации вроде возможности для ведущих «России-24» фрондерствовать в прямом эфире.

Но это-то неважно.

Главная мораль вчерашней истории состоит в том, что всякий, делающий свое дело, за пределами Замка, обречен на успех. Например, телеканал «Дождь» или вот этот сайт, который вы сейчас читаете. Начали мы, начните и вы. И однажды не мы окажемся за колючим забором Замка, а он — в резервации мира нормальных людей.