Прибалтика: Евросоюз слезам не верит

С начала 90-х годов жителям бывшего СССР всеми способами и на всех уровнях вколачивали, что Европа — это круто.

Для интеллигентов бытовала версия, что именно там скрывается свобода мнений, демократия и равенство. Рабочий класс совращали европейскими зарплатами и открытым рынком труда. Молодежь — высоким уровнем образования и свободой перемещения. Не мудрено, что когда 1 мая 2004 года Евросоюз открыл двери перед тремя прибалтийскими республиками, большинство местного населения восприняло это как обретение долгожданной «евронирваны». Надежды действительно во многом оправдались: границы открылись, кредиты стали доступны всем, а выборы в парламенты проходят под чутким надзором европейских демократов.

Но это одна сторона медали. Вторая выглядит менее желанно. Я про социальную ответственность, считающуюся нормой в большинстве стран ЕС, но представляющуюся чем-то варварским для жителей бывших советских республик. 

Например, когда недавно глава Тапаской больницы в Эстонии Айвар Куузик позволил себе заявить, что «государство не должно оплачивать лечение таких заболеваний, в возникновении которых человек виноват сам», его едва ли не предали анафеме.

Между тем, например, в Великобритании «версия Куузика» работает уже не первый год. Врачи «старой» Европы справедливо, в общем-то, считают, что если человек курит, то он сам виноват в проблемах с легкими и сердцем. Если диабет второго типа и деформация позвоночника стали следствием ожирения, то государство не должно лечить любителя чипсов и кока-колы за счет других налогоплательщиков. А алкоголик должен пропустить вперед в очереди на пересадку печени приверженцев трезвого образа жизни...

Но эстонцы, так же как латвийцы и литовцы, слишком хорошо помнят бесплатную советскую медицину, когда лечили, может, и плохо, но всех и бесплатно. Когда не надо было вкалывать до седьмого пота, чтобы отложить себе на старость, потому что хоть и небольшая, пенсия была гарантирована всем. Когда каждый выпускник вуза был уверен в трудоустройстве, пусть и на границе с Полярным кругом.

Дорога из Советского Союза в Европейский по-прежнему таит в себе резкие повороты и неприятные открытия, но пути назад, может, и к сожалению многих, уже нет.